Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как видите, личность основывается на морали, на моральных принципах



И. Кант полагал, что все эти прекрасные качества — способность быть господином самому себе, иметь принципы должны быть выработаны, сформированы, причем добровольно, т. е. свободно, при условии доброго желания самого человека. Иначе говоря, личностью каждый делает себя сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует.

Подчеркнем близость позиций философа и современной науки. В науке обосновывается мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся. Личность формируется в определенных общественных условиях, постепенно усваивая опыт поколений.

3. Антон – ученик 9 класса. Помимо учебы, Антон много свободного времени отдает компьютерным играм. Как могут развиваться события, если Антон будет отдавать предпочтение играм?

Билет 4.

Нация. Межнациональные отношения.

Нация — это развитая историко-культурная общность людей, возникающая в ходе длительного развития на основе рода, племени и народности и представляющая собой социально-экономическую и политическую целостность.

Национальность человека — это его принадлежность к определенной нации или народности. Возникновению нации предшествовали такие формы совместного существования людей, как род, племя и народность.

Род — это небольшой коллектив людей (20—30 человек), скрепленный кровным родством. Это исторически самая первая и простейшая форма общежития людей.

Племя — это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения. Постепенно появляются единый языковой диалект, единство религиозных представлений, наличие собственного имени, а также органы власти, не носящие политического характера (совет старейшин).

Народность — возникает при разложении первобытнообщинного строя на основе союзов племен и предшествует нации. В отличие от племени в народности преобладают не кровнородственные, а территориальные и культурно-языковые связи.

Нации присущи следующие признаки:

• национальный язык и письменность;

• определенные достижения духовной и материальной культуры (имеется в виду наличие особых культурных ценностей, присущих именно этой нации, национальный эпос, литература, искусство, культура);

• национальное самосознание, т.е осознание своей принадлежности именно к данной нации;

• национальный менталитет (особое восприятие окружающего мира, особые поведенческие нормы, особенности мировоззрения в целом);

• особые этнические признаки (преобладающий цвет глаз, волос, темперамент и т. д.).

Нации в большинстве стран окончательно сложились в XVII—XVIII вв., в период преодоления феодальной раздробленности общества, укрепления политической централизации и перехода к буржуазным отношениям. В целом же наличие государственности не является признаком нации (в прошлом евреи, в настоящее время курды, албанцы в Косово не имели или не имеют собственного государства, но нациями являются). Ранее (XVII—XVIII вв.) особое внимание уделялось этнической составляющей нации, а в настоящее время — духовной.

В настоящее время выделяются две основные тенденции в развитии межнациональных отношений: национальная интеграция, т. е. национальное объединение (например, страны Евросоюза), и национальная дифференциация, т. е. национальное обособление. Тенденция к национальной дифференциации в основном распространена в многонациональных государствах, и прежде всего в тех, в которых права малых наций не соблюдались долгое время. Главная их цель — это создание собственного национального государства. Часто достижению этой цели сопутствуют экстремизм и терроризм (ранее — это почти все колониальные страны, в настоящее время — албанцы в Косово, франкоканадцы в Канаде, валлоны (франкоговорящее население) в Бельгии, баски и каталонцы в Испании, курды в Турции и Ираке).

Развитие этих тенденций не зависит от уровня экономического благосостояния страны (Канада, Бельгия являются экономически развитыми странами но межнациональные проблемы там присутствуют). Часто проблема межнациональных конфликтов связана с религиозными противоречиями, которые могут даже превалировать (Северная Ирландия, Косово), Существует и еще одна межнациональная проблема это создание единой нации в масштабах всей планеты. Возможно ли это? Большинство ученых считают, в ближайшем будущем это маловероятно.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали распри, кровавые конфликты. И в современном мире продолжаются национальные конфликты.

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малочисленные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят в состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.

Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Все свое — хорошо, все чужое (т. е. свойственное другой нации) — плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы, не задумываясь, оправдывать все, что было в истории своего народа,— и хорошее, и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

Межнациональные отношения в современном обществе. Во второй половине 80-х гг. XX в. в некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате — 1986 г., Сумгаите — 1987 г., Абхазии — 1988 г., Фергане — 1989 г., с 1988 г. Нагорный Карабах стал зоной армяно-азербайджанского конфликта и т. д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами.

Каковы причины этих конфликтов? Одна из главных причин — территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылались на историю. Поскольку территориальные границы не всегда четко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.

Причиной конфликта бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти — все это могло стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.

Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты обучать детей на родном языке, возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, отношения в обществе становятся напряженными.

Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 434 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...