Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитию марксистской философии в большой степени способствовали Август Бебель, Карл Каутский, Г.В.Плеханов и В.И.Ленин



ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА 19 – НАЧАЛА 20 ВЕКОВ

Каков человек, такова и его философия.

И.Фихте

Вся классическая философия, включая марксизм, обладала одним существенным недостатком: она внесла значительный вклад в объяснение рациональных форм духовного опыта, но не предпринимала попыток проанализировать бессознательные процессы, которые невозможно подчинить контролю разума. Многие философы понимали, что сущность человека не исчерпывается только лишь сознательной деятельностью и социально-рациональными отношениями. Поэтому в ряде учений 19 – начала 20 вв. был сделан акцент на одном из нерациональных элементов психики. Воля, инстинкт, подсознание – вот три фактора, ставших предметом исследования философов-иррационалистов.

У истоков иррационализма стоял немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), написавший в 1818 году свой главный труд «Мир как воля и представление». Шопенгауэр, как и Фейербах, выстроил своё учение на критике гегелевской философии. Однако он не принял и материализма Фейербаха. Испытав сильное влияние Канта и буддийской философии, Шопенгауэр пришёл к созданию мистического по сути учения. Разум – в понимании классической философии – был объявлен фикцией. Всей сущностью человека, по мнению Шопенгауэра, управляет воля, которую философ объявил субстанцией и первоначалом бытия (такая позиция называется волюнтаризмом). Мир, согласно учению Шопенгауэра, есть не что иное, как воля к жизни и существует в нашем сознании как представление. Воля пронизывает всё материальное бытие. Воля – творящее начало Вселенной. Всё, что есть и в мире, и в человеке, порождено волей. В частности, интеллект ограничен лишь целями самосохранения и удовлетворения потребностей. Интеллект человека, согласно Шопенгауэру, подобен когтям и зубам зверя. Интеллект – лишь инструмент воли. Интеллект утомляется, воля – никогда.

Мир тоже непознаваем рациональным путём, он постижим лишь на уровне сверхразумной интуиции. У воли – как вселенской, так и личной, человеческой, нет ни причин, ни оснований, она свободна и автономна, она порождает желания человека и побуждает его к действию.

Философия Шопенгауэра в области этики перекликается с некоторыми положениями буддизма. Воля к жизни – это злая сила, источник страданий. Причём страдание носит неотвратимый характер. Избавление от страданий, именуемое счастьем, как правило, иллюзорно, и приводит либо к новому страданию, либо к скуке. Воля к жизни правит миром, который подвержен случайностям и потому не имеет ни смысла, ни целесообразности. Человек ничего не способен изменить, однако может ограничить свои волевые усилия, погрузиться в самосозерцание и тем самым уменьшить страдания. Чем меньше человек зависим от плоти, чем меньше его рациональные устремления, тем менее трагично его бытие. Развивая это положение этики Шопенгауэра, его последователь Э.Гартман призывал своих единомышленников к коллективным самоубийствам.

Блестящие способности стилиста, писателя сделали Шопенгауэра популярнейшим философом в Европе и в России. Лев Толстой, снисходительно относившийся к большинству европейских философов, будучи по ряду позиций оппонентом Шопенгауэра, держал в рабочем кабинете его портрет.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 202 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...