Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура Древней Руси



Особенности древнерусской культуры. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д. Отличительной чертой культуры Киевской Руси был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии.

Культура Киевской Руси была основана на сочетании традиций восточно-славянских племен и кочевых степняков. Но особенно сильным оказалось влияние зрелой Византии. Начало новой эпохе было положено принятием христианства (988 г.), когда русские княжества вошли в византийский ареал и восприняли один из наиболее развитых на тот момент в мире типов культуры. Выбор, сделанный князем Владимиром, имел серьезные основания; не будет преувеличением сказать, что он предопределил всю дальнейшую историю русской культуры. Во второй половине ХII – начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции. Монгольское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

Письменности и грамотность в Древней Руси. Принятие христианства способствовало развитию письменности, просвещения. Братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий во второй половине IХ в. создатели славянскую азбуку (глаголицу), вскоре переработанная ими с использованием греческого письма. Так появилась нынешняя азбука, «кириллица», которая используется до сих пор (позже упрощена Петром I, затем в 1918 г.). Грамотность среди горожан Древней Руси нашла широкое подтверждение в связи с археологическими раскопкам в Новгороде, начатыми в 1951г., где обнаружены берестяные грамоты. В настоящее время найдено более тысячи грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. По оценкам археологов грамотными на Руси были не менее 10% горожан.

О распространении грамотности свидетельствует также огромное количество надписей (граффити), обнаруженных на стенах древних соборов. При городских церквях создавались начальные школы. Но такое образование не было массовым. Развитие образования и письменной культуры до конца XVII в. обеспечивала церковь.

Литература. Среди жанров древнерусской литературы, поражающей богатством и разнообразием, первое место занимает летопись (летописные своды). Наиболее известные летописи, дошедшие до нас – «Повесть временных лет», один из самых главных источников по истории Киевской Руси, Псковская, Ипатьевская, Лаврентьевская. В летописании периода раздробленности ведущей была идея преемственности и единения русской земли со времен Киевской державы.

Распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых – «жития», наиболее известное – житие князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе, житие Феодосии Печерского. Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и другие, донесшие до нас важнейшие проблемы, которые волновали писателей того времени: призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и страну.

Выдающееся произведение периода удельной раздробленности, ставшее вершиной древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

Из монастырей выходили первые поколения русской интеллигенции: первый митрополит Иларион, автор выдающегося публицистического произведения «Слово о законе и благодати», летописец Нестор – автор «Повести временных лет», иконописец Алимпий. От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг, древнейшая из них «Остромирово Евангелие» (1056 – 1057). Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания.

Зодчество и живопись. До принятия христианства Русь не знала каменного зодчества – постройки были деревянные или деревянно-земляные. От домонгольского времени до нас дошли более 150 памятников архитектуры, Первые каменные храмы на Руси построили византийские мастера, интерьеры зданий были украшены мозаиками и фресковыми росписями.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное в Киеве греческими мастерами в конце Х в. – Десятинная церковь в честь Богородицы, разрушенная во время монгольского нашествия. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037 г.), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, возведен Спасский собор в Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 храмов XI начала - XII в., близких по стилю. Классический тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол.

Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески изображение, образ). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже ХI-ХII вв. Эта икона получила название Владимирской божьей матери и является одной из самых почитаемых святынь древней Руси. «Богоматерь Владимирская» - одно из совершеннейших произведений мирового искусства. Среди древнейших дошедших до нас икон XI – начала XIII вв. – Спас Нерукотворный, Ангел Златые Власы, Богоматерь Ярославская, Георгий Победоносец. Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев XI в.: Алимпий, Георгий и др. Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития.

Влияние раздробленности и золотоордынского ига на развитие культуры. С распадом единой державы начинают складываться местные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII – начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения в храмах уступали место фрескам. К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся сохранившиеся до наших дней, хотя порой и в перестроенном виде Золотые ворота, парадные храмы – Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, воплощавшие царственное величие и претензии на главенство владимирской земли в системе русских земель; остатки дворца князя Андрея в Боголюбове, церковь Покрова на реке Нерль; соборы Переяславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

В Новгородско-Псковской земле строились небольшие кубические одноглавые церкви – Федора Стратилата на ручью (1360 г.), Спаса на Ильине улице (1374 г.). Расписывали их лучшие мастера своего времени, такие, как Феофан Грек. Известные памятники Новгорода – соборы Юрьева и Антоньева монастырей, церковь Спаса на Нередице (1199 г.). Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке. Мозаика изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты – кусочков цветного стекла. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской.

Монгольское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений, сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось. С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись), К 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Широкую известность получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др. Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей – «Сказание о Мамаевом побоище», патетическая поэма «Задонщина», построенная по образцу «Слова о полку Игореве».

Несмотря на ужасы монгольского завоевания русская культура выстояла и сохранила свой самобытный характер.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 238 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...