Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Человек как предмет философского анализа. Проблема биологического и социального в человеке



Человек – одна из основных проблем философской рефлексии. В истории философской мысли складывались разные образы человека. У Демокрита человек — часть космоса, единого «порядка» и «строя» природы,микрокосм, отображение и символ Вселенной. У Аристотеля - живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни. Декарт в разуме человека видит специфическую особенность человека: «мыслю, следовательно, существую». Б. Франклин рассматривает человека как животное, производящее орудия. В классической немецкой философии человек выступает как субъект духовной деятельности, созидающий мир культуры, как носитель общечеловеческого сознания, всеобщего начала — абсолютного духа, разума. И. Кант видит в человеке существо, принадлежащее двум различным мирам—природной необходимости и нравственной свободе. В центре философского учения Л. Фейербаха — человек, понимаемый как венец природы, как гармоничное единство «я» и «ты».

Человек, как и все другие живые существа — часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение - конечностей и всей его природной конституции. Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами:

— производит жилище, одежду, орудия труда, а животное лишь использует то, что уже есть;

— изменяет окружающий мир не только по потребностям своего вида, но и по законам познания этого мира

— может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии

— способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам;

— осмысляет и планирует свою жизнедеятельность

Будучи биологическим существом человек выходит за рамки биологического. Человек — общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт. Человеком же разумным становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

40. Проблема личности в философии. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия.

Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как

личности, каково ее место в мире и в истории. Личность имеет сложную

структуру и интерпретацию. Личность

определяется теми социальными функциями, которые человек выполняет в

обществе. Но если говорить так, то нельзя раскрыть внутренний мир человека, так как фиксируется только его поведение, а оно не всегда

выражает действительную сущность человека. Более полная интерпретация

личности получается, когда ее рассматривают в сущностном плане. Личность -

индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей,

субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических,

эстетических всех иных социальных норм, Проблема личности интересна в философии экзистенциализма. Там человек познает сущность через свое существование. Для того чтобы понять смысл любой формы бытия, чтобы человеку обрести свою непосредственную сущность, свободу, он должен освободиться от господствующих ценностей, норм, установок. Освобождение происходит тогда, когда человек оказывается на границемежду бытием и небытием: перед лицом смерти, в страданиях, черезчувство вины, в борьбе.В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности человека перед обществом. Свобода личности – это специфический способ бытия человека, связанный с осознанным выбором поведения, который реализуется в практической деятельности.Самое главное в свободе – это выбор. Выбор представляет для человека трудность, выбирая, человек не только приобретает, но и теряет. Свобода выбора всегда порождает ответственность. Свобода человека есть часть свободы общества(нельзя быть свободным в несвободном обществе)

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества. В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Смыслы человеческого бытия

Только человек способен выработать понимание смысла жизни. Человек вырабатывает это понятие и борется за его реализацию. Эффективность этого поиска зависит от меры свободы и ответственности человека. В философии сложились концепции, которые отразили смыслы жизней людей разной эпохи или разной культуры.

1. Гедонизм Жить – значит наслаждаться (наслаждение-высший смысл бытия, а страдания не лишены смысла, если они помогают чел. переносить невзгоды)

2. Эвдемонизм стремление к счастью как подлинному предназначению человека. Здесь счастье=отстутствие страха перед Богом, перед страданием и смертью. Счастье не принесут богатства и слава ит.д. Счастье не может быть без страданий.

3. Прагматизм Смысл жизни сводится к выгоде, успеху. Цель оправдывает средства.

4. Религиозная концепция. Цель жизни – царство небесное. Праведная жизнь на земле во имя любви к Богу.

5. Концепция долга. Отречение от всего личного во имя общественного долга. Жизнь во имя служения идеала.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 2793 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...