Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
2) Идеи развития и всеобщей взаимосвязи явлений материального и духовного мира.
13. Представители русского космизма – это:
1) Н. Федоров
2) Вл. Соловьев
3) К. Циолковский
4) В. Вернадский
5) А. Чижевский
6) Н. Бердяев
14. Соотнесите имена философов и их понятия:
К. Циолковский | Монизм | ||
Вл. Соловьев | Богочеловечество | ||
Н. Бердяев | Свобода | ||
В.Вернадский | Ноосфера |
114. Ф.Достоевский в 60-е годы Х1Х века стал одним из лидеров …
· «Классического» славянофильства
· Анархизма
· Народничества
· Почвенничества
· Русского космизма
· Социалистического движения
115. Будущее социалистическое общество в романе "Что делать?" нарисовал...
· Аксаков
· Герцен Ленин
· Достоевский
· Киреевский
· Чернышевский
116. Н.Чернышевский разрабатывал этику...
· «Разумного альтруизма»
· «Разумного гедонизма»
· «Разумного индивидуализма»
· «Разумного эвдемонизма»
· «Разумного эгоизма»
117. Н.Чернышевский был сторонником...
· Антропологического материализма
· Вульгарного материализма
· Диалектического материализма
· Научного материализма
· Объективного идеализма
· Субъективного идеализма
118. Л.Н.Толстой на первое место ставил не философию, а представленную в религиозной форме...
· Идеологию
· Право
· Психологию
· Эстетику
· Этику
119. Термин "ненасилие" в мировоззрении Л.Н.Толстого означает...
· Бездействие
· Непричинение зла другому
· Середину между добром и злом
· Сотворение добра
120. Представитель русской религиозной философии второй половины Х1Х - начала ХХ веков...
· Бакунин
· Вернадский
· Герцен
· Соловьёв
· Чаадаев
· Чернышевский
121. Наибольшее влияние на формирование русской идеалистической философии оказал...
· Гончаров
· Достоевский
· Тургенев
· Чернышевский
· Чехов
122. Философию В.Соловьева называют философией... всеединства
· Абсолютного
· Объективного
· Относительного
· Отрицательно
· Положительного
123. Согласно В.Соловьеву, три абсолютные ценности - благо, истина и красота - всегда образуют единство, смыслом которого является...
· Благо
· Вера
· Любовь
· Надежда
· Справедливость
124. Автор произведений "Оправдание добра" и "Чтение о Богочеловечестве" -...
· Аксаков
· Бердяев
· Герцен
· Достоевский
· Соловьёв
· Толстой
125. Основой философии В.Соловьева является идея...
· Всеединства
· Естественного права
· Непосредственного перехода к социализму, минуя капитализм
· Непротивления злу насилием
· Правового государства
126. Разрабатывал принцип всеединства в русской религиозно-идеалистической философии...
· Герцен
· Киреевский
· Радищев
· Соловьёв
· Хомяков
· Чернышевский
127. Основа всего существующего, согласно В.Соловьеву, -...
· Абсолютная идея
· Абсолютно сущее
· Мир идей
· Мировая воля
· Мировая душа
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817 — 1860) — русский историк, философ, представитель славянофилов. Считал, что самодержавие, православие, народность — три кита русского быта, залог процветания России. Основные сочинения «Ранние славянофилы», «О современном человеке».
БАКУНИН Михаил Александрович (1814 —1876) — революционер, один из идеологов анархизма и народничества. С 1868 член 1-го Интернационала, выступал против линии К. Маркса и его сторонников. Труд Бакунина "Государственность и анархия" (1873) оказал большое влияние на развитие народнического движения в России.
БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич (1811—1848) — русский литературный критик и философ, публицист. В философии развивал учение Гегеля, его диалектический метод. Ввел в русский разговорный язык много понятий из западноевропейской философской литературы (непосредственность, воззрение, момент, отрицание, конкретность, рефлексия). Основные сочинения — статьи «Литературные мечтания», «Мысли и заметки о русской литературе», «Избранные философские сочинения» (1948).
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874 – 1948) — русский религиозный философ. От марксизма перешёл к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Основные сочинения: «Смысл творчества» (1916), «Смысл истории» (1923), «Миросозерцание Достоевского» (1923), «Философия свободного духа» (Т. 1-2, 1927 — 1928), «Русская идея» (1946), «Самопознание» (1953).
БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871 — 1944) — русский богослов, философ, экономист. От марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, в начале 1900-х гг. перешёл к религиозной философии, в 1920-х гг. — к православному богословию. Вслед за Вл. Соловьёвым считал своей центральной задачей обоснование целостного христианского мировоззрения. Спасение России искал на пути религиозного возрождения, реализации идеи боговоплощения. Основные труды: «Свет невечерний» (1917), «О Богочеловечестве. Трилогия» (1933, 1936, 1945).
ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863 — 1945) — советский естествоиспытатель и мыслитель, развивал учение о ноосфере с позиций материализма. Согласно Вернадскому, человечество, овладевая законами природы и развивая технику, все более преобразует природу соответственно своим потребностям, и потому ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению, чему способствует выход человека в космос и проникновение в глубины планеты. Основные сочинения: «Биосфера», «Научная мысль как планетное явление», «Несколько слов о ноосфере», «Живое вещество» (1978).
ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812 — 1870) — русский писатель, публицист и философ, основоположник народничества. На его становление оказала влияние французская социалистическая литература. Основные сочинения «Дилетантизм в науке» (1842 — 1843), «Письма об изучении природы» (1845 — 1846), «С того берега» (1847 — 1850).
ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич (1813 — 1855) — русский историк, общественный деятель, философ, глава московских западников. Глубоко разрабатывал исторические проблемы. Приверженец философии Гегеля, в последствии перешел к дуализму духа и материи.
ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836 — 1861) — русский литературный критик, просветитель, философ, публицист. Затрагивал вопросы педагогики, эстетики, философии. Философия должна быть связана с практикой, основываться на здравом смысле. В основе природы и человека лежат не противоположности, а единство и гармония. Основные сочинения: «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» (1858) «О значении авторитета в воспитании» (1857).
КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806 — 1856) — русский религиозный философ, литературный критик, публицист, представитель славянофильства. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса европейского просвещения. Задачей самобытной русской философии считал переработку передовой философии Запада в духе учений восточной патристики.
САМАРИН Юрий Федорович (1819 — 1876) — русский философ, историк, общественный деятель, представитель славянофилов. Стремился примирить учение Гегеля с учением православной церкви. Утверждал, что истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, то есть и духу в его живой цельности. Основные сочинения «Окраины России» (1868 — 1876), «Чем нам быть?» (1875).
СОЛОВЬЁВ Владимир Сергеевич (1853 – 1900) — русский религиозный философ, поэт, публицист, мистик. Проповедовал объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей, утопический идеал всемирной теократии. Основные сочинения: «Кризис западной философии» (1874), «Чтения о Богочеловечестве» (1877 — 1878), «Россия и Вселенская церковь» (1889), «Смысл любви» (1892 — 1894), «Оправдание добра» (1897 — 1899).
СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович (1813 — 1840) — русский мыслитель, поэт, основатель философского кружка (кружок Станкевича), разрабатывал этические проблемы.
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 — 1910) — граф, русский писатель. Исследование изменчивости внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходит через всё его творчество. С конца 1870-х гг. пережив духовный кризис, захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» («толстовство»), Толстой приходит ко всё более непримиримой критике общественного устройства. Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения. Основные труды: эпопея «Война и мир» (1863 —1869), роман «Воскресение» (1889 — 1899), повесть «Крейцерова соната» (1887 — 1889), драма «Живой труп» (1900).
УМОВ Николай Алексеевич (1846 — 1915) — физик-теоретик, видный представитель русского космизма. Ввёл понятие плотности потока энергии, сформулировал уравнение движения энергии. Философские идеи: явление жизни — случайность, но, возникнув, именно она движет судьбу Вселенной; обладая стройностью и увеличивая качество этой стройности во все новых и новых живых существах, она гармонизирует мертвую материю, собирает и претворяет рассеянную в пространствах энергию в органические ткани. Основные работы: «Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина» (1909), «Роль человека в познаваемом им мире» (1912).
ФЁДОРОВ Николай Фёдорович (1828 — 1903) — религиозный мыслитель, один из основоположников русского космизма. Выдвинул «проект» всеобщего воскрешения умерших «отцов» и преодоления смерти средствами современной науки: автотрофного производства, искусственного тканетворения, освоения космоса и управления космическими процессами. Основной труд: «Философия общего дела» (Т. 1 — 2, 1906 — 1913).
ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882 — 1937) — русский философ и богослов, физик, математик, инженер. В сочинении «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» (1914) разрабатывал учение о Софии (Премудрости Божией) как основе осмысленности и целостности мироздания. В сочинениях 20-х годов стремился к построению «конкретной метафизики»: труд «У водоразделов мысли» объединяет исследования в области лингвистики и семиотики, искусствознания, философии культа и иконы, математики, экспериментальной и теоретической физики — попытка соединить истины науки с религиозной верой.
ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804 — 1860) — православный богослов, философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства. Выступил с учением о «соборности» — союза индивидов, собранных во имя идеи Бога и любви в свободное и органическое единство. Боролся с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати. Основной труд: «Семирамида».
ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857 —1935) — учёный и изобретатель, основоположник космонавтики. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашёл ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Представитель русского космизма. Основные философские труды: «Монизм вселенной» (1928), «Очерки о вселенной» (1934 — 1935).
ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794 — 1856) — русский философ, мыслитель и публицист. Родоначальник русской религиозной философии. Считал, что только христианство придает нравственный смысл истории. Положение России между Западом и Востоком реализует ее предназначение быть вместилищем истории всего мира, основанном на принципе сближения и воссоединения. Основное сочинение «Философские письма».
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828 — 1889) — публицист, литературный критик, писатель. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в романах «Что делать?» (1863) и «Пролог» (1867 – 1869).
ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897 — 1964) — советский ученый, биофизик, историк, основатель космической биологии. Основные сочинения: «Физические факторы исторического процесса», «Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца».
Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 3480 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!