Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Джон Дос Пассос

Биографические данные: 14.1.1896, Чикаго, — 30.9.1970, Балтимор, американский писатель португальского происхождения

Престижной школы в Коннектикуте;

путешествие в Европу и на Ближний Восток для изучения классического искусства, литературы и архитектуры;

Гарвардский университете:

Доброволец, а затем солдат армии США с 1917 г.;

Слушатель курсов по антропологии в Сорбонне.

1928 года поездка на несколько месяцев СССР.

Высказывания: 6700 7960

«Он готов последовать примеру французского писателя Рембо, творчество которого - пощечина традиционному искусству, а жизнь - протест против традиционного уклада, лишь бы избавиться от всех Гриноу (фамилия целого ряда американских деятелей, мало чем замечательных, но весьма чтимых в Америке), от дистиллированной пустоты университетского воздушного колокола, от плоских заповедей университетской рутины». И.Кашкин

«Он мечтает быть новым Свифтом, оружием которого - желчным смехом - можно сшибить признанные академические репутации всех Гриноу, словно мишени-болванчики в тире». И.Кашкин

«Менталитет поколения воплощен в его языке. Писатель запечатлевает различные аспекты этой живой речи в печатном слове. Осваивая языковые пласты, он открывает благодаря им формы мировосприятия целого поколения. Это и есть история. Писатель, отражающий мир непосредственно, - «архитектор истории». Дос Пассос

Говоря о Дос Пассосе отмечают его новаторские литературные эксперименты, своеобразный авторский почерк, поиск новых романных форм, соединяющих документальную, биографическую и лирическую прозу.

Писал в период между 1 и 2 мировыми войнами, причисляется к писателям «потерянного поколения», самым знаменитым из которых стал Хэмингуэй. Считается одним из создателей экспериментального романа. Критиковал американскую литературу, обвиняя ее в анемичности, оторванности от жизни.

После времени, проведенного на войне, испытывая к ней глубокую неприязнь, с убежденностью говорил: «Если я в чем-то убежден, так это в том, что национализм, патриотическая трескотня все более способствуют порабощению людей молохом войны. Патриотизм – маска, скрывающая алчность торговцев и амбиции честолюбцев. С помощью подобного оглупления людей толкают на то, чтобы жертвовать собой во имя воздвигнутого алтаря, вне зависимости от того, какому бесстыдному божку они поклоняются». Утверждал, что в Америке «отсутствует сострадание» и все захлестнуло «пугающее безразличие мыслящих людей».

Дос Пассос дегероизировал войну, применив новую технику повествования, репортажную, избегая прямых описаний боевых действий и пафоса устрашения читателя картинами крови и страданий. Вместо этого, он представляет войну и армию бездушной машиной, которая равнодушно крошит жизни и судьбы людей. Становясь ее винтиком, человек теряет индивидуальность, становится причесанным под одну, указанную другими гребенку.

Цивилизацию Дос Пассос называет «огромной башней лицемерия», повторяя настроения, господствовавшие среди пацифистских и творческих кругов Европы. Он называет жизнь современного общества промышленной бойней, в которой люди копошатся, как муравьи. Так же он видит и жизнь большого города. Впоследствии он напишет роман о жизни чикагской бойни. У Воннегута появится роман «Бойня номер пять, или крестовый поход детей».

Дос Пассос мало занимается тонкими психологическими ходами и не описывает глубинные психологические переживания людей. Он, будучи политизированным писателем и интересуясь больше процессами, происходящими в обществе, исследует факторы, которые влияют на человека, формируют его и обстоятельства, в которых он живет. При этом его главная тема – защита личности от всех форм обесчеловечивания и насилия.

Дос Пассос имел огромное влияние на настроении современников, не только как писатель-новатор, но и как личность.

Одной из новаторских художественных форм, в которых он работал, является монтаж. Этот способ построения художественного пространства вырос их новых идей кубизма и развивающихся кинематографических техник, и особенно применим в его книгах к теме города. В основе его эксперимента лежала попытка трансформировать пространство литературного произведения и создать эффект движения. В изобразительном искусстве этим занимался, например, Пикассо.

Уже в начале 20-х годов определение монтажа выходит за рамки технического термина кинематографа, заключая в себе обоснование особой формы художественного мышления. Это такое восприятие мира, бытие которого определяется движением, ускорявшимся прогрессом цивилизации. Восприятие книги ее пространства тоже осуществляется во времени, всегда прерывно и имеет определенный ритм.

Дос Пассос использует монтаж во многих романах как основной принцип построения повествования, которое выстраивается по принципу киноленты и представляет собой череду быстро сменяющих друг друга отдельных эпизодов-событий, выхваченных в динамике единого потока жизни |и скрепленных основными сюжетными линиями, фиксирующими судьбы ключевых персонажей.

Примером радикализма Дос Пассоса и его социально активного отношения к жизни является эпизод с американским миллионером Эндрю Карнеги, стальным королем – реальной фигурой, в романе «42-я параллель». В рекламных целях этот человек жертвовал большие суммы филантропическим учреждениям, что не мешало ему выжимать соки из своих рабочих. Давая деньги на филантропические предприятия, Карнеги обыкновенно ставил условием, чтобы город или учреждение покрывали текущие расходы. Библиотека или Институт им. Карнеги становились его памятником и рекламой, содержание которых ложилось на плечи других. Немудрено, что Манчестерская библиотека в 1911 г., Союз нью-йоркских печатников в 1912 г. и другие учреждения отказывались принимать "эти кровавые и преступные деньги", которые должны были идти на увековечение памяти Карнеги.

Мнимый апофеоз великого пацифиста и филантропа развенчан Дос Пассосом в убийственно-лаконичной концовке: "Он делал это всегда, только не во время войны". Если уяснить себе смысл этой оговорки и вглядеться в истинное лицо Великого миротворца, то приходит на память, что именно на заводах Карнеги произошла в 1892 г. знаменитая "Хомстедская бойня", когда нанятые компанией Карнеги агенты бюро Пинкертона напали на бастующих рабочих. После ожесточенного боя пинкертоновцы вынуждены были сдаться, и на усмирение в Хомстед были посланы федеральные войска


Дата публикования: 2015-02-17; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...