Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

II. Другие лексические средства



1) многозначные слова и омонимы: Женщины подобны диссертациям: они нуждаются в защите.

2) синонимы: понял я, что клятвы не нарушу, А захочу нарушить — не смогу, Что я вовеки не сбрешу, не струшу, Не сдрейфлю, не совру и не солгу (Б Слуцкий).

3) антонимы: Дома новы, а предрассудки стары. (А. Грибоедов) Мне грустно потому, что весело тебе. (М. Лермонтов) Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок. (С. Есенин) То сердце не научится любить, которое уста ло ненавидеть. (Н. Некрасов)

4) лексический повтор: Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении — но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести (Л.Т.).

Анафора, или единоначатие,— это повторение от­дельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например (лексическая анафора):

Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... (Л.).

Эпифора — это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений): Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

5) Оценочная лексика, экспрессивно окрашенная лексика, эмоционально-оценочные слова – слова, которые кроме основного значения выражают отношение автора, его эмоции: чудесный, дикость, красавец, светило

6) Жаргонизмы, просторечные и разговорные слова, диалектизмы, неологизмы, архаизмы, историзмы и т.п. (см. п. А 31)

Синтаксические средства выразительности - связаны с построением предложений

I. Фигуры -особые синтак­сические построения, так называемые стилистиче­ские (или риторические) фигуры.

1. Синтаксический параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Молодым везде у нас дорога, старикам, везде у нас почет (Л.-К.).

2. Антитеза — это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются проти­воположные понятия: Где стол был яств, там гроб стоит. Часто антитеза строится на антонимах: Богатый и в будни пирует, а бедный и в празд­ник горюет.

3. Оксюморон (греч. «остроумно-глупое») — стили­стическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание. Ср.: «Живой труп»; «Оптимистическая трагедия».

4. Градация — это стилистическая фигура, состоя­щая в таком расположении слов, при котором каждое по­следующее содержит усиливающееся (реже уменьшающее­ся) значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления: Осенью ко­выльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид; Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты

5. Инверсия — это расположение членов предложе­ния в особом порядке, нарушающем обычный, так называе­мый прямой порядок, с целью усилить выразительность

Не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стили­стические задачи — повышение экспрессивности речи: С ужасом думала я, к чему все это ведет! И с отчаянием признавала власть его над моей душою (П.); Вывели лошадей. Не понравились они мне (Т.);





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 486 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...