Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура и цивилизация. Философское понятие культуры весьма условно и абстрактно



Философское понятие культуры весьма условно и абстрактно. Нет, и не может быть, культуры вообще. В реальной жизни существуют этнические, национальные классовые и т.д. культуры. В общественной жизни они не просто существуют, а «со-существуют», то есть взаимодействуют друг с другом. В самом общем виде это взаимодействие можно рассматривать как ДИАЛОГ КУЛЬТУР, то есть, когда одна культура общается с другой.

Сравнительный анализ культур показывает, насколько они различны, не похожи друг на друга. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам – культурные универсалии. Современные культурологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся совместный труд, украшение тела, танцы, похоронные ритуалы, верования, обычай дарить подарки, шутки и др. Однако в разных культурах эти универсалии проявляются по-разному.

Весьма важным является изучение отношений между культурами. Эти отношения весьма разнообразны. Отметим лишь самые характерные. Во-первых, одна культура может воспринимать другую как равную своей, относится к ней с уважением, заимствовать у нее культурные ценности и традиции. Такое отношение можно назвать симметричным, когда одна культура стремится познать саму себя через другую культуру.

Во-вторых, возможен и такой вариант, когда одна культура судит о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта неравная тенденция называется – ЭТНОЦЕНТРИЗМОМ. Принцип этноцентризма нашел отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремились обратить «варваров» в свою веру. Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов изучавших культуры Азии и Африки, Америки. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. Этноцентризм тесно связан с ксенофобией. КСЕНОФОБИЯстрах и неприязнь к чужой культуре, чужим взглядам и обычаям.

Этноцентризму противостоит КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ. Это такое восприятие чужой культуры, когда ее пытаются понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами.

Таким образом, в диалоге культур есть и момента изоляционизма, отграничения, путем отождествления себя со «своей» культурой, и момент солидарности через осознание общности человеческой культуры в целом.

Культура и цивилизация. Близким к понятию культура является понятие «цивилизация». Само понятие цивилизации не однозначно. Оно употребляется в разных значениях. 1. Цивилизация понимается как синоним понятия культура. 2. Цивилизация как один из этапов развития культуры, вернее, как закат культуры. 3. Цивилизация как совокупная характеристика достижений людей в определенное время и определенном пространстве (цивилизация древних инков, древнего Египта и т.п.). 4. Цивилизация как характеристика господствующего способа или технологии общественного производства (аграрная, промышленная, информационная цивилизации).

Анализируя эти подходы к пониманию цивилизации, отметим, что цивилизация не тождественна культуре. Она не является и этапом в развитии культуры. Это понятия разного порядка. Понятие культуры более широкое, оно характеризует общественную жизнь на любом отрезке ее истории. Дело в том, что культура может существовать и проявляться разными способами. Таким образом, ЦИВИЗИЗАЦИЯ - это способ существования культуры, способ освоения культурных ценностей. Культура может существовать как цивилизованным, таки нецивилизованным способом. Каковы основные черты этого способа, чем характеризуется современная цивилизация? Эти вопросы сегодня активно обсуждаются в научной и философской литературе.

Можно назвать некоторые характерные черты цивилизации. Во-первых, цивилизация включает совокупность новых, цивилизованных материальных и духовных ценностей. Во-вторых, новые, цивилизованные способы и технологии производства этих ценностей. В-третьих, самих цивилизованных людей, усвоивших цивилизованные ценности и способы производства. В-четвертых, новые, цивилизованные общественные связи и отношения людей.

В целом цивилизацию нельзя оценивать с нравственной точки зрения. Она не является ни благом, ни злом для человека. Плоды цивилизации могут быть использованы как во имя блага, так и во имя зла. Все зависит самих людей, от их духовной зрелости их гуманистических устремлений. В будущем цивилизованный способ бытия культуры должен так организовать, интегрировать различные проявления культуры, чтобы предотвратить распад системы культурных ценностей, добиться оптимального и гармоничного развития всех сторон материальной и духовной жизни человека и общества.

Таким образом, культура явление динамичное и развивающееся. Развитие культуры представляет собой единый процесс. Оно подчинено особым закономерностям и тенденциям, однако это не исключает многообразия форм проявления, противоречий, конфликтов этого процесса. Цивилизованный способ бытия культуры может и должен придать культуре новый гуманистический импульс.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое культура, и какие существуют подходы к ее исследованию?

2. Какова внутренняя структура культуры?

3. Как взаимодействуют новаторство и традиции в культуре?

4. Каковы критерии прогресса и регресса в культуре?

5. Что такое контркультура и антикультура?

6. Что такое эгоцентризм и культурный релятивизм?

7. Что такое цивилизация и как она соотносится с культурой?

8. Каковы характерные черты современной цивилизации?

Раздел 7. Заключение





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 524 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...