Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

8 страница. Передают от Умм Ханиъ, да будет доволен ею Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует



Передают от Умм Ханиъ, да будет доволен ею Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разводите овец, поистине в них благодать/баракат/». Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 24/426, Хатыб аль-Багъдади 7/11, а так же Ибн Маджах 2304 с текстом: «Разводи овец, поистине в них благодать». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 82, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 773.

[1] Если слово «ругъам» писать с фатхой – «рагъам», то у него будет такой смысл: «удаляйте пыль с овец». Имеется в виду, что овец следует содержать в чистоте и ухаживать за ними, как об этом говорил имам аль-Мунави в «Файдуль-Къадир». Аллах же знает об этом лучше всех!

1386 (صحيح)

امْسَحُوا على الخِفافِ ثلاثَةَ أيّامٍ

(طب) عن خزيمة بن ثابت.

1386 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Обтирайте кожаные носки (при совершении омовения) в течение трех дней[1]». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 3755 со слов Хузаймы ибн Сабита.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1386, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1559.

[1] Это веление относится к путнику. А для того, кто находится на месте постоянного проживания, этот срок составляет день и ночь, как об этом сказано в другой версии этого хадиса, которая будет приведена с текстом: «Для путника …». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1/294.

-

1387 (صحيح)

أمْسِكْ عَلَيْكَ بَعْضَ مالِكَ فَهُو خَيْرٌ لَكَ

(ق 3) عن كعب بن مالك.

1387 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Оставь часть своего имущества себе, ибо это будет лучше для тебя». Этот хадис передали Ахмад 3/454, 456, 6/387, аль-Бухари 2757, 4418, Муслим 2769, Абу Дауд 3317, ат-Тирмизи 3102, ан-Насаи 7/22, 23, со слов Ка’ба ибн Малика.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1387, «Мухтасар Муслим» 1918.

_________________________________________________________________________

Сообщается, что Ка’б ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не пропустил ни одного военного похода(, в котором принимал участие) посланник Аллаха[1], да благословит его Аллах и приветствует, за исключением похода на Табук. Впрочем, я не был с ним и во время битвы при Бадре, но (тогда) порицанию не подвергся никто из оставшихся, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил (из Медины) только для того, чтобы (захватить торговый) караван курайшитов, а Аллах свёл (мусульман) с их врагами(, с которыми они сражаться не собирались. Кроме того,) я был вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь ‘Акабы[2], когда мы дали клятву на верность исламу, и я бы не променял Акабу на битву при Бадре, несмотря на то что битва при Бадре пользуется среди людей большей известностью[3]. Что касается моей истории, то, поистине, никогда я не был столь силён и хорошо обеспечен, как в то время, когда я не пошёл с ним в этот поход. Клянусь Аллахом, до этого никогда не имел я двух верблюдиц, но ко (времени) этого похода они у меня были. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, желая выступить в поход (против кого-либо), он обязательно скрывал (свои истинные намерения и показывал, что намеревается предпринять) что-то другое. (Так было и на сей раз, и это продолжалось) до тех пор, пока не настало время этого похода, в который посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в страшную жару и в котором его ждали дальний путь, безводная пустыня и множество врагов. Он разъяснил мусульманам суть дела[4], чтобы они могли подготовиться к этому походу, а потом объявил им, куда именно он хотел направиться, и с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было так много мусульман, что количество их не поддавалось учёту».

Ка’б cказал: «А если кто-либо не желал появляться[5], считая, что об этом никто не узнает, то (это продолжалось лишь) до тех пор, пока о таком человеке не ниспосылалось откровение от Аллаха Всевышнего. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в этот поход в то время, когда плоды уже созрели, а (деревья) давали приятную тень. Вместе с другими мусульманами он, да благословит его Аллах и приветствует, готовился (к этому походу), а я начал выходить (из дома по утрам), чтобы готовиться вместе с ними, однако возвращался, ничего не сделав и говоря себе: “Я могу сделать это”, и я продолжал поступать так, другие же серьёзно (готовились к выступлению). В конце концов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, утром двинулся в путь вместе с (другими) мусульманами, я же так ничего и не сделал для подготовки (к походу). Тогда я сказал себе: “Я подготовлюсь за день или два после его (отъезда), а потом присоединюсь к ним”. На следующее утро я вышел, чтобы (начать) готовиться, но вернулся, опять ничего не сделав, потом я вышел на следующее утро и (снова) вернулся, ничего не сделав, и пока я находился в подобном положении (участники похода), которые двигались быстро, успели уйти уже далеко, а я решил двинуться в путь и догнать их. О, если бы мне (удалось) сделать (это)! Однако это было мне не суждено. И когда после отъезда посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я появлялся среди людей, меня всегда огорчало то, что я не встречал никого, кроме тех, кого обвиняли в лицемерии, или же тех слабых, которых оправдал Аллах Всевышний. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он не вспоминал обо мне, пока не достиг Табука, а когда он уже находился там и сидел в окружении людей, то спросил: “А что делает Ка’б?” Один человек из племени бану салима сказал: “О посланник Аллаха, задержали его две его одежды[6] и его самолюбие”. Тогда Му’аз ибн Джабаль воскликнул: “Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, нам известно о нём только хорошее!” – и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не сказал на это».

Ка’б ибн Малик сказал: «Узнав о том, что он уже возвращается (из Табука), я стал беспокоиться и придумывать ложные (оправдания), говоря (себе): “Как мне избежать его гнева завтра?” – и обращаясь за помощью в этом к каждому мудрому (человеку) из членов своей семьи. Когда же (люди) стали говорить, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находится уже совсем близко (от Медины, всё) ложное ушло от меня[7], я понял, что мне ни за что не спастись от (его гнева) с помощью лжи, и решил сказать правду. Утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся (в Медину), а когда он возвращался после какой-нибудь поездки, то обычно прежде всего приходил в мечеть, совершал молитву в два раката, а потом (некоторое время) проводил там с людьми. После того как он сделал всё это, к нему явились оставшиеся (в Медине) люди, которые принялись оправдываться, подкрепляя свои оправдания клятвами. Таких набралось более восьмидесяти человек, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял их оправдания и клятвы, обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он простил их, и предоставил Аллаху судить об их сокровенных мыслях. А потом к нему подошёл я, и когда я поприветствовал его, он улыбнулся улыбкой человека, скрывающего свой гнев, и сказал: “Подойди”. Тогда я подошёл (ближе) и сел перед ним, а он спросил: “Что заставило тебя остаться? Разве ты не купил верблюдов?” Я сказал: “Да. Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, поистине, если бы сидел я сейчас перед любым другим человеком, то, очевидно, смог бы избежать его гнева с помощью (ложных) оправданий, ибо я наделён красноречием, но, клянусь Аллахом, я понял, что если сегодня я солгу тебе, а ты удовлетворишься этим, то Аллах всё равно сделает так, что уже скоро ты разгневаешься на меня[8]. Если же я скажу тебе правду, ты разгневаешься на меня за это (уже сейчас), но я надеюсь, что за это[9] Всемогущий и Великий Аллах простит меня! Клянусь Аллахом, нет у меня никаких оправданий, и, клянусь Аллахом, когда я остался, был я силён и обеспечен как никогда!” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Что касается этого, то он сказал правду. Ступай же (и жди), пока Аллах не примет о тебе решения”. После того как я поднялся (со своего места, ко мне) устремились люди из племени бану салима, которые последовали за мной и стали говорить мне: “Клянёмся Аллахом, раньше мы не знали за тобой никаких грехов, но ты оказался не в состоянии оправдаться перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так же, как это сделали другие оставшиеся, а ведь для (искупления твоего греха) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достаточно было обратиться к Аллаху с мольбой о твоём прощении!” И, клянусь Аллахом, они продолжали упрекать меня (так сильно, что в конце концов) мне захотелось вернуться (к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) и сказать ему, что я говорил неправду. Потом я спросил их: “А случилось ли ещё с кем-нибудь то же, что и со мной?”[10] Они сказали: “Да, ещё двое сказали то же, что говорил ты, и им было сказано то же самое, что сказали тебе”. Я спросил: “Кто же эти двое?” Они сказали: “Мурара ибн ар-Раби‘ аль-‘Амри и Хиляль ибн Умаййа аль-Вакифи”, назвав мне (имена) двух праведных людей, принимавших участие в битве при Бадре и служивших (для меня) примером. И после того как они назвали (имена) этих двоих, я решил (ничего не менять)[11]. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то изо всех оставшихся (в Медине) он запретил (людям) разговаривать только с нами тремя. После этого люди стали сторониться нас, изменив своё отношение к нам, и даже земля стала для меня неузнаваемой, ибо это была не та земля, которую я знал (прежде), и в подобном положении мы провели пятьдесят дней. Если говорить о двух моих товарищах, то они проявляли смирение, сидели у себя дома и плакали, а я был моложе и сильнее их и поэтому выходил (из дома), принимал участие в молитвах вместе с (другими) мусульманами, ходил по рынкам, и никто не разговаривал со мной! Кроме того, я подходил к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приветствовал его, когда он сидел среди людей после молитвы, и спрашивал себя: “Пошевелил он губами в ответ на моё приветствие или нет?” А потом я молился рядом с ним, украдкой посматривая на него, и, когда я был занят молитвой, он смотрел на меня, когда же я поворачивался в его сторону, он отворачивался от меня. (Однажды) после того как я провёл уже много времени, сталкиваясь с подобной отчуждённостью со стороны людей, я (вышел из дома и) дошёл до ограды сада моего двоюродного брата Абу Къатады, которого я любил больше всех остальных людей. Забравшись на эту ограду, я обратился к нему с приветствием, но, клянусь Аллахом, он не ответил на моё приветствие! Тогда я сказал ему: “О Абу Къатада, заклинаю тебя Аллахом, (скажи,) известно ли тебе о том, что я люблю Аллаха и Его посланника?” Он промолчал, а я снова стал заклинать его Аллахом, однако он хранил молчание. Я ещё раз повторил свои слова, и на этот раз он сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше!” Тогда мои глаза наполнились слезами, и я вернулся, снова перебравшись через ограду».

(Ка’б) сказал: «А проходя по рынку Медины (некоторое время спустя), я вдруг услышал, как один из крестьян Шама, которые были христианами и привозили в Медину продовольствие на продажу, говорит: “Кто отведёт меня к Ка’бу бин Малику?” И люди указывали ему (на меня) до тех пор, пока, подойдя ко мне, он не вручил послание от правителя из числа гассанидов[12]. Оказалось, что там (было написано следующее): “А затем[13], поистине, дошло до меня, что твой друг[14] стал чуждаться тебя, однако Аллах не допустит, чтобы тобою пренебрегали или ущемляли твои права. Присоединяйся же к нам, и мы утешим тебя!” Прочитав это послание, я сказал (себе): “И это тоже испытание!” – а потом подошёл к печи и разжёг в ней огонь (этим посланием). Когда из пятидесяти дней прошло сорок, ко мне неожиданно явился посланец от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велит тебе не приближаться к твоей жене!” Я спросил: “Я должен развестись с ней, или мне надо поступить как-нибудь иначе?” Он сказал: “Нет, просто сторонись её и ни в коем случае не приближайся к ней!” – и через своего посланца пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел двум моим товарищам сделать то же самое. Тогда я сказал своей жене: “Отправляйся к своим родителям и оставайся у них, пока Аллах не вынесет Своё решение по этому делу”».

Ка’б сказал: «А потом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришла жена Хиляля ибн Умаййи, которая сказала ему: “О посланник Аллаха, ведь Хиляль ибн Умаййа – беспомощный старик, у которого нет слуги, так неужели же ты не хочешь, чтобы я служила ему?” Он сказал: “Нет, (ты можешь служить ему,) но он ни в коем случае не должен приближаться к тебе!”[15] (На это) она сказала: “Клянусь Аллахом, он ни о чём и не помышляет, и, клянусь Аллахом, с тех пор как это началось и до сих пор он только и делает, что плачет!” После этого один из членов моей семьи посоветовал мне: “Обратился бы и ты к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой разрешить твоей жене (прислуживать тебе), как разрешил он делать это жене Хиляля ибн Умаййи”. (В ответ) я сказал: “Клянусь Аллахом, не стану я обращаться к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (с такой просьбой), ибо не знаю, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скажет на это, ведь я ещё молод!” И я оставался в подобном положении ещё десять дней, по истечении которых прошло уже пятьдесят дней с тех пор, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (людям) разговаривать с нами. А после того как на исходе пятидесятой ночи я совершил утреннюю молитву на крыше одного из наших домов и сидел там, пребывая в том состоянии, о котором упомянул Аллах Всевышний[16], и душа моя сжималась, а земля казалась тесной, несмотря на её обширность, я неожиданно услышал голос человека, забравшегося на гору Саль‘[17] и кричавшего оттуда во весь голос: “О Ка’б бин Малик, радуйся!” – и(, услышав это,) я склонился в земном поклоне[18], ибо понял, что пришло облегчение. (И действительно, оказалось, что) во время утренней молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил людям о том, что Всемогущий и Великий Аллах принял наше покаяние, а они поспешили донести до нас эту радостную весть. (Кто-то из них) направился к двум моим товарищам, а ко мне поскакал всадник и (ещё один человек) из племени аслям, который взобрался на гору и голос которого оказался быстрее коня, когда же тот человек, голос которого я услышал, сам пришёл ко мне с этой радостной вестью, я снял с себя обе свои одежды и надел их на него в знак благодарности за это. Клянусь Аллахом, ничего другого из одежды у меня в то время не было, и (поэтому) я одолжил две одежды[19], надел их и отправился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а по пути люди встречали меня толпами, поздравляя меня с тем(, что Аллах принял моё) покаяние и говоря мне: “Во благо тебе то, что Аллах принял твоё покаяние!”»

Ка‘б сказал: «Войдя в мечеть, я увидел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидевшего там в окружении людей, что же касается Тальхи бин ‘Убайдуллаха, то он вскочил (со своего места), бросился ко мне и стал пожимать мне руки и поздравлять меня. Клянусь Аллахом, никто из мухаджиров, кроме него, не подошёл ко мне, и я никогда не забуду этого Тальхе!»

Ка’б сказал: «А после того как я поприветствовал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Радуйся лучшему из дней твоих с тех пор, как мать твоя родила тебя!” – и лицо его при этом сияло от радости».

(Ка’б) сказал: «Я спросил: “Это от тебя, о посланник Аллаха, или же от Аллаха?”[20] – (на что) он ответил: “Нет, это – от Аллаха!” Когда посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что-нибудь радовало, лицо его озарялось и становилось подобным кусочку луны, о чём всем нам было известно. Сев перед ним, я сказал: “О посланник Аллаха, в (знак благодарности за то, что) моё покаяние (было принято,) я хочу раздать всё своё имущество бедным ради Аллаха и посланника Аллаха!” (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Оставь часть его себе, ибо это будет лучше для тебя”. Тогда я сказал: “Я оставлю за собой мою долю Хайбара[21]”. И я сказал: “О посланник Аллаха, поистине, Аллах спас[22] меня только благодаря (тому, что я говорил) правду, и (в знак благодарности за то, что) моё покаяние (было принято,) я, несмотря ни на что, не буду говорить ничего, кроме правды!” И, клянусь Аллахом, с тех пор, как я сказал это[23] посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я не слышал о том, чтобы Аллах Всевышний оказал бы кому-либо из мусульман такое же великое благодеяние, какое Он оказал мне[24], и с тех пор, как я сказал это посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и до сего дня я ни разу не солгал намеренно. И, поистине, я надеюсь, что Аллах Всевышний упасёт меня от этого до конца моих дней! И Аллах ниспослал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, (айаты, в которых было сказано): “Аллах принял покаяние пророка, и мухаджиров, и ансаров, которые последовали за ним в трудный час[25] после того, как сердца некоторых из них едва не отклонились[26], (однако) потом Он принял покаяние и у них[27]. Поистине, по отношению к ним Он – Сострадательный, Милосердный. # (И Он принял покаяние тех) троих, которые были оставлены[28]. После того как (охватила их такая скорбь, что) земля со всеми её просторами стала для них тесной, и сжались их души, и они решили, что нет убежища от Аллаха, кроме (обращения) к Нему, Он обратился к ним,[29] чтобы они приносили покаяние (и впредь). Поистине, Аллах – Он Приемлющий покаяние, Милосердный! О те, кто уверовал, бойтесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми!” [30]Клянусь Аллахом, после того как Аллах указал мне путь к исламу, наибольшим благодеянием, которое Он оказал мне, стало то, что я был правдив с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не солгал ему, (поскольку в таком случае) я бы погиб, как погибли те, которые солгали, ведь, поистине, ниспослав откровение, Аллах Всевышний сказал о лгавших наихудшее из того, что говорил Он о ком бы то ни было. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Они станут клясться вам Аллахом, когда вы вернётесь к ним, чтобы вы отступились от них, так отступитесь же от них, ведь, поистине, они – скверна[31], а убежищем для них в качестве воздаяния за то, что они совершали, послужит ад. Они станут клясться вам, чтобы вы остались довольны ими, но если даже вы и останетесь довольны ими, то Аллах, поистине, не будет доволен людьми нечестивыми!” [32]»

Ка’б сказал: «Мы трое остались в отличие от тех, клятвы которых принял посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда они клялись ему, и для которых просил прощения у Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, откладывал (решение) нашего дела до тех пор, пока об этом не вынес Своего решения Сам Аллах Всевышний, и об этом Аллах сказал: “(И Он принял покаяние также и тех) троих, которые были оставлены” [33]. (В этом айате) Аллах упомянул о том, что мы были оставлены, однако имеется в виду не то, что мы остались (в Медине и не приняли участия) в походе, а то, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) оставил нас, отложив решение нашего дела, в отличие от тех, кто клялся ему и оправдывался перед ним и чьи оправдания он принял».См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №1619, пер. А. Нирша.

[1] По одним данным, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие в двадцати семи военных походах мусульман, а по другим – в девятнадцати и лично сражался с врагами в девяти сражениях.

[2] Название места в окрестностях Мекки, где в 620 (“первая ‘Акаба”) и в 621 году (“вторая ‘Акаба”) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тайно встречался со своими сторонниками (ансарами) из Медины. В данном случае речь идёт о “второй Акабе”.

[3] Ка‘б, да будет доволен им Аллах, ставил участие во “второй ‘Акабе” выше участия в битве при Бадре, поскольку встреча в ‘Акабе состоялась ещё до переселения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину.

[4] То есть объявил открыто об истинной цели похода.

[5] Иначе говоря, принять участие в походе вместе с другими.

[6] Имеется в виду дорогая одежда.

[7] Ка‘б имеет в виду, что он решил отказаться от ложных оправданий.

[8] Это значит: Аллах укажет тебе на то, в чём я солгал, и я всё равно не смогу избежать твоего гнева.

[9] То есть за то, что я скажу правду.

[10] Ка‘б ибн Малик, да будет доволен им Аллах, спрашивает, нашлись ли ещё такие люди, которые честно признались, что их поступку нет заслуживающих внимания оправданий?

[11] То есть не отказываться от своих слов.

[12] См. примечание к хадису № 7.

[13] Обычно эти слова ставились после приветствий и благопо-

желаний.

[14] Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

[15] То есть он не должен спать с тобой.

[16] Имеется в виду, что упоминание об этом есть в Коране.

[17] Гора Саль‘ находится в окрестностях Медины.

[18] Речь идёт о совершении земного поклона в знак благодарности за милость Аллаха.

[19] Ка‘б одолжил эти две одежды у вышеупомянутого Абу Къатады.

[20] Ка‘б спрашивает, от кого исходит прощение.

[21] Имеется в виду принадлежавший Ка‘бу земельный надел в оазисе Хайбар.

[22] То есть избавил меня от клейма позора за то, что я не принял участия в походе без уважительных причин.

[23] Имеется в виду обещание Ка‘ба говорить только правду.

[24] Здесь имеется в виду, что Аллах облегчил Ка‘бу выполнение этого обещания.

[25] Речь идёт о походе на Табук.

[26] Здесь имеются в виду те люди, которые из-за всевозможных трудностей едва не склонились к тому, чтобы отказаться от участия в походе на Табук.

[27] То есть сделал так, что они обратились к своему Господу, и укрепил их в религии.

[28] Имеются в виду Ка‘б ибн Малик, Хиляль ибн Умаййа и Мурара ибн ар-Раби‘, решение о которых было принято пророком, да благословит его Аллах и приветствует, не сразу, а только после ниспослания данного айата, где сообщалось, что Аллах принял их покаяние.

[29] То есть привёл их к покаянию.

[30] “Покаяние”, 117 – 119.

[31] Имеется в виду, что такие люди нечисты во всех отношениях.

[32] “Покаяние”, 95 – 96.

[33] “Покаяние”, 118.

-

1388 (صحيح)

أمْسِكُوا عليكمْ أمْوَالَكُمْ ولا تُفْسِدُوها فإنَّهُ مَنْ أعْمَرَ عُمْرى فَهِيَ لِلَّذِي أعْمَرَها حَيّاً وَمَيْتاً ولِعَقبِهِ

(حم م) عن جابر.

1388 - Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Держите своё имущество у себя и не (расточайте) его[1], ибо, если любой человек предоставит (что-либо/‘умра/ другому), это будет принадлежать тому, кто получит (такой дар), и его потомкам (независимо от того, останется он) в живых или умрёт». Этот хадис передали Ахмад 3/293, 302, 312, 393, 399, Муслим 1625, ат-Тахави 2/248 и аль-Байхакъи 6/173.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1388, «Ирвауль-гъалиль» 1607.

_______________________________________________________

Передают со слов Джабира, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник, Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если любой человек предоставит (что-либо другому) человеку и его потомкам[2] и скажет: “Я отдал это тебе и твоим потомкам (во владение), пока будет жив (хоть) один из вас”, (подарок) будет принадлежать тому, кому это было подарено, и его потомкам и не вернётся к (дарителю), поскольку он сделал такой подарок, который передаётся по наследству». Этот хадис передал Муслим 1625. См. «Мухтасар Сахих Муслим» №1001, пер. А. Нирша.

[1] Пророк да благословит его Аллах и приветствует, указывает людям, считавшим ‘умру идентичной предоставлению чего-либо нуждающемуся на время, что человек, который получит такой дар, становится его полноправным владельцем.

[2] Здесь речь идёт о такой форме дарения, как ‘умра, когда один человек предоставляет другому что-либо в пожизненное владение, если же получивший такой подарок умирает, то подаренное возвращается дарителю по его требованию. ‘Умра, получившая распространение в доисламские времена в подобном виде, была отменена пророком, да благословит его Аллах и приветствует, если только условие о возвращении не оговаривается при дарении.

-

1389 (صحيح)

امْشُوا أمامِي خَلُّوا ظَهْرِي لِلْمَلائِكَةِ

(ابن سعد) عن جابر.

1389 -Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Идите впереди меня, а мою спину предоставьте ангелам». Этот хадис передали Ибн Са’д в «ат-Табакъат» и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 7/117 со слов Джабира ибн ‘Абдуллах.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1389, «ас-Сильсиля сахиха» 1557.

__________________________________________________________

Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «Обычно, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выходил из своего дома, мы шли впереди него, а тыл его предоставляли ангелам». Этот хадис передали аль-Хаким 4/281 и Ибн Хиббан 6312, а имам аз-Захаби и шейх аль-Албани назвали его достоверным. См. «ас-Сильсиля сахиха» 4/79.

-

1390 (صحيح)

أمِطِ الأَذَى عن الطَرِيقِ فإنَّهُ لكَ صَدَقَةٌ

(خد) عن أبي برزة.

1390 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Убери с дороги то, что мешает людям, и (это будет записано) тебе как садакъа». Этот хадис передали Ахмад 4/422 и 423, Ибн Са’д 4/299, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 228, Ибн Наср в «ас-Солят» 1/222, 224 со слов Абу Барзы аль-Аслями.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1390, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1558.

________________________________________________________________

Сообщается, что Абу Барза аль-Аслями сказал: «(Однажды) я сказал: “О посланик Аллаха, укажи мне на такое дело, благодаря которому я смогу войти в рай”. (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Убери с дороги по которой ходят люди то, что им мешает”».

-

1391 (صحيح)

أَمْلِكْ عليكَ لِسانَكَ

(ابن نافع طب) عن الحارث بن هشام.

1391 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:





Дата публикования: 2015-02-17; Прочитано: 335 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...