Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Царь и народ



На фоне неудавшегося царствования Саула, первого царя Израиля, Давид получа- ет царство и становится средоточием всей нации. Давно уже умерший (для летописца и его читателей, равно как и для нас) Давид воплощает в себе вечные принципы, на которых должна строиться жизнь Божьего народа.

9:35—44 Первая царственная линия. До этого момента «летопись» предста- вляла собой генеалогии и другие списки имен. Теперь она будет означать нечто дру- гое — историю Израильского царства. Первый царь представлен последней генеало- гией, его родословное древо повторяет 8:29–38.

10:1—14 Несостоятельность первого царя. Из двадцати трех глав 1 Книги Царств, которые посвящены царствованию Саула (9 — 31), летописец опускает два- дцать две. Он просто рассказывает о смерти Саула и добавляет два собственных стиха (13—14). Для него не имеют значения ни трагедия самого Саула, ни катастрофическое положения семьи Саула после его смерти (2 Цар. 1 — 4); дом Саула прекратил свое су- ществование на горе Гелвуе (6). Подчеркивается неверность Саула Богу (13–14). Пре- жде всего она высвечивает верность Давида. Давид, в противоположность Саулу, — муж по сердцу Бога (1 Цар. 13:14; летописец не цитирует эту фразу, потому что пред- ставленный им портрет Давида ярко иллюстрирует эту мысль). Только послушание Давада могло уберечь Израиль от последствий непослушания Саула. И если относи- тельно недавние переживания народа (в глазах летописца и его читателей это период плена) сравнимы с обстоятельствами царствования Саула (7; 5:25–26; 9:16), то пути восстановления царства следует перенять из опыта царствования Давида (2 Пар. 33:8).

11:1—3 Народ, объединившийся вокруг нового царя. 2 Книга Царств 5:1—3 является источником этой информации. Во исполнение древнего пророчества (Быт. 49:10) народ в послушании объединяется вокруг правителя из колена Иудина. Пре- двосхищая своего Великого Потомка Иисуса Христа, Давид представлен здесь как плоть и кровь своего народа, их победоносный спаситель, призванный на служение Богом и заключивший с Ним завет (3).

11:4–9 Город нового царя. Иерусалим становится престольным городом. Цар- ствование Давида будет хвалой и благодарением Богу, принесет мир и благоденствие (ср.: Пс. 121). Таково значение Божьего управления во все века (Евр. 12:22). Этот город еще при жизни Давида будет объявлен местом, где построит Храм его сын (17:12; 22:1), но сначала он станет местом, где поклонение израильтян истинному Богу сосре- доточится на ковчеге завета (15:3–28). Но даже еще до этих событий город становится местом, где Господь Саваоф правит Своими людьми через Своего наместника (9).

11:10 — 12:22 Воинство нового царя. Эти списки во 2 Книге Царств предста- влены много позже, здесь же они предназначены для того, чтобы показать, как с са- мого начала «весь Израиль» во всем своем многообразии объединяется вокруг при- званного Богом царя. Как и списки глав 1 — 9, эти могут быть взяты из разных перио- дов с целью прояснить вопрос.

Выдающееся положение среди храбрых Давида занимают воины из трех храбрых (11:11–14). Так они названы во 2 Книге Царств 23:8–12, где о них даются более полные сведения. В Паралипоменоне отсутствует большая часть этого повествования; пере- писчик, вероятно, сразу перешел от факта сбора на войну (13; 2 Цар. 23:9) к определе-


нию места действия (часть поля была засеяна ячменем; 13,2 Цар. 23:11). Далее идут тридцать вождей, трое из которых участвовали в незабываемом и столь драгоценном для летописца событии (11:15—19). Этот случай произошел в самом начале восхожде- ния Давида (1 Цар. 22:1). Авесса и Ванея (11:20–25) были, по всей видимости, прирав- нены к первым трем храбрым, причем особенно памятными оказались подвиги Ва- нея. Как и большинство действующих лиц 1 — 9 глав, многие из «храбрых» Давида в 11:26–47 для нас не более чем имена. Неясно, каким образом они связаны с тридца- тью храбрыми, а некоторые из них добавлены к списку, представленному во 2 Книге Царств 23. Как ни странно, но простое упоминание их имен (кроме случайных по- дробностей в 11:32,39,42) делает этих людей вполне реальными во всем их многообра- зии.

Здесь упомянуты четыре группы воинов, присоединившихся к главным силам Да- вида во время царствования Саула, когда Давид был в Секелаге (1 Цар. 27:6) или пря- тался в неприступных местах в пустыне (1 Цар. 23:14). (Обратите внимание на пере- крестную структуру сведений — Секелаг/пустыня/пустыня/Секелаг. См. комментарии к 2:42—55.) Первая группа состояла из сыновей колена Вениаминова (12:1—7) — Дави- ду предстояло быть признанным «всем Израилем» и даже представителями клана Са- ула. Эта группа пришла из клана Саулова и его города. Возможно, знаменитому зор- кому глазу (12:2; Суд. 20:16) соответствовала политическая и духовная проницатель- ность, которая побудила их встать на сторону Давида тогда, когда клановая лояль- ность требовала от них оставаться на стороне Саула. Заключительные слова о группе гадитян (12:8–15) могли просто означать, что они стояли «над сотнею/тысячею» (RSV) и что именно наводнение в реке Иордан (а не они сами) разогнало тех, кто жил в долине реки. Но в обоих стихах 14 и 15 NIV более отчетливо передает желание лето- писца подчеркнуть доблесть сторонников Давида. Объединенная группа сыновей Ве- ниамина/Иуды, присоединившаяся к нему в тот ранний период (12:16–18), по ка- кой–то причине вызвала у Давида подозрение. Может быть, он все еще помнил пре- дательство Доика Идумеянина (1 Цар. 21–22). Ничто не могло быть более утешитель- ным, чем вдохновенный ответ Амасая, исполненного Духом Святым (12:18, как и в Суд. 6:34; 2 Пар. 24:20), который и возвестил еще раз, что Божье благословение пре- бывает на царе и тех, кто встал на его сторону. К концу царствования Саула (1 Цар. 29–31) к Давиду примкнула и четвертая группа (12:19–22). Эти представители колена Манассии откладывали принятие решения до тех пор, пока конец Саула не стал оче- видным, но и они были приняты так же радушно.

12:23–40 Собрание в Хевроне. Собрание избрало Давида на царство до того, как он основал свою столицу в Иерусалиме (11:1–9). Названы имена людей (27–28) и представлены контингенты воинов от разных колен. Впервые число перечисленных колен не соответствует строго двенадцати (здесь принят географический порядок: с юга на север, а затем на восток, включая Левия, оба клана Иосифа и территории обе- их половин Манассии, что приводит к итоговой сумме в четырнадцать — воистину

«весь Израиль»!). Подчеркнуты не только многообразие, но и цельность всего Израи- ля (38), противопоставленная разъединению страны в дни судей. Божий народ объ- единился под властью Богом избранного правителя, что стало причиной всенародной радости (39–40).





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...