Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Величие и безрассудство



9:15—28 Различные проекты. В этом отрывке перечислены самые разные строительные проекты (административные города, города для хранения запасов и во- енные укрепления), которые осуществлялись по всей территории царства силами оброчных работников из покоренных народов, оставшихся на территории Израиля (15—23). Среди предприятий Соломона числились и морские экспедиции по Красно- му морю, в которых существенную помощь царю оказывали опытные в этом деле фи- никийцы. Цель этих экспедиций — Офир — находился, вероятно, в южной части Ара- вийского полуострова или на восточном побережье Африки (а может быть, он вклю- чал в себя обе области). Дополнительная информация об этих путешествиях за золо-


том (10:11 — 12) включена в повествование о визите к Соломону царицы Савской. В этих стихах упоминается «корабль Хирамов», и это позволяет предположить, что Со- ломон отдал свои торговые суда в Красном море в распоряжение финикийцев. Тем не менее такое предприятие лишь увеличило славу Соломона, так же, как и количество золота, драгоценных камней и красного дерева (по–видимому, идеальный материал для резьбы по дереву), которые привозились мореплавателями.

Ссылка на захват фараоном Газера (16) вносит в повествование некоторые коррек- тивы. Несмотря на военную мощь Соломона (4:26), Газер (Нав. 21:21) оставался в ру- ках хананеев до тех пор, пока египетский фараон не захватил его и не использовал в качестве свадебного подарка для своей дочери, отдавая ее в жены Соломону.

10:1—13 Визит царицы Савской. В этой главе автор, прежде чем приступить к рассказу о падении и безрассудстве царя, возвращается к теме мудрости и богатства Соломона в их наивысшем развитии. Здесь показано, как далеко распространилась слава о Соломоне, причем особо подчеркнута необычайная мудрость Соломона. Так- же сказано о богатстве, которое поступало к Соломону в виде даров и дани от чуже- земных правителей.

Царица Савская (царствовавшая на юге Аравийского полуострова) проделала дол- гий путь к Соломону, потому что слышала о его славе во имя Господа (1). Более точ- ный перевод фразы прозвучал бы так: она слышала о «славе Соломона, связанной с именем Господа». Это вполне могло относиться к строительству Храма, однако, ско- рее всего, здесь аккумулированы все заслуги Соломона, ибо он достиг всего как пра- витель, Самим Богом назначенный и облеченный властью. Царица приехала наве- стить знаменитого царя и испытать его мудрость загадками. О чем спрашивала цари- ца Соломона, здесь не сказано, но подчеркнуто, что Соломон сумел ответить на все ее вопросы и не было ничего, чего он не мог бы объяснить ей. Роскошь царского двора и

«дом, который он построил», произвели на царицу огромное впечатление. (Что имен- но имеется в виду — царский дворец или, как полагает NIV, Храм?) Произнеся царю хвалу в пышных выражениях, она одарила его золотом, благовониями и драгоценны- ми камнями, увеличив тем самым и без того несметные сокровища Соломона.

Комментарии к стиху 12 см. выше: 9:26–28.

10:14—29 О богатстве и славе Соломона. Здесь приводятся цифры годового дохода Соломона в виде золота, и мы узнаем, что царица Савская была не единствен- ной правительницей из Аравии, обогатившей его, — он получал золото от всех царей Аравийских (15). Империя Соломона была расположена таким образом, что он кон- тролировал главные торговые пути на север от Аравийского полуострова и большую часть своего золота, по–видимому, получил именно благодаря этому факту. Аравий- ские купцы были вынуждены либо торговать напрямую с Соломоном, либо платить ему за возможность ехать дальше, на север. Мы можем предположить, что среди мно- гих не упомянутых автором тем царица Савская затронула и вопросы благоприятных для себя условий торговли (13).

Чтобы показать, как широко использовалось золото во время царствования Соло- мона, автор рассказывает о 500 щитах из кованого золота, описывает искусно сделан- ный резной престол, обложенный золотом, и упоминает о других золотых вещах, на- ходившихся в царском дворце. Кроме того, торговые суда, которые Соломон исполь- зовал совместно с Хирамом, привозили из трехлетнего путешествия золото и серебро, слоновую кость и экзотических животных.


О мудрости Соломона и его славе в древнем мире говорится в стихах 23—25. Мы узнаем, что посещение царицы Савской было одним из множества визитов чужезем- ных правителей к Соломону. Они приезжали, чтобы послушать его мудрые речи, и за- сыпали его подарками (включая, конечно, большое количество золота и серебра).

И наконец, Соломон ввозил коней и колесницы. Он переправлял их дальше, на се- вер своей империи, оставляя большое количество для собственного пользования (26).

Все эти отрывочные сведения, собранные вместе, рисуют впечатляющую картину. Но есть в этой картине некая интонация, сначала едва заметная, а потом все настой- чивее и настойчивее заявляющая о себе. Словно эхо звучат здесь размышления об образе жизни израильских царей, известные нам по Второзаконию 17: «Чтобы сере- бра и золота не умножал себе чрезмерно» (Втор. 17:17). Но именно это Соломон и де- лал. «Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней» (Втор. 17:16). Соломон определенно делал как первое, так, ве- роятно, и второе, ибо коней же царю Соломону приводили из Египта (28). Другими словами, автор книг Царств в этом отрывке не только прославляет Соломона, но и критикует его, ибо величие царя было достигнуто отчасти попранием установлений, данных во Второзаконии. В свете торжественного предупреждения, прозвучавшего в предыдущей главе, эта мысль врывается подобно тревожным звукам колокола.

11:1—8 Безрассудство Соломона. Но это лишь часть всей истории. Теперь ав- тор рассказывает, что Соломон имел множество жен, «кроме дочери фараоновой». И опять вспоминается запрет во Второзаконии: «И чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его» (Втор. 17:17). Едва заметная критическая нотка теперь ста- новится совершенно отчетливой. Жены царя были чужеземками, из тех народов, брак с которыми был категорически запрещен во Второзаконии (стих 2 повторяет Втор. 7:3–4). В последний период своего царствования Соломон построил высоты, где его жены—иноплеменницы могли поклоняться своим богам (7—8), а его собственная пре- данность Господу значительно ослабла (4–5). Ситуация была парадоксальной: царь, построивший Храм и отменивший, таким образом, высоты, в дальнейшем сам же стал строить высоты — для поклонения чужим богам! В этих стихах дважды повторяется, что Соломон отвратился от истинного пути, которым шел его отец Давид (4, 6), и на- рушил требование, о котором говорилось в 9:4. Сцена для надвигающейся катастро- фы была готова.

11:9–13 Божий приговор. Здесь Бог говорит к Соломону в четвертый и послед- ний раз. Нам напоминают, что Бог два раза являлся ему, подчеркивая, что у Соломо- на были особые преимущества. Но, несмотря на свои личные встречи с Богом Израи- ля, Соломон уклонился от пути следования за Ним. Он шел к неминуемой катастро- фе. Но ради Давида наказание за неверность Соломона будет отложено до воцарения наследника Соломона, и, кроме того, не все царство будет отторгнуто от него. Други- ми словами, тот завет, который Бог заключил с Давидом, по–прежнему будет соблю- даться, но со значительными изменениями из–за неверности Соломона.

11:14—25 Противники поднимаются. Некоторое время назад Соломон за- являл, что у него нет врагов (5:4), теперь он имеет уже двоих. (Еврейское слово, пере- веденное как противник в 11:14 и 23, то же самое, что и в 5:4.) Бог обещал, что бед- ствия не начнутся до тех пор, пока Соломон не умрет, но тучи начали сгущаться над головой царя уже при его жизни. Империя, созданная Давидом, стала расшатываться, особенно по краям, а Едом на юге и Арам на севере превратились во враждебные Из-


раилю государства. Дружественные отношения между Адером и египетским фарао- ном также зловещей тенью нависают над Соломоном.

11:26—40 Мятеж Иеровоама. Иеровоам представлен талантливым организато- ром, которому Соломон доверил руководство оброчными работниками в северных ко- ленах. Ахия, первый из целого ряда пророков, встречающихся на страницах 3 и 4 книг Царств, выходит на сцену для того, чтобы провозгласить изменение в порядке насле- дования власти. Его пророчество прозвучало в типичной для ветхозаветных пророков манере: он символически раздирает на себе новую одежду на двенадцать частей и де- сять из них вручает Иеровоаму. Слова Ахии поясняют значение его действий — Бог исторгает царство из руки Соломона и отдает десять колен Иеровоаму. Удивительно, что сыну Соломона остается одно колено, ведь если из двенадцати колен у него отни- мается десять, то остаться должно два! Возможное разрешение этой загадки состоит в том, что после разделения царства не Иуда считался одним коленом, а Вениамин, ко- торый продолжал ассоциироваться с Иудой. Сам Иуда не упоминается вовсе, ибо из этого племени произошел царский род и потому предполагается, что он продолжал находиться у власти.

Поклонение чужим богам опять представлено как причина падения дома Давидо- ва, но здесь уже не один Соломон обвиняется в неверности, но они (33), поскольку подразумевается, что весь народ впал в этот грех. В греческом, латинском и сирий- ском переводах мы видим местоимение «он» вместо «они», и в стихе 31 (как продол- жении стихов 9–13, где только Соломон обвиняется в неверности) имеется в виду один Соломон. Эти переводы могут представлять собой оригинальное прочтение тек- ста, но если подлинным является все же еврейское «они», мы должны прийти к за- ключению, что отступничество Соломона было частью общего образа жизни, пример чему, может быть, подал сам царь.

Как ни странно, но пророчество Ахии в адрес Иеровоама в стихах 37–38 словно бы повторяет Божье обетование, прежде данное Соломону (9:4—5).

Видимо, Соломон каким–то образом узнал о пророчестве Ахии или Иеровоам предпринял какие–то шаги к захвату власти в северных племенах, но Соломон попы- тался убить его и тот бежал в Египет. Так Иеровоам стал изгнанником, как и другие противники Соломона. Фараон здесь назван Сусакимом. Это Шешонк I (945–924 гг. до н. э.), основатель двадцать второй династии египетских фараонов, который не- сколько позже выступит со своим войском против Иерусалима (14:25–26).

11:41–43 Смерть Соломона. Хотя царствование Соломона было выдающимся, замечание о его смерти дано в обычной для книг Царств сдержанной манере. Чита- тель отсылается к дополнительному источнику информации, а здесь дается короткая справка о месте и длительности царствования Соломона, а также о его погребении и имени его наследника.

В каком–то смысле царствование Соломона послужило началом новой эры, ибо он построил Храм, преобразовал богослужение и образ жизни всего народа. Но, с другой стороны, он же и привел эту эру к закату — из–за собственного непослушания он стал последним царем, который правил всеми израильскими коленами.

12:1 — 16:29 Два царства: со времени смерти Соломона до





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 151 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...