Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воцарение Соломона



1:1–10 Давид и Адония. Мы видим Давида, немощного в своей старости, не спо- собного ни согреться, ни познать красавицу Ависагу (1–4). А за кулисами уже с нетер- пением ждет своей очереди Адония — четвертый из шести сыновей, рожденных у Да- вида от шести разных жен в период его царствования в Хевроне (2 Цар. 3:2—5). Пер- вый сын Давида Амнон был убит третьим сыном, Авессаломом, который также умер во время организованного им мятежа противДавида(2 Цар. 13:23–29; 18:9–15). По- скольку о втором сыне Давида Далуии нет никаких упоминаний, он, видимо, тоже умер, оставив Адонию старшим из здравствующих сыновей и естественным наследни- ком престола Давида. Автор стремится напомнить нам об этом, подчеркнув, что Адо- ния родился ему после Авессалома (6). Упоминание о том, что он был очень красив, заставляет вспомнить, что и Давид в молодости имел приятную внешность (1 Цар. 16:12), и позволяет предположить, что он и являлся преемником Давида.

Адония не только желал овладеть престолом, но и заручился поддержкой некото- рых влиятельных людей из окружения Давида (7, 9). Тот факт, что он завел себе ко- лесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов (5), напоминает о приготовле- ниях, которые сделал Авессалом, прежде чем попытался захватить престол силой (2 Цар. 15:1). Давид же не спрашивал сына о причине подобных действий (6) точно так же, как не смог подавить мятеж Авессалома в самом его начале. Слабость Давида в этом случае объясняется не только его старостью, но, как и прежде, все той же неспо- собностью защитить себя там, где в дело вступали его сыновья (2 Цар. 13–15).

Без ведома Давида Адония устроил праздник с жертвоприношениями и провоз- гласил себя царем у источника Рогель, что к востоку от Иерусалима (9; ср.: ст. 13, 18, 25). Это не значит, что Давид тут же потерял статус царя, но Адония с этого момента мог управлять страной в качестве соправителя. Однако, учитывая преклонный воз- раст Давида, не приходилось сомневаться в том, что со временем единственным мо- нархом стал бы Адония.

1:11–37 Вмешательство Нафана. Мы уже знаем, что пророк Нафан не принад- лежал к партии Адонии (8), а теперь он выступает как сторонник другого претендента на престол — Соломона. Здесь выясняется, что Давид поклялся матери Соломона Вирсавии, что ее сын станет царем после него. (Возможно, Нафан с Вирсавией взя- лись убедить Давида в том, что он дал такую клятву, в то время как он не клялся во- все! Но тот факт, что Адония не пригласил на свой пир Соломона, позволяет предпо- ложить, что он воспринимал Соломона как соперника, имеющего определенные пра- ва на престол, а потому и сделал упреждающий шаг.) Появление Вирсавии напомина- ет нам о страстном Давиде из 2 Книги Царств 11, и на этом фоне фигура обессилевше- го старика вырисовывается еще ярче.

Хотя в этой главе Нафан несколько раз назван «пророком», он идет к престарело- му царю не со словом «от Господа». Напротив, все делается с помощью интриг и убе- ждения. Вначале Вирсавия по совету Нафана напоминает царю о его клятве и сообща- ет о воцарении Адонии. Затем в нужный момент входит Нафан (когда она еще гово- рила с царем) и освещает этот вопрос с иной точки зрения. Выбрав менее резкий тон, Нафан делает вид, что Давид, возможно, сам разрешил Адонии организацию этого пира, и лишь вежливо напоминает царю, что несколько человек, включая его самого,


на пир приглашены не были.

Давид несколько запоздало берет контроль над событиями в свои руки и обещает, что данная им клятва будет исполнена немедленно (30). Вызвав других сторонников Соломона, первосвященника Садока и Ванею, он отдает распоряжение спешно пома- зать Соломона на царство у Гиона, источника, находящегося на восточной стороне Иерусалима.

1:38—53 Соломон становится царем. В сопровождении своих сторонников и телохранителей Давида (и Хелефеи, и Фелефеи) Соломон отправился к Гиону. Особое значение имеет тот факт, что посадили Соломона на мула царя Давида (38). Давид не присутствовал на этом торжестве, видимо, его слабость не позволяла ему преодолеть даже такое незначительное расстояние. Большая толпа, мгновенно собравшаяся во- круг Соломона, показывает, что он был популярной личностью. Адония на своем пиру услышал этот шум, а вскоре получил и подробное сообщение о происшедшем. Его сторонники, понимая, что игра проиграна, немедленно покидают его.

Адония предполагает, что Соломон (к которому он обращается как к «царю Соло- мону») захочет избавиться от него, а потому ищет спасения, ухватившись за роги жертвенника. Израильские жертвенники (как свидетельствуют археологические на- ходки) имели четыре выступа, возвышавшихся над четырьмя углами прямоугольного верха. Человек, ухватившийся за два таких «рога», обеспечивал себе безопасность. Жертвенник, о котором идет здесь речь, стоял, по–видимому, в скинии, которую уста- новил Давид для «ковчега Господня» (2 Цар. 6:17; ср.: 3 Цар. 2:28).

До этого момента Соломон был в рассказе пассивной фигурой, находящейся в те- ни, но теперь он входит в повествование как личность со своим характером и права- ми. Он действовал решительно, но разумно и осторожно, обещая сохранить жизнь Адонии, если тот останется верен ему. Адония смиренно признает своего младшего брата царем над собой (53), но настоящего примирения между ними не произошло. У нас создается впечатление, что дело окончательно так и не разрешилось.

В последних трех стихах этой главы Соломон четыре раза назван царем Соломо- ном (дважды его называют так другие герои повествования и дважды сам автор). С другой стороны, Адония лишь однажды был назван царем и то в приветственных воз- гласах своих сторонников (25).

Итак, глава заканчивается тем, что Соломон помазан на царство, а Давид удовле- творен, что исполнилась воля Божья (48). Но воля Божья не была исполнена ранее: Давида вынудили действовать — Адония своим активным стремлением к власти и На- фан, который беспокоился о безопасности сторонников Соломона, включая и самого себя. Как и в случае с Иосифом, Божьи намерения остаются сокрытыми в столкнове- ниях честолюбивых амбиций и сплетениях интриг.

2:1—12 Смерть Давида. Нам неизвестно, как долго Соломон был соправителем Давида. Повествование сразу переходит к предсмертной речи старого царя.

Во–первых, Давид дает Соломону духовные наставления. Соломон должен ходить Божьими путями и выполнять Божьи заповеди. Давид уверен, что Божьи обетования о вечно пребывающей династии (2 Цар. 7) будут исполнены лишь при условии соблю- дения верности Богу всех его потомков (4), и это требование приобретет еще большее значение по мере развития истории.

Во–вторых, Давид просит Соломона заняться некоторыми делами, которые оста- лись неоконченными. Следует подумать о возмездии Иоаву за те убийства, которые


он совершил вопреки воле Давида, нужно вознаградить сыновей Верзеллия за про- явленную верность, а Семея — наказать за то, что он злословил Давида во время мяте- жа Авессалома. Давид не дает никаких конкретных указаний ни об Иоаве, ни о Семее, он просто просит поступить с ними соответственно разумению Соломона (6, 9). Пред- смертная речь, начавшаяся светлыми советами духовного наставления, заканчивается темными угрозами. После этого следует такое же формальное сообщение о смерти и погребении Давида, каких много в книгах Царств.

2:13–25 Смерть Адонии. Адония обращается к Вирсавии как к царице–матери, занимавшей это почетное место при царском дворе, с просьбой помочь ему получить Ависагу в жены. Ависага находилась на положении наложницы царя (несмотря на то что Давид не познал ее), и просить ее в жены было равносильно предъявлению пре- тензий на царскую власть (ср.: 2 Цар. 3:6—8; 16:21—22). Когда Соломон узнал об этой просьбе, он воспринял ее именно таким образом — как вызов и как шаг к захвату вла- сти (22). В отличие от своего отца, он не медлит — Адонию убивают в тот же день.

2:26–27 Изгнание Авиафара. Соломон быстро предпринимает и другие шаги к тому, чтобы избавиться от всех сторонников оппозиции в своем царстве. За оказание помощи Адонии Авиафар удален «от священства Господня» и отправлен в ссылку в собственное поместье в Анафофе в 3 милях (5 км) к северу от Иерусалима. Автор рас- сматривает изгнание его в Анафоф как исполнение ранее произнесенного анонимно- го пророчества по отношению к линии Илия (1 Цар. 2:27—36). Место Авиафара занял Садок (35). Анафоф был городом, отданным левитам, и несколько позже в нем родил- ся Иеремия (Иер. 1:1).


Империя, оставленная царем Давидом сыну Соломону

2:28–35 Смерть Иоава. Услышав о смерти Адонии, Иоав понимает, что ему так- же грозит опасность, и убегает в скинию Господню, чтобы у рогов жертвенника найти безопасность. Но его жизнь находится под угрозой не столько из–за его помощи Адо- нии, сколько потому, что Соломон стремится исполнить предсмертные наставления Давида. И если Ванея имел сомнения в правомерности убийства Иоава у жертвенни- ка, то Соломон ни в чем не сомневался и приказал Ванее умертвить Иоава у алтаря. Видимо, он посчитал, что необходимость отомстить за невинную кровь, пролитую Ио- авом, и за то зло, которое он причинил Давиду, перевешивает законы о святилище. Соломон заявляет, что таким образом он осуществляет Божью кару и что теперь с Бо- жьим благословением в доме Давида да будет мир на веки от Господа (33). Так Ва- нея убивает Иоава и становится военачальником вместо него.

Автор никак не комментирует эти действия, и нам остается лишь догадываться, одобряет он позицию Соломона или нет. По крайней мере, он знает, что предсказания Соломона о вечном мире не сбылись!

2:36—46 Смерть Семея. Соломон предпринимает относительно мягкие меры по отношению к Семею, ограничив его свободу передвижения и запретив покидать Ие- русалим под страхом смерти. Считал ли Соломон, что этим дело кончится, или с само- го начала он надеялся, что поставленные условия обеспечат ему со временем основа- ние умертвить Семея? Вероятнее всего — последнее, ибо Давид повелел низвести се- дину его в крови в преисподнюю (9). Когда через три года Семей нарушает запрет Со- ломона, царь трактует его смерть как Божью кару за зло, причиненное Давиду (44). Соломон еще раз предрекает, что его царство будет благословлено и что династия Да- вида будет неколебима «пред Господом во веки» (45).

Завершив неоконченные дела Давида и разбив всю оппозицию, Соломон предста- ет перед нами как практичный, проницательный и решительный монарх, уверенный в том, что он осуществляет Божий суд и получит Божьи благословения. Возникает не очень привлекательная картина, но мы не сомневаемся в том, что «утвердилось цар- ство в руках Соломона».





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 295 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...