Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Царствование Авимелеха



Продолжением истории Гедеона становится рассказ о Божьем воздаянии. Тема воздаяния раскрывается автором со всей очевидностью в ключевом моменте пове- ствования (23—24), а также в самом конце, где все заканчивается смертью Авимелеха (56–57). Это рассказ о том, как Бог обратил на головы Авимелеха и жителей Сихема то зло, которое они совершили.

Подробности этой истории говорят о неизбежности возмездия, которое обруши- лось почти с математической точностью из той точки, в которую Господь послал злого духа между Авимелехом и жителями Сихема (23). Обращение Авимелеха к вождям Сихема с предательским предложением вступить с ним в заговор против сыновей Ие- роваала (т. е. Гедеона, ст. 1–2) обернулось появлением в Сихеме Гаала, который побу- дил сихемских вождей вступить с ним в заговор против Авимелеха (26—29). Засаде, устроенной жителями Сихема (25), соответствует засада, устроенная против них Авимелехом (34). Наконец, сам Авимелех, убивший своих братьев на одном камне (5, 18), был убит камнем, брошенным в него неизвестной женщиной из города Тевец (53). Так разворачивается история под властью всемогущего Божьего провидения. Не- праведное действие влечет за собой ответное действие, зло — ответное зло, пока глав- ный подстрекатель, Авимелех, сам не падает замертво. И тогда его последователи, словно очнувшись от дурного сна, опускают оружие и расходятся по домам, не доводя до конца своего плана мщения городу Тевец (55).

9:1–6 Приход к власти Авимелеха. Возвышение Авимелеха существенно отли- чается от восхождения героев предыдущих глав. Он был не судьей, призванным Гос- подом, но царем, который сам себя возвысил при помощи интриг и насилия. Авиме- лех был единственным сыном Гедеона от его наложницы в Сихеме (8:31), но у него были братья и со стороны отца (всего семьдесят), и со стороны матери (влиятельные люди в Сихеме). Авимелех ловко использует создавшуюся ситуацию. Он натравливает одних братьев на других таким образом, чтобы самому остаться единственным сыном и наследником Гедеона. И он как будто достигает своей цели, но не получает той ши- рокой поддержки, которой обладал его отец. Похоже, только жители Сихема призна- ли Авимелеха царем (6).

Примечание. 1 Сихем располагался у стратегического прохода в центральной ча- сти Ханаана, он ассоциировался с Израилем со времен патриархов, но имел смешан- ное хананейско–израильское население (Быт. 12:6—7; Нав. 24). 2 Относительно Иероваала смотрите комментарии к 6:32. 4 О Ваалверифе смотрите комментарии к 8:33. 5 На одном камне означает массовую публичную казнь. 6 «Милло» значит

«насыпь» (т. е. «искусственный холм»). Дом Милло («дом насыпи»), возможно, был крепостью в Сихеме или поблизости от него. У дуба, т. е. у священного дерева, рядом с которым находился камень, связанный с полуязыческим поклонением сихемцев (ср.: Втор. 16:21–22).


9:7–21 Иофам выступает против жителей Сихема. Иофам, единственный сын Гедеона, переживший резню в Офре (5), открыто выступил с разоблачением Авимелеха. Он изобличил жителей Сихема в содеянном зле и призвал их послушать его, а Бога просил стать свидетелем их ответа. Это был торжественный момент. Для большей ясности Иофам использовал притчу, но смысл его речи заключается не в ней самой (8—15), а в применении ее к возникшей ситуации (16—21). Он выдвинул глав- ное обвинение против своих слушателей — хорошо ли вы поступили с Иероваалом (Гедеоном) и домом его? Гедеон много доброго сделал для них, а их единственным от- ветом стало убийство почти всех его сыновей, худшего из которых они сделали своим царем. Иофам закончил свою речь, поставив своих слушателей перед альтернативой благословения (19) и проклятия (20). Благословение, однако, они уже не могли полу- чить, потому что преступление совершилось. Подробности проклятия в стихе 20 явля- ются фактически объявлением суда, и в оставшейся части истории автор показывает, как это проклятие осуществилось в реальной жизни. Заключительные слова главы называют свершившийся суд проклятием Иофама, сына Иероваалова (57).

Примечание. 7 Гора Гаризим находилась к юго–западу от Сихема (см.: прим. 9:1). 8 В ВЗ помазание елеем было знаком посвящения на особую должность или на исполнение определенной роли в Божьих планах. В частности, помазание получали священники и цари (см.: Исх. 28:41; 2 Цар. 2:4). 9 Тук мой (т. е. елей). Как и вино (ср.: Исх. 29:40), елей был важным элементом в религиозных ритуалах как в Израиле, так и за его пределами (напр.: Исх. 25:6; Лев. 8:26; Чис. 7:19). 21 Беер означает просто

«колодец» и служит основной частью названий многих поселений того периода (напр.: Беер–Шева, или Вирсавия, «колодец семи» или «колодец клятвы»; Быт. 21:31). Местонахождение этого конкретного «Беера» неизвестно.

9:22—57 Трагический конец правления Авимелеха. Царствование Авиме- леха было кратким, всего три года (22). Нет сомнений, эти три года казались очень долгими тем, кому приходилось терпеть такого царя. Его власть, как и власть всех ти- ранов, во многом зависела от верности относительно небольшой группы, которая под- держивала его, пользуясь какими–то привилегиями. С крушением этой слабой опоры дни Авимелеха были сочтены. Какие претензии к нему имели жители Сихема сначала

— неизвестно, но их конфликт с Авимелехом обострился с прибытием Гаала, который показался им более привлекательным правителем (26). Падение Авимелеха проходит по классической схеме: общее недовольство, начало организованной оппози- ции,появление соперника, полномасштабная гражданская война со всеми ее неиз- бежными ужасными последствиями и, наконец, смерть тирана и бегство его сторон- ников. Только на последнем этапе происходит нечто действительно удивительное, но этот неожиданный поворот событий полностью соответствует характеру книги в це- лом. Авимелех, как мы уже видели, не был убит в последней схватке с Гаалом, его убила простая женщина, бросив ему на голову камень! Эта книга вновь и вновь пока- зывает, как суверенный Бог использует совершенно неожиданные способы для осу- ществления Своих планов. Средство, при помощи которого был повержен Авимелех, не оставляет и тени сомнений в том, что в этом акте была рука Божья. Бог постоянно проявляет Себя в этой книге таким образом, что путает планы людей и лишает их воз- можности похвалиться собой (см.: 7:1–3).

Примечание. 23 Злой дух был использован Богом, чтобы судить Авимелеха. В Боге нет зла, но силы зла находятся в полном подчинении Его воле (ср.: 1 Цар. 16:14;


Иов. 1:12). 27 Совершенно очевидно, что это был праздник сбора урожая винограда, включавший языческие ритуалы (см.: прим. 8:33). 28 Сихем и Еммор были правите- лями этой области во времена патриархов. Сихем, по имени которого был назван го- род, изнасиловал дочь Иакова (Быт. 34:2). Гаал и его сторонники отождествляли себя с Еммором, который, в противоположность Сихему (и Авимелеху), не осквернил себя контактом с чужеземцами. Зевул (см.: ст. 30) был явно непопулярной фигурой, воз- можно, потому, что также принадлежал к осквернившим себя местным жителям. 37 Возвышенность — возможно, гора Гаризим, находившаяся к югу от города. Стратеги- ческий Сихемский проход между горой Гаризим и горой Гевал находился в центре Ханаана (см.: Втор. 11:29). Дуб Меонним, в отличие от дерева в стихе 6, находился вне города, возможно, в дубраве Море («учитель»), упомянутой в Бытие 12:6. Если это так, то этот дуб представлял собой языческое капище, до сих пор, вероятно, посещае- мое сихемцами (см.: прим. ст. 6). 41 Арума, возможно, была гористой местностью Джабаль эль–Урма (Jabal al 'Urma) к юго–востоку от города. 45 Засеял его солью означает сделать почву непригодной для земледелия (ср.: Втор. 29:23; Иер. 17:6). 46 Относительно Ваалверифа («Бог завета») смотрите комментарий к 8:33 и сравните с 9:4. 48 Гора Селмон («затененная») была названа так, возможно, потому, что была покрыта лесами. Ее точное местонахождение неизвестно. 50 Тевец — современный Тубас, что к северу от Наблуса. 53 Отломок жернова — один из двух больших кам- ней, использовавшихся для того, чтобы молоть зерно.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...