Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Завоевание юга



Южные кампании состояли из двух частей: поход пяти аморрейских царей, оса- дивших Гаваон, и последовавший затем захват израильтянами царских городов и подчинение их территорий.

10:1—28 Битва за Гаваон. 1—7 Завоевание Иисусом Гая и подчинение израиль- тянами Гаваона встревожило царя Иерусалима. Он заключил военный союз с четырь- мя другими царскими городами и организовал осаду Гаваона. Города–государства то- гда часто объединяли свои силы, чтобы противостоять врагу (ср.: Быт. 14:1–3). Пись- мо, сохранившееся в Амарнском архиве (ок. 1350 г. до н. э.), позволяет предположить,


что Гаваон был частью Иерусалимского царства, которое располагалось главным образом в горах Иудеи. Осажденный мощной армией, Гаваон обратился к Иисусу с просьбой выполнить обязательства по договору и прийти на помощь. Израилю пред- стояло первое испытание.

Царь Иерусалима, Адониседек (что значит «мой Господь праведен»), царствовал в городе, где жили аморреи и хеттеи, и все они были «закляты», т. е. «посвящены» Богу (см.: 6:15—21; ср.: Втор. 7:1—2), им предстояло умереть. Мировоззрение Адониседека не позволило ему понять, что своими победами Израиль обязан Богу, а не Иисусу. По его понятиям, предстоящая битва была всего лишь столкновением двух армий. В от- личие от гаваонитян, которые слышали о славе Господа (9:9—10), союзники слышали о славе Иисуса. Храбрые люди царя, как и средневековые рыцари (ср.: «способные к войне», 6:2), были хорошо обучены и достаточно богаты, чтобы владеть наилучшим оружием. В это время Ханаан находился под контролем Египта, и Лахис, современ- ный Телль–эд–Дювейр (Tell ed–Duweir), был его провинциальной столицей.

8–15 Сражение при Гаваоне послужило сценой, на которой божественный Вои- тель явил новые чудеса. Это третий и последний акт удивительного вмешательства Божьего на стороне Израиля (ср.: гл. 3—4, 6). В лучших традициях священной войны Господь дал повеления, возможно, после того, как к Нему обратились с вопросом. Призвав Израиль не бояться, обещая ему победу (8), Он поверг неприятеля в смяте- ние в тот момент, когда неожиданно появился Иисус, преодолев 22–мильный (35 км) извилистый подъем вверх в гору из Галгала к Хеврону (9—10). Затем Господь обру- шил смертельный град на побежавшую армию, которая пыталась укрыться у подно- жия гор (11) (ср.: Исх. 14:24; Суд. 4:15; Пс. 76:17–19). Исайя, вспоминая об этом проис- шествии, говорит, что «Господь восстал» (Ис. 28:21).

В самом конце рассказчик предлагает наиболее эффектный эпизод — красочную сцену победы у Вефоронской горы (12—15). В этой сцене солнце и луна поддерживают Иисуса. Хананеи, поднявшись вверх по склону с западной части Гаваона (куда Иисус отправил подкрепление после напряженного подъема, длившегося всю ночь), в нача- ле битвы были вынуждены смотреть в восточном направлении, и их ослепляло солн- це, стоявшее над Гаваоном. Чтобы сохранить это преимущество, Иисус, помолившись Богу, приказал солнцу и луне, как подчиненным Господа, остановиться и стоять до тех пор, пока Израиль не отомстит за себя (т. е. докажет свое право на господство над врагом). Удивительным образом Господь подчинил Своих небесных служителей пове- лению человека. Солнце могло быть главным божеством в Гаваоне, как луна в Иери- хоне (см.: 6:1). Рассказчик цитирует источник, Книгу Праведного, ранний и, возмож- но, поэтический сборник национальных военных песен, прославляющих израильских героев (ср.: 2 Цар. 1:18–27).

Было сделано множество попыток перевести еврейские стихи 12–13 таким обра- зом, чтобы представить более естественное объяснение происшедшего события. Неко- торые ученые думают, что имело место солнечное затмение. Другие предполагают, что солнце перестало светить, а не двигаться, и что почти целый день следует переве- сти как «пока день не закончился». Согласно сходной точке зрения, в тексте имеется в виду невиданный град, который ранним утром затмил небо до тех пор, пока враг не был разбит, и что стих 13 следует переводить как «стояло солнце среди неба, и не спе- шило к западу почти целый день». Хотя еврейское слово, переведенное двумя слова- ми — стояло и не спешило — может означать «перестало сиять», особенно в поэзии,


но прозаическое уточнение рассказчика к слову стояло в стихе 13 — среди неба — не- совместимо со словами «прекратило сиять» и ближе к традиционному толкованию. Таким же образом, если взять слова, переведенные в NIV как не спешило и понять их в смысле «не спешило подняться», то значение еврейского оригинала окажется иска- женным. Такая интерпретация продиктована не желанием найти истинное прочтение текста, а стремлением удовлетворительно объяснить его с точки зрения законов при- роды. Были также попытки классифицировать эти отрывки как пример историческо- го мифа (см.: Boiling R. G. Anchor Bible), но такое толкование подрывает доверие к подлинности повествования, составленного автором, вдохновленным Богом.

Многие исследователи отвергли научные объяснения и рассматривают этот

«феномен как одно из многочисленных чудес, о которых рассказывает нам Библия… как «знамение» особого божественного вмешательства, которое являет милость, неза- служенную человеком и непостижимую никаким другим образом» (Soggin J. A. Joshua [SCM, р. 123]). Приказ Иисуса солнцу можно сравнить с молитвой Агамемнона Зевсу с просьбой не позволять солнцу садиться до тех пор, пока ахейцы не одержат победу.

16—21 Продолжаем читать эпическую поэму о битве в Гаваоне. Иисус не остано- вил свою армию, чтобы казнить пятерых царей, которые, согласно донесению, спря- тались в пещере Македа. Он приказал запереть выходы из пещеры огромными валу- нами и охранять ее, пока главные силы преследовали бегущих хананеев, отрезая им пути к отступлению в укрепленные города на западе. Однако некоторые все же спа- слись (ср.: ст. 28–39). Затем войска возвращаются в лагерь, разбитый в Македе. Те- перь никто не смеет упрекнуть ни одного из представителей этой победоносной ар- мии (ср.: Исх. 11:7, где в предложении пошевелит пес языком своим используется то же еврейское слово, что «произнести слово»).

22–27 Пришла пора предать смерти пятерых царей. Иисус использовал этот слу- чай, чтобы морально укрепить свои войска для следующих сражений. Перед всей ар- мией он приказал воинским начальникам последовать широко распространенному древнему обычаю и поставить стопы своих ног на шеи поверженных царей (ср.: 3 Цар. 5:3; Пс. 109:1; 1 Кор. 15:25–28). Теперь Иисус повторяет им повеление Господа не бо- яться (1:8), которое он получил от Бога в начале завоеваний, ибо эти цари были зало- гом будущих побед Бога. Затем Иисус убил их. Так же, как и царя Гая, он повесил этих проклятых царей до вечера на всеобщее обозрение, чтобы вызвать в народе страх Бо- жий, а не страх перед хананеями. Камни перед входом в пещеру стали памятником удивительных побед Иисуса (ср.: 4:5—7). Казнь царей предвосхищает будущее униже- ние и окончательное поражение сатаны (ср.: Быт. 3:15).

10:29–39 Уничтожение семи аморрейских городов. Далее рассказчик крат- ко перечисляет семь царских армий, которые Иисус смел с лица земли, и шесть цар- ских городов, которые он захватил и предал заклятию, herem.

10:40–43 Итоги. Три главных региона Иудеи — нагорная страна, полуденная (Негев) и низменные места — все были покорены в этой кампании Израилем. Хотя оставалось еще много земли (см.: 13:1–7), но хребет осужденных хананеев был сло- млен, а потому можно сказать, что Иисус подчинил себе весь этот регион.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 156 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...