Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Важнейшие повеления и предупреждения



5:22—33 Народ принимает заповеди. Десять заповедей народ услышал прямо из среды огня и светоносного облака, покрывшего гору (Исх. 19:16–18). Другие Свои повеления народу Бог будет отдавать через Моисея, но эти заповеди — особые, и нет ничего подобного им (22). О каменных скрижалях см.: 4:13 и ком. к этому стиху.

Многие в древнем Израиле полагали, что, увидев Бога, человек должен был уме- реть (см.: Суд. 13:22; Ис. 6:5). Вот почему народ изумлялся тому, что Моисей остался жив (24), и боялся приблизиться к месту Присутствия Божьего (25–26). Странно, они боялись, что, слушая Бога, они умрут, в то время как только слова Божьи и могут ожи- вить (4:1)! Однако они желали слушать Бога только через Моисея, их посредника (27). (См. также о принятии условий завета в Исх. 24:3).

Господь возрадовался их желанию (28—29). Его слова указывают на то, что Он не равнодушный Законодатель, но что Он горячо любит Свой народ, благо которого — Его самое глубокое желание. Моисей был утвержден в статусе посредника (30–31). Верность завету принесет жизнь и благоденствие, и у народа будет длительный мир.

6:1–9 Народ учится. Затем Моисей переходит к учению, которое Господь дал ему в дополнение к Десяти заповедям или в качестве дальнейшего толкования их. Во вступлении к этому учению Моисей снова напоминает народу, что эти заповеди — путь в жизнь, чтобы продлились дни жизни (2в). Он дальновидно ставит вопрос не только о необходимости обучения народа, но и о перспективах на будущее — отсюда эта фраза: ты, сыны твои, и сыны сынов твоих (2). Пророчество об Израиле в земле обетованной (3) говорит о его умножении (во исполнение обетования, данного Авра- аму, Быт. 15:5), и о изобилии (во исполнение обетования, данного Моисею в момент его призвания, Исх. 3:17).

Следующий отрывок текста позднее стал главной частью иудаистского богослуже- ния (называемой Шема, по начальному слову Слушай), поскольку в его стихах кратко изложены наиболее важные религиозные идеи ветхозаветного культа. Во–первых, Господь один есть Бог Израилев.

Он действительно единственный Бог, власть Его распространяется на все народы (32:8–9). Израиль должен поклоняться только Ему одному. Во–вторых, сам по себе Израиль един. По–еврейски слова ты и твой в комментируемом месте (а зачастую и во всей Книге Второзаконие) употребляются при обращении к человеку в единствен- ном числе. Единство народа подразумевало как единство всех стоявших тогда перед Моисеем, так и единство всех будущих поколений. Это означало, что они должны по- клоняться и повиноваться Богу все как один и не допускать серьезных расколов ме- жду собой (см. ниже ком. к рабовладельческим отношениям в Израиле, 15:12–18). По этой же причине израильтянам следовало наставлять всякое новое поколение в исти-


не о Боге и о своем народе.

В–третьих, детям Божьим недостаточно просто совершать положенные ритуалы и придерживаться определенной формы богослужения. Прежде всего они должны ис- кренне любить Бога и посвящать Ему всю свою жизнь (5). Выражение всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоим передает понятие, охватываю- щее всю личность человека. В библейском понимании сердце вмещает в себя и волю, и ум, поэтому когда Иисус напоминал этот отрывок несколько иными словами, Он оставлял неизменным смысл этого выражения (Мф. 22:37; Мк. 12:30). Истинная на- божность состоит в том, что все наши способности, как и все наше имение, предаются Богу.

Слова Бога всегда должны быть перед народом Его (6—9), должны стать частью повседневной жизни и любой человеческой деятельности. Это не просто религиозные обряды, связанные только с субботой (или воскресеньем). Бог имеет отношение ко всем сторонам жизни и ко всякому решению, которое могут принимать люди. В этом смысл многих постановлений и законов, которые встречаются начиная с 12–й главы и далее; весь корпус таких законов и уставов отражает владычество Бога над всей жиз- нью как отдельных индивидов, так и всего общества в целом. Мы живем совсем в дру- гое время и в другом месте, но мы все обязаны строить свою жизнь в соответствии с Его законами. Трудно сказать, следовало ли исполнять постановления из стихов 8–9 буквально; смысл их состоит в том, что слова Божьи нужно хранить в сердце (6). Лю- бящие Бога стремятся исполнять Его заповеди (Ин. 14:15).

6:10—19 Жизнь в земле обетованной. Моисей неустанно напоминает народу о том, что земля, которую в скором времени им предстоит занять, — дар Божий, обето- ванный много веков тому назад праотцам Израиля (10; ср.: 1:8). Затем он делает пау- зу, чтобы показать, как хороша эта земля (10–11), изобилующая всем, чего могли жа- ждать люди, странствующие в пустыне. Земля обетованная была не просто плодород- на сама по себе, к ней бережно относились и за ней ухаживали народы, ее населяю- щие. Моисей подчеркивает, что эта земля со всеми ее сокровищами — настоящий по- дарок Израилю. Благоденствие израильтян должно было стать причиной их нескон- чаемых благодарений, а не самодовольства (12). Материальное благополучие может привести к духовной апатии, равнодушию.

В Книге Второзаконие фундаментальное обетование всегда тесно увязывается с основополагающим постановлением. Дар Божий ставит человека перед выбором, ко- торый в данном месте излагается в выражениях, весьма напоминающих первые три заповеди (13—15; ср.: 5:7—11). Если Бог дает землю, то поклоняться здесь следует толь- ко Ему одному; на Его земле будет обитать Его народ. Клятвы во имя Его (а не во имя других богов) — это способ выражения Его уникального суверенного права на вер- ность израильтян. «Ревность» Бога (см.: 5:9) не допускает никакого соперника; она сочетается, конечно, с всецелой преданностью Бога Своему народу.

Затем Моисей снова обращается (16—19) к необходимости повиноваться целому ряду установлений, вытекающих из Декалога (5:6–21), которым еще предстояло пол- ностью раскрыться в дальнейшем. Эти постановления приведены здесь прежде, чем отдано повеление захватить землю (главная тема в главах 1 — 3). Желание Бога уте- шить Свой народ доброю землею предполагало преданность народа справедливому и доброму (18). Однако в ст. 16 содержится напоминание о том, что Израиль не всегда охотно повиновался своему Господу — даже тогда, когда Господь творил им доброе


(см.: Исх. 17:7; Пс. 94:8).

Отвергая искушение сатаны, предлагавшего Ему воспользоваться силой и властью, презрев истинное поклонение Богу, Иисус использовал выражения из стихов 13 и 16 (Мф. 4:7,10; Лк. 4:8,12). Иисус рассматривал Свое сорокадневное пребывание в пусты- не как повторное испытание Израиля в течение сорока лет. Так и Его последователи должны научиться, переживая тяжелые времена, всецело полагаться на Бога.

6:20—25 Обучение детей. Моисей здесь обстоятельно объясняет, как учить де- тей основам веры (20–25; см.: ст. 7). Вопрос детей и ответ родителей напоминает нам модель празднования Пасхи (Исх. 12:26—28). Когда ребенок спросит, что значат сии уставы, постановления и законы (20), то родитель отвечает рассказом о том, как чу- десно Бог спас Свой народ, выведя его из Египта во исполнение обетования, данного в древности (21—23). Стало быть, законы идут за обетованием и являются частью наме- рения Бога благословить Свой народ (246). Праведность здесь отражает характер праведных отношений, установившихся между Богом и Его народом, и включает не только следование израильтян Его меркам, но также и Его преданность спасению Своего народа и сохранению его.

7:1–26 Святой народ. Далее в своем обращении Моисей говорит о том, что Из- раилю необходимо взять землю обетованную у населяющих ее народов. Выбрав Изра- иль и подарив ему ханаанскую землю, Бог отвергает нынешних обитателей этой зе- мли и лишает их права на владение ею. Это всегда подразумевалось в обетовании (Исх. 3:17; 23:23).

Перечень народов показывает, что обитатели этой земли были не единым наро- дом, а различными племенными группами, живущими в разных частях страны; по–видимому, все они имели некоторое количество укрепленных городов. Мало что известно о ферезеях и гергессеях (хотя указаны места их проживания — Нав. 11:3; Суд. 3:3). Аморреи и хананеи могут рассматриваться как народы, населявшие Ханаан вооб- ще (как в Быт. 15:16), и как какие–то конкретные группы народов (см.: Нав. 5:1; 11:3). Хеттеи, державшие под контролем целую империю в Анатолии и Сирии в XV и XIV веках до н.э., явно относились к кочевым племенам (см.: Быт. 23). Иевусеи контроли- ровали Иерусалим (см.: Нав. 15:63).

Отчасти повеление уничтожить хананеев связано с тем, что они были осуждены Богом за свои преступления. Начало их истории в Библии восходит к их предку Хаму, сыну Ноя (Быт. 10:6,15–18). Ханаан, сын Хама, был проклят за то, что Хам не оказал должного почтения своему отцу (Быт. 9:20–25). Земля ханаанская, обещанная потом- кам Авраама, не была отдана им сразу, ибо «мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15:16). Согласно Книге Второзаконие, греховность этих народов была слишком велика и, значит, пришло время Божьего суда над ними (9:5).

Приговор уничтожить эти народы был окончательным. Мы уже отмечали, что он основывался на том положении, что Бог есть Господин и Судия в жизни Израиля и всей земли (см.: 2:34 и ком.). Настоящий отрывок (1—6) раскрывает суть этого повеле- ния. Израиль, народ Божий, должен был остерегаться морального растления, которое несли с собой религия и быт языческих народов. Бог хочет видеть Свой народ знаю- щим Его и способным создать совершенно уникальное общество Господне. Израилю предстояло жить между языческими народами, сохраняя верность завету с Богом, это было очень трудно, даже невозможно. Бог предупреждает, что (отчасти из–за сме- шанных браков, ст. 3) народ завета может утратить свою отделенность, а поклонение


Богу может быть вытеснено поклонением Ваалу (4). Если такое произойдет, то весь замысел Божий по спасению Израиля из Египта с целью сотворить особый народ бу- дет разрушен. Уничтожение хананеев необходимо было прежде всего для искорене- ния ложной веры, которую они исповедовали (5).

Итак, уничтожение хананеев — это часть битвы между истинной и ложной религи- ями (см. также: Еф. 6:12). Как и осуждение мира на гибель в водах потопа, такое должно было произойти только однажды (Быт. 9:15б), чтобы показать на примере Из- раиля абсолютное неприятие Богом поклонения другим богам, потому что это поро- ждает все остальные грехи.

В словах о том, что Бог отверг хананеев, мы видим, почему Он избрал Израиль. Да- лее, в стихах 6—11, этот вопрос разъясняется. Во–первых, то, что Израиль избран, означает, что он свят (6). Оба понятия подразумевают отделение единственного на- рода в исключительную собственность Бога (в качестве удела Божьего, личного цар- ского сокровища; см.: Исх. 19:5).

Во–вторых, такое избрание не имело никакого отношения к достоинствам самого Израиля (7); народ Божий не имеет права хвалиться своей Богоизбранностью (см.: 8:17). Израильтяне не сделали ничего, чтобы заслужить любовь Бога, которая подви- гла Его спасти этот народ из египетского плена (8).

В–третьих, избрание Израиля влекло за собой определенные обязанности. Бог, за- ключив завет с этим народом по Своей любви и показав ему Свою верность, в ответ ждет любви и добровольного послушания со стороны Богоизбранного общества (9). Истинность этих отношений могла проявиться только в желании исполнять повеле- ния Божьи (10—11). Это другая сторона «святости». То же самое предупреждение эхом отзывается в Новом Завете (напр.: Рим. 9:30–32) и относится в наше время не только к иудеям, но и ко всем христианам.

В–четвертых, избрание Израиля и отвержение хананеев было совершено не толь- ко ради самого Израиля. Хотя в Книге Второзаконие это и не так очевидно, нужно по- мнить, что долговременная цель избрания Израиля заключается в благословении всех народов, населяющих землю (Быт. 12:3). Бог привел Израиль в его землю, и это событие стало шагом именно в этом направлении. Израиль в завете с Богом мог пока- зать миру, каков есть Бог, — конечно, оставаясь верным Богу.

Следующий отрывок (12–15) вкратце характеризует послушный народ, благосло- венный Богом. Божьи благословения, согласно Книге Второзаконие, имеют отноше- ние к «обычной жизни». Бог тем самым подтверждает, что мир, сотворенный Им, хо- рош (см.: Быт. 1) и народ может наслаждаться его дарами. Однако благословения, упоминаемые здесь, можно рассматривать и как указания на благие намерения Бога в отношении Своего народа также и в будущем веке.

Моисей опять возвращается к теме, поднятой в начале этой главы, — народ дол- жен бояться осквернения при соприкосновении с греховными обычаями Ханаана (16–26). В то же время Моисей снова и снова призывает свой народ не страшиться врага, несмотря на поражения, которые Израиль потерпел от них в прошлом (1:26—28), и напоминает ему о силе Божьей, способной поразить хананеев так же, как Он поразил египтян (см.: 1:29). Моисей подчеркивает, что именно Бог окажется ис- тинным победителем. (Значение слова, переведенного как «шершней» в ст. 20 не яс- но: оно может указывать на панику и хаос; ср.: Исх. 23:28; Нав. 24:12, однако смысл здесь совершенно понятен: у Господа имеются Свои средства свершить все, что Он на-


мечает.) Ст. 22 указывает, что завоевание земли окажется делом не таким легким и быстрым, как могли подумать сыны Израилевы (Нав. 13:11). И все же земля обетован- ная неизбежно окажется в их руках, если они сохранят верность Богу. Это обязательно свершится; и даже имена прежних ее обитателей (представленных их царями)

«искоренятся» (24).

Заключительные постановления (25–26) призывают уничтожать принадлежности ложных культов и вновь обращаются к особой теме Книги Второзаконие — ненависти к созданию образов Бога. Народ израильский не должен искушаться драгоценностя- ми на этих идолах (25). Даже трогать эти вещи означало играть с огнем. Стало быть, их должна постигнуть та же участь, что и тех людей, которые пользовались ими (2:34; 7:2).

8:1—9 Усмирение в пустыне. До сих пор период, проведенный Израилем в пу- стыне, рассматривался как наказание за непослушание Богу, повелевшему ему идти и овладеть землей обетованной (1:35, 46). Теперь этот же период рассматривается с дру- гой точки зрения — как возможность возрасти в вере. Иеремия позднее назовет вре- мя, проведенное народом в пустыне, временем, посвященным Богу (Иер. 2:2; см. так- же: Ос. 2:14). Однако особое ударение здесь делается на необходимости порядка, са- моограничения (2, 5), что представляет собой обратную сторону Божьей любви к Из- раилю (7:6).

Начальные стихи снова связывают воедино заповеди и жизнь (см.: 4:1 и ком.). За- поведи нужно стараться (1) исполнять — характерное для Книги Второзаконие на- поминание (см.: 7:2; 11:16). Это положение здесь поддерживается призывом помнить, что Бог вел Израиля по пустыне (2). Повиновение Богу должно быть не только осознанным, но и добровольным, от всего сердца (см.: 6:5 и ком.); а сердце, од- нако, склонно ходить своими путями. Ясное понимание этой общечеловеческой сла- бости в Книге Второзаконие сквозит в заповедях, подобных этой, и в назидательном тоне книги в целом.

В пустыне израильтяне вдруг лишились всех обычных источников пропитания. Даже на положении рабов в Египте они знали, откуда им ждать следующей порции пищи. Израильтяне не были жителями пустыни, и тяготы кочевой жизни, казалось, угрожали им неминуемым вымиранием (Исх. 16:3). Вот тут–то и наступили времена проверки их веры в Бога. Голод доказывал, что без Провидения Божьего им не вы- жить; и чудо с манной небесной и другие необыкновенные знамения показывали, что Он прекрасно мог снабдить их всем необходимым (3–4; см.: Исх. 16:4). Слова, кото- рые позже использовал Иисус Христос против сатаны (Мф. 4:4; ср.: ком. к 6:13), — не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих (3), — не противопоставляют жизнь в духе и жизнь в теле, но утверждают, что всякая жизнь исходит от Творца. Его слово обладает творческой и животворящей силой (см.: Быт. 1) так же, как и заповеди.

Земля обетованная представляет собой воплотившуюся мечту (7—10). Здесь мы встречаем наиболее восхитительное ее описание. Чтобы оценить красоту этой земли, нам следует вспомнить, что обещана она народу, знавшему только суровую жизнь в пустыне (см.: 6:10–11). Изобилие влаги, великолепные урожаи различных культур, даже масличные деревья и мед — вот благодатные дары Божьи, которые кажутся осо- бенно драгоценными после периода лишений.


8:10–20 Не забывать! Тема данного отрывка связана с темой предыдущего. Из- раиль склонен забывать о Боге. Естественно обращаться к Богу в пустыне, где ничто не достается легко и смерть всегда рядом. Но когда вокруг изобилие, природа челове- ческая с трудом обращается к Богу, чтобы отдать Ему должное. Это реальная пробле- ма, перед которой ставит нас Книга Второзаконие: Бог хочет благословлять Своих де- тей всеми благами Своего творения, но, получив эти блага, дети готовы отвернуться от Него, полагая, что больше не нуждаются в Нем. Большое богатство может привести к самодовольству (17).

Есть люди, которые думают, что их богатство — это прямое благословение от Бога, признак Его одобрения. Иногда считают даже, что материальная необеспеченность, наоборот, есть признак Его гнева, раздражения против человека. Правда не так про- ста. Конечно, все, что мы имеем, — от Бога; и все же комфорт и благополучие могут помешать людям осознать, что они нуждаются в Боге, в то время как недостаток или утрата собственности (или здоровья) могут пробудить веру. Почувствовав благослове- ние Божье, надо понимать, что пришло время искать Его, как никогда прежде, и бла- годарить Его за верность (10).

Народ следовало смирить — вот почему дар земли обетованной пришел после ис- пытания в пустыне. Это испытание в пустыне, несмотря на все его тяготы, оказалось подарком Израилю (15) и обернулось впоследствии добром (16б). И так было задума- но Господом, чтобы эти события остались в памяти народа и помогли ему не забыть, когда он окажется у цели своего путешествия, что все доброе у них — от Бога (14, 18).

Риску подвергался и сам завет (18). Отрывок заканчивается знакомым предупре- ждением не поклоняться иным богам. Для израильтян «забыть Бога» могло означать предпочтение иных богов. Ложные понятия всегда ведут к преступным, греховным действиям. Для наших современников идолопоклонством могут быть любые предста- вления, которые связывают «благо» с кем угодно, но только не с Господом.

9:1–6 Жестоковыйный народ. Израильтяне однажды уже отказались даже от попытки вступить в землю обетованную из страха перед многочисленностью и силой населяющих ее народов, среди которых упоминалось и о сынах Енаковых (Втор. 1:28; Чис. 13:22; Нав. 11:22). Теперь Господь укреплял народ в мысли, что Он Сам победит его врагов (как Он уже победил Сигона и Ога в Трансиордании, 2:24 — 3:10). Тем не менее народу предстоит действовать и самому. Обратим внимание на равновесие ме- жду Он будет истреблять их и ты изгонишь их (3б).

В гл. 8 Моисей говорил о том, что нищета изральтян сменится благосостоянием, и о моральных опасностях, которые несут с собой эти изменения. Затем он обратился к другой перемене в жизни Израиля: из угнетенного народа они превращаются в завое- вателей, а вместе с этим к ним может прийти искушение. Они могут подумать о том, что Бог предал им эту землю потому, что они лучше (более «праведны»), нежели дру- гие народы (4). Это было бы черной неблагодарностью Богу, благословившему их. Вот почему (4—6) Моисей разъяснял, что израильтяне поразят другие народы не благода- ря своей праведности, но по двум совершенно иным причинам: из–за обетования этой земли их праотцам и из–за греховности народов, ее населяющих. И чтобы укре- пить такое понимание, Моисей продолжал говорить о том, что израильтяне далеки от

«праведности»; наоборот, о них сказано, что они были жестоковыйными, то есть упрямыми противниками пути, предназначенного им Богом.


9:7—29 Золотой телец. Следующий пространный отрывок подтверждает утвер- ждение Моисея о природном упрямстве, жестоковыйности сынов Израилевых. Он на- поминает времена, когда они восставали на Бога, особенно подчеркивая, что они сде- лали себе литого тельца из золота (Исх. 32). И об этом им следовало помнить (7; на- ряду с тем, что Бог вел их по пустыне, 8:2; и Его заповеди, законы и постановления, 8:11). Чтобы не сбиваться с трудного пути повиновения завету, израильтянам следова- ло не только познавать благость Божью, но и постоянно помнить о своей немощи, слабости, ничтожестве. По этой причине Моисей снова воскрешает болезненные вос- поминания о том, что они натворили у горы Хорив.

Сначала повторяется рассказ о тельце (8— 17). Это был самый тяжкий грех, какой только можно представить себе. И случилось это как раз в то время, когда оформлял- ся и запечатлевался завет на горе Синай. Завет уже заключен, и народ согласился с его статьями (Исх. 24:7). Моисей вернулся на гору, чтобы получить от Бога Десять за- поведей, начертанных на каменных скрижалях (9; Исх. 24:12). А в это время народ, у которого Десять заповедей еще были свежи в памяти также, как и заставляющая тре- петать встреча с Богом в громе, молниях и густом облаке (Исх. 19:16–19), убеждал Аа- рона сделать ему идола (16а; Исх. 32:1). Таким образом, израильтяне нарушили пер- вые две важнейшие заповеди и отвернулись от завета, как только свершили такое преступление (12б, 16б).

Можно подумать, что Бог перестал считать их Своим народом. (Он назвал их наро- дом Моисея и указал на то, что именно Моисей вывел их из Египта; 12.) Он готов был уничтожить этот народ и образовать Себе из потомков Моисея народ новый (ст. 14б похож на обетование, данное Аврааму, Быт. 12:2). Когда Моисей разбил каменные скрижали, похоже, сокрушился и сам завет (17).

Моисей не искал себе славы отца нового народа. Он молился за тех, кому посвятил всю жизнь, показывая, что роль пророка включает в себя заступничество и ходатай- ство наряду с объявлением слов Божьих. Бог выслушал Моисея ради его искренности и настойчивости, и народ был помилован (196). В своей молитве (26–29) Моисей апеллировал к трем вещам. Во–первых, он напомнил о том, что и Сам Господь неод- нократно подчеркивал, — о Божьем обетовании праотцам (27; а также см.: 1:8). Во–вторых, он указал на то, что Бог совершил ради сынов Израилевых, выводя их из Египта и делая их Своим народом (26: 29). Поскольку они были Его наследием, Бог, истребив их, фактически разрушил бы собственные замыслы. В–третьих, Моисей до- казывал, что в опасности честь и слава Самого Господа, поскольку Его суд над соб- ственным народом стал бы в глазах язычников признаком слабости, неспособности спасти их (28). Последнее составляет, по–видимому, ядро этой молитвы Моисея.

Примечание. 22–24 Как бы вскользь Моисей упоминает и другие случаи, когда Израиль восставал на Бога во время своего пути к земле обетованной. Он упоминает об этом, чтобы показать, что этот первый и величайший грех не был простым инци- дентом, — народ был греховен по сути своей, греховно было само сердце его.

10:1—11 Завет обновлен. Этот отрывок образует прямое продолжение предыду- щего. Бог, повелев Моисею сделать еще две каменных скрижали, тем самым ответил на его молитву о народе (9:26—29). Когда первые скрижали были разбиты (9:17), ка- залось, что история завета никогда не возобновится. Однако новые скрижали означа- ли, что история заветных отношений Бога с Его народом возобновляется. Это важней- ший момент в богословии Книги Второзаконие. Завет между Богом и Израилем мо-


жет преодолеть даже грех Израиля, потому что Бог долготерпелив и многомилостив.

На новых скрижалях, как и на первых, были начертаны Десять заповедей (см.: 4:13), то есть — основные требования завета. Скрижали следовало хранить в специ- альном ящике, или ковчеге, который сделал Моисей для этой цели (1, 3) и который везде в Книге Второзаконие называется «ковчегом завета Господня» (31:9, 25). Ковче- гу в Книге Второзаконие уделяется особенное внимание. В Книге Исход мы читаем, что ковчег был богато украшен как главный элемент скинии, откуда Господь говорил к Своему народу (Исх. 25:10–22). Здесь же подчеркивается значение ковчега как хра- нилища для скрижалей с начертанными заповедями. Последовательность историче- ских событий в Книге Второзаконие уплотняется, чтобы подчеркнуть главное назна- чение ковчега — нести в себе скрижали завета. (В Книге Исход сооружение ковчега Веселиилом прямо не увязывается с появлением новых скрижалей завета; Исх. 37:1–9; см. также: 34:1–4.)

Рассказ о разрыве заветных отношений и возобновлении их на горе Хорив завер- шается в стихах 10—11 повторением Божьего решения не истреблять сынов Израиле- вых. Они могли продолжить свой путь в землю обетованную как Его народ.

Стихи 6–9 как бы прерывают повествование. Однако замечание о смерти Аарона показывает, что он не умер на горе Хорив, несмотря на ту роль, которую он сыграл в грехе с золотым тельцом (9:16–21). Таким образом, Моисей получил ответ на свою мо- литву о нем (так же, как и на молитву о народе). В отношении географических назва- ний см.: Чис. 33:31—33. Вероятно, израильтяне остановились возле горы Ор (Чис. 20:27–28).

Упоминание об Аароне (который происходил из колена Левия) влечет за собой за- мечание о левитах. В данном отрывке слово левит используется в широком смысле и подразумевает как священников, так и нижестоящих служителей, хотя сам по себе термин относится только к этим последним. После смерти Аарона обязанности перво- священника наследовали его потомки. (Сыновья Аарона были посвящены в сан вме- сте с отцом, Исх. 28 — 29.) Колено Левия, как несущее духовное служение, не получи- ло никакого земельного удела в земле обетованной, в отличие от других колен Израи- левых. Средства к существованию доставлял им их священный труд.

10:12–22 Религия сердца. Окончание этой главы и главы 11 посвящены призы- вам к Израилю соблюдать верность завету. Во–первых, Моисей возвращается к основ- ной заповеди Книги Второзаконие — любить Господа всем сердцем и всею душою (12; ср.: 6:5). Бояться Господа (12) означает поклоняться Ему по истине, признавая Его господство над всем в этом мире. Страх Божий играет роль естественного аккомпане- мента любви к Богу. Повеления из стихов 12—13 подчеркивают необходимость пови- новения Божьему слову. Выражение Чего требует от тебя Господь, Бог твой? говорит о том же самом, что и в Мих. 6:8. Оба отрывка из библейского текста указыва- ют на то, что религия со всеми отправлениями культа мертва, если не затрагивает сердца.

Моисей продолжает напоминать об избрании Израиля (14–15) и, желая возбудить в народе благодарность, подчеркивает чудесность этого избрания (см.: 7:7—8; 9:6). Он использует все свое ораторское искусство, чтобы убедить израильтян не быть жесто- ковыйными, как в прошлом (16; ср.: 9:6). «Обрежьте крайнюю плоть сердца своего» означает, что внешние обряды и ритуалы ничего не значат сами по себе, хотя обреза- ние было дано Самим Богом в качестве знамения, указывающего на Его особенные


отношения с народом израильским (Быт. 17:9–14). Книга Второзаконие ни в коей ме- ре не отрицает ни этого, ни других ритуалов (например, жертвоприношений), но хо- чет только представить их в правильном свете.

Далее мысль Моисея обращается к другому свойству личности Бога — Его любви к справедливости. Люди, которые действительно любят Бога, будут вести себя так же, как Он: помогать беззащитным и творить добро, не считаясь с собственными интере- сами (17–19). Этот принцип лежит в основе всех остальных законов, описание кото- рых следует далее в главах 12—26.

Настоящая глава завершается (20—22) последним призывом поклоняться единому Богу и напоминанием о верности Бога Своим обетованиям (см.: Быт. 15:5).

11:1—7 Наказание Господне. Как мы уже убедились, молодое поколение не от- вечало за неудачу старшего в овладении землей обетованной с первой попытки (1:39; ср.: 2:14–15). К тому же Моисей подчеркивал, что Бог заключил завет напрямую с ним (5:3). Он призывает израильтян оценить тот путь, каким Бог вел их от самого исхода из Египта. У них имеется возможность многое понять из опыта странствий по пустыне в течение сорока лет. Будущее их детей, которые сейчас слишком малы или еще не родились, будет зависеть от их (родителей) познаний о том, что Господь сделал для них (2; ср.: ст. 19—21).

То, что видели сыны Израилевы, названо здесь наказанием Господа (2), которое всегда проистекало из Его любви к Израилю. Это положение иллюстрируется двумя примерами. Во–первых, Моисей напоминает о знамениях и делах Божьих: о бедстви- ях египтян (3, ср.: Исх. 7:14–12:30) и о поражении их войска, которое преследовало Израиль уже после того, как фараон позволил ему покинуть свою страну (4, ср.: Исх. 14:5—31). Это наказание свидетельствовало о силе Божьей, а также о Его любви к из- бранному народу.

Во–вторых, Моисей напоминает о судьбе Дафана и Авирона, которые бросили вы- зов Моисею и Аарону, оспаривая их право на руководящую роль и желая занять место первосвященника, презрев «левитский» статус (Чис. 16:3, 8–10). (В отношении левит- ских обязанностей в более узком смысле слова «левит» см.: Чис. 3:1—37 и ком. к Втор. 10:6–9.)

«Наказание» показано здесь с более страшной стороны; это осуждение Богом от- ступников завета, их бесстыдного, самоутверждающего отклонения от путей Божьих.

11:8—25 Земля, о которой печется Господь. Моисей снова проводит связь ме- жду повиновением и жизнью в земле обетованной (ср.: 4:1). Здесь интересно противо- поставление Египта и земли обетованной, поскольку в свое время Дафан и Авирон за- являли, что Египет — плодороднейшая земля, а земля обетованная все еще была не- доступна (Чис. 16:12–14). Однако земля в Египте была плодородной только благодаря трудоемким методам искусственного орошения, в то время как заповедная земля пло- дородна, поскольку имеет прекрасное естественное орошение, обилие дождей, ниспо- сылаемых на землю Господом (10—11). Ст. 12 проводит параллель между тем, что Бог избирает эту землю и печется о ней, с одной стороны, и любовью к Своему народу, с другой.

Как всегда в Книге Второзаконие обетования прочно увязываются с заповедями. Богатствами земли обетованной будет пользоваться народ, соблюдающий условия за- вета. Стихи 14—15 живописуют ту жизнь, которая может наступить для народа на этой благодатной земле с ее сезонными, весенними и осенними дождями, одинаково по-


лезными для урожая. Хлеб, вино и елей (14) — непременные атрибуты этой земли в Книге Второзаконие (ср.: 7:13; 12:17).

И наоборот, народ, который обращается к иным богам, не может рассчитывать на подобное изобилие (16–17; а также см.: 3 Цар. 17:1). Две возможности известны также как «благословение» и «проклятие» (см. ком. к ст. 26).

Благословение пребудет не только с настоящим поколением, но и со всеми следую- щими, если они будут наставлены в том, что требования завета должны стать образом жизни народа (19–21; ср.: 6:5–9). Однако, чтобы избежать впечатления, что отноше- ния между Богом и Израилем базировались исключительно на соблюдении закона, Моисей возвращается к идее обетования. Эта земля может быть во владении у Израи- ля только в качестве дара Божьего (22–23, 25). Ее размеры (24) представлены в соот- ветствии с обетованием, данным Аврааму (Быт. 15:18).

11:26–32 Два пути. Длительное вступление перед конкретными законами здесь завершается. Данный отрывок представляет собой как бы связующее звено между предыдущей и последующей частями книги. Благословение и проклятие (о которых шла речь в стихах 14–17) являются двумя альтернативными путями, лежащими перед Израилем (26–28). Они будут разобраны в конце книги после изложения частных, конкретных законов (Втор. 28). Значительность выбора, который предстоял Израи- лю, будет подчеркнута ритуалом на горе Гаризим и горе Гевал, близ города Сихема, в сердце земли обетованной (29–30). Овладение Сихемом должно было стать торже- ством по поводу завоевания Израилем всей земли обетованной, которое и в самом де- ле состоится в будущем (отсюда указание на хананеев). Само повеление повторяется и тщательно разрабатывается в гл. 27; оно будет исполнено Иисусом Навином (Нав. 8:30–35). Наконец (32) Моисей прибегает к известным уже словам призыва блюсти заветные требования. Эти слова ведут прямо к гл. 12, в которой начинается детальное описание конкретных законов, постановлений и уставов, которые должны были регу- лировать жизнь Израиля в земле обетованной.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 215 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...