Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Авраамов завет



Божьи обетования Аврааму были оформлены в виде завета и утверждены клятвой Бога (Быт. 12:1–3,7; 13:14–17; 15:1–16; 17:1–21; 22:15–18). И сила этой клятвы такова, что Богу невозможно отказаться от Своих заветных обетовании (Евр. 6:13—18). Этот клятвенный завет тверже неба и земли (Неем. 9:6–7; Ис. 40:8; Мер. 31:36–37; 33:25–26; Мф. 24:35; 1 Пет. 1:23–25). Тот же самый завет был обновлен с Исааком и Иаковом (Быт. 26:3–5; 28:13–15). По мере новых подтверждений завета выявляется формула, включающая четыре основных обетования.

1. Отношения с Богом. «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду твоим Богом и потомков твоих после тебя» (Быт. 17:7; см.: Быт. 15:1; 26:3; 28:13, 15). Бог привлек Авраама и его потомков к отношениям с Собой на основе вечного завета (Лк. 20:37–38; Рим. 8:35–39). Эти отношения в Писании характеризуются разными поня- тиями: общение, сыновство, статус народа Божьего и наследников благодатной веч- ной жизни (1 Ин. 1:3,6–10; Рим. 9:4–6; 1 Пет. 2:9–10). Бог есть Отец наш Небесный. Такое отношение к Богу — цель всей истории искупления; это основополагающая концепция всей Библии.

2. Земля обетованная. «Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее: ибо Я тебе дам ее» (Быт. 13:17). Временами пределы этой земли устанавливались (Быт. 15:18–21), временами она описывалась не столь конкретно, а как «земля, кото- рую Я укажу тебе», (Быт. 12:1) или как «города врагов…» (Быт. 22:17). Несомненно, речь идет о Ханаане. Иаков и Иосиф оставили посмертные повеления захоронить их в этой земле (Быт. 50:5,12—14, 24–25). Таким образом, последние слова Книги Бытие подразумевают обетованный Ханаан. Но будет ли Ханаан достаточно велик для Авра- амовых потомков, которые покроют лице земли, как песок земной (Быт. 13:14—17)? Новый Завет указывает, что Божье обетование значительно шире: «Ибо… даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира…» (Рим. 4:13). Книга Бытие подтверждает это. При сотворении мира Бог даровал человеку владычество над всей землей. Вследствие грехопадения это владычество было утрачено через про- клятие и смерть. Завет Божий стал Его планом искупления творения (Рим. 8:18–23), и Ханаан был только начатком этого искупления. Пророки и апостолы тоже возвещали новую землю и нисходящий на нее новый Иерусалим. Таким образом, Авраам

«ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:10), и ветхозаветные святые «стремились к лучшему, то есть, к небесному» (Евр. 11:16; ср.: Ин. 14:1–4; Евр. 4:1–6).

3. Народ обетования. Потомков Авраама будет великое множество. «И сделаю потомство твое, как песок земный» (Быт. 13:16), «И Я произведу от тебя великий на- род» (Быт. 12:2), «И умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт. 22:17). Это великое множество означает несметное число иску- пленных (Быт. 17:4). Апостол Иоанн видел, как это исполнится в последнее время в полном соответствии с обетованием, данным Аврааму: «…и вот, великое множество


людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен… и языков стояло пред пре- столом и пред Агнцем» (Отк. 7:9). Кроме того, этот завет имеет всеобъемлющую цель: спасение всех народов, хотя и не каждого индивидуума.

4. Все народы земли благословлены в Аврааме. Еврейское слово «семя» от- носится одновременно и ко всем потомкам Авраама, и к Одному Единственному. Все народы разделят благословения, обещанные Аврааму; его семя будет тому основани- ем. Но здесь подразумевается и обетование о Христе Иисусе, семени Авраамовом и свете миру (Ин. 1:9; 9:5; Гал. 3:16). Его земная жизнь и служение стали средством при- влечения народов к Богу (Ин. 3:14–16; 12:32). А дальше все дети Авраама как братья Христа должны участвовать в Его труде; они становятся средством благословения других народов. Именно это подразумевал Христос, говоря «вы — свет мира» и «вы — соль земли» (Мф. 5:13—16).

Вся книга прежде всего говорит о первом и втором обетовании: Бог пребудет со Своим народом и народ войдет в землю ханаанскую. Главы 1 — 10 обращены к перво- му обетованию о присутствии Бога среди Своего народа. Об этом молитва Моисея («Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым»; 10:36) и Аароново благосло- вение (6:22–27). Приведя в порядок стан и очистившись, израильский народ пригото- вил себя к Божьему присутствию. Бог никогда не живет в нечистом (Пс. 14; Отк. 21:27). Чтобы Израиль мог служить Богу, был установлен институт священства. Как место обитания Бога возведена скиния. Когда израильтяне, исполненные веры, за- кончили все приготовления, Бог явил Свое присутствие: светоносное облако покрыло скинию и повело за собой Израиль. Эти приготовления были вдохновлены первым обетованием о том, что Бог будет в благодатном общении со Своим народом.

Второе важное положение проистекает из обетования земли для израильского на- рода. «Мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: «вам отдам его» (10:29). Израиль отправился в Ханаан, потому что Бог поклялся отдать его евреям. Хотя они восстали на Бога и Он запретил им войти в Ханаан (14), тем не менее осталь- ная часть книги показывает, что Бог не изменил Своей цели. Сорок лет спустя Бог снова готовит их к наследованию земли обетованной. Действительно, ключом к гла- вам 26 — 36 является слово «наследование». Однако повелевалось не просто овладеть землей. Земля обетованная должна стать местом, где Бог будет пребывать среди Свое- го народа. Эта земля без Бога вообще не наследство. Следовательно, все ведет к основ- ной цели завета: быть народом Божьим, в тесном общении с Ним обрести защиту и спасение.

Два других обетования занимают не менее видное место в книге (см. ком. к 23:1 — 24:25). Нельзя упускать из виду, что именно Авраамов завет обусловливает богосло- вие Книги Числа, иначе она остается закрытой для нас.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 178 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...