Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Первое столкновение Моисея с фараоном



1—23 Окрыленные первым успехом, Моисей и Аарон отправляются на встречу с фараоном. Однако тот выказал полное пренебрежение к Моисею, Аарону и особенно к их Богу: Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа, и Израиля не отпущу (2). Фараон еще не знает Бога, но очень ско- ро трагические обстоятельства изменят это положение. Знаменательно, что тема зна- ния «Господа» будет возникать в следующих главах снова и снова (ср., напр.: 6:7; 9:14,16,29; 10:2). Теперь, открывшись Моисею, Аарону и израильским старейшинам, Бог явит Себя во всем могуществе фараону и египтянам.

По указанию Бога (3:18) Моисей и Аарон просят фараона разрешить израильтянам уйти «на три дня пути» в пустыню, чтобы принести жертвы своему Богу. Интересно, что Моисей подкрепляет свою просьбу ссылкой на то, что в противном случае Бог мо- жет поразить израильтян язвою или мечом (3). За этими словами скрывается преду- преждение фараону о том, что к Богу следует относиться почтительно. Реакция фара- она на их просьбу выглядит несколько чрезмерной. Он отдает распоряжение, которое


затруднит израильтянам выполнение работ по производству кирпичей: им переста- нут выдавать солому, необходимую для их изготовления (ср.: 1:14). Еврейские надзи- ратели восприняли это так, будто Моисей и Аарон предоставили фараону прекрасную возможность расширить политику геноцида. Поэтому они испытывали к Моисею и Аарону глубокое отвращение. Столкнувшись с такой неприязнью, Моисей в отчаянии обращается к Богу. Как Он допустил такой поворот событий?

6:113 Только теперь Бог открывает Свою цель: фараон будет вынужден подчи- ниться крепкой руке Бога (1). Подбадривая Моисея, Бог напоминает ему об обетова- ниях завета, заключенного прежде с Авраамом, Исааком и Иаковом (2—8). Когда из- раильтяне выйдут из Египта, то поймут, что «Господь» — это действительно их Бог, а они — его народ (7). Трехкратное повторение слов «Я Господь» в ст. 2, 6 и 8 подчерки- вает, что именно Господь даст им спасение. Тем не менее, когда Моисей передавал от- вет Бога израильтянам, они не слушали (9). Власть фараона казалась им непоколеби- мой. И сам Моисей начинает думать, что просить отпустить израильтян бесполезно (12).

Примечание. 3 Этот стих поднимает важный вопрос: было ли известно имя

«Яхве» до Моисея? Мнения ученых на этот счет разделились. Одни указывают на ча- стое использование этого имени в Бытие. Другие полагают, что это следствие позд- нейших добавлений. В некоторых местах в Бытие слово «Яхве» действительно может заменять какое–то более древнее божественное имя (напр.: 16:11,13), но доказать это удается не всегда (напр.: 15:7; 22:14). Несомненно, однако, что другие божественные имена, и особенно Эл–Шадай (Бог Всемогущий), были хорошо известны патриархам. И все же смысл ст. 6:3 остается довольно загадочным.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 352 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...