Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Первая человеческая семья



Краткое изложение истории Каина и его потомков иллюстрирует все возрастаю- щую власть греха над человеческим родом.

4:1–16 Каин и Авель. В гл. 3 показано, как грех нарушил отношения между Бо- гом и людьми и между мужем и женою. В гл. 4 рассказывается о том, как грех разру- шает узы братства. Каин изображен более грешным, чем Адам. Убийство собственно- го брата страшнее, чем вкушение запретного плода. Адама пришлось уговаривать со- грешить; Каина не удалось отвратить от греха даже самому Богу (6–7). Грех сравнива- ется с некоим зверем, поджидающим, чтобы неожиданно наброситься (7; ср.: 1 Пет. 5:8). Когда Бог расспрашивал Адама о совершенном им грехе, тот, хотя и неохотно, но сказал правду; Каин солгал, а затем свел все к шутке (3:9–11; ср.: 4:9). Адам принял Божий приговор молча, а Каин горячо протестовал (13–14), и Бог прогнал его еще дальше от Эдема (16).

Примечания. 5 Причина неприятия Богом Каиновой жертвы становится очевид- ной не сразу. Возможно, разгадка кроется в противопоставлении Каиновых плодов зе- мли и Авелевых первородных стада… и от тука их. Авель принес лучшее из своего стада, а Каин оказался не усерден. Но жертва угодна Богу, только когда она безупреч- на (Лев. 22:20–22; 2 Цар. 24:24); ничто второсортное Его не удовлетворит (Мал. 1:6—14; Рим. 12:1). 15 В чем состояло знамение Каина, не вполне ясно, но, как и оде- жда, данная Адаму и Еве в 3:21, знамение выполняло двоякую функцию. Оно напоми- нало Каину о его грехе и давало Божественную защиту от потенциальных врагов. Сле- довательно, его протестующая мольба (13–14) не осталась без внимания и даже такие закоренелые грешники, как Каин, могут молить о прощении и получить его.

4:17—26 Потомки Каина. Некоторые из потомков Каина (его женой предполо- жительно была дочь Адама и Евы) считаются зачинателями многих культурных и тех- нических новшеств: строительства городов (17), кочевого скотоводства (20), музыки

(21) и кузнечного дела (22). То обстоятельство, что эти достижения приписываются потомкам Каина, а не более праведной ветви Сифа (гл. 5), наводит на мысль, что в ци- вилизации падшего человечества заложены семена зла.

Особое внимание уделено Ламеху, о котором сообщаются некоторые кровавые по- дробности. Раб своих страстей, он взял в жены двух красавиц — Аду («Бриллиант») и Циллу («Мелодия»). Двоеженство указывает на отступление от принципа моногамии, утвержденного Богом в Эдеме. Но еще более показательна жажда крови Ламеха, утверждавшего, что за него «отмстится семьдесят раз всемеро». Это изобличает чело- века, пренебрегающего справедливостью и готового уничтожить всякого, кто станет на его пути. Человеческое общество извращалось и заслуживало наказания.

Ст. 25, 26 предвосхищают генеалогию Сифа в гл. 5. В конце многих разделов Бы- тия имеется «анонс» дальнейших событий (ср.: 6:5—8, предворяющие 6:9 — 9:17; и 9:18–27, предвосхищающие гл. 10).

Фраза призывать имя Господа означает, что почитание Бога началось в эту эпоху.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 186 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...