Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Полистаем книгу вместе



Пьеса «Гроза»

1. Д. I. Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»? Кто любуется природой? Случайно ли это?

2. Д. I, явл. 3. Почему Борис чувствует себя в Калинове «белой вороной»? Докажите.

3. Д I, явл. 1,3. Кто, по вашему мнению, прав в споре Кудряша с Кулигиным о методах борьбы с самодурами? Докажите свою точку зрения.

4. В чем проявляется самодурство Дикого?

5. Что дает нам основание сказать о Диком словами русской пословицы: «Молодец против овец, против молодца - сам овца»?

6. Какое впечатление о жизни в городе Калинове сложилось у вас после чтения первых сцен пьесы? В чем причина такой жизни?

7. Перечитать Д. 1, явл. 5,6. Сделайте вывод о семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?

8. Д. II, Катерина - по-гречески «всегда чистая». Почему Островский дал это имя своей героине?

9. Почему тяжесть самодурных отношений в «темном царстве» обрушивается более всего на женщину?

10. Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлении к свободе, твердости характера, прямоте в отношении к людям?

11. Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?

12. Почему Катерина считает свою любовь к Борису «преступной»?

13. Докажите правоту Варвары, утверждавшей, что Тихона «любить не за что».

14. Перечитайте Д. II, явл. 3, сделайте вывод по отношениям матери и сына (любовь? уважение? покорность? боязнь? лень спорить?).

15. Какую роль для понимания драмы Катерины играет рассказ Кулигина о нравах «темного царства»?

16. Почему Варвара не может понять страданий Катерины?

17. Борис говорит о себе: «Я вольная птица», Катерина о нем: «Ты вольный казак». Но, по сути дела, кто из них двоих более свободен?

18. Почему Добролюбов считал Катерину «лучом света в темном царстве»?

19. Варвара дает Катерине ключ от калитки в саду, где ее ждет Борис. Почему Катерина так заволновалась? Почему этот ключ как бы жжет ей руку? Почему она его не выбросила?

20. При последней встрече с Борисом Катерина произносит три фразы: «Ну, прости меня!», «Возьми меня с собой отсюда!», «Поезжай с богом!» Все с восклицательным знаком. Как вы их поняли? Что имела в виду Катерина, когда произносила их?

21. Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини.

22. Две сцены свидания Катерины и Бориса. Как раскрываются в них характеры героев?

23. Почему Добролюбов не назвал Кулигина “светлым лучом” в «темном царстве»?

«Образ Кулигина»

1. акт, явл. 1. Какое впечатление оставляет Кулигин при первом знакомстве?

2. I акт, явл. 3. («Жестокие нравы...»). Как относится Кулигин к представителям «темного царства»?, к нравам, которые царят в юроде Калинове? Понимает ли Кулигин несправедливость строя, в котором все решает власть силы и денег? Что он говорит о людях, которые имеют деньги? Как это его характеризует?

3. IIIакт, явл. 3. О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова «Вечернее размышление»? Кого имеет в виду Кулигин в монологе «Вот какой, сударь, у нас городишко!»?

4. IV акт, явл. 2. Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? Как это его характеризует? За что он собирается получить миллион и куда хочет его израсходовать? Как это его характеризует? Получит ли он когда-нибудь этот миллион, почему?

5. IV акт, явл. 4. Как характеризует Кулигина его обращение к толпе во время грозы?

6. V акт, явл. 1.

7. V акт, явл. 7.

Теперь сделаем выводы.

Как Кулигин относится к «темному царству»? Думает ли он о социальном переустройстве общества, об улучшении жизни простого народа? Какой путь переустройства он предлагает? Типичен ли образ Кулигина? Каково отношение автора к Кулигину?

Марфа – (греч.) «хозяйка», «госпожа»

Катерина – (греч.) «чистота», «благопристойность»

Варвара – (греч.) чужеземная, грубая

Своеобразие конфликта в пьесе «Гроза»

I. Конфликт – основная движущая сила пьесы.

II. С чем борется Катерина: с «темным царством» или с чувством долга?

а) противостояние «отцов» и «детей» в пьесе;

б) внутренняя борьба героини: конфликт чувства и долга;

в) диалектика внутреннего и внешнего конфликтов в драме

III. Конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты конфликта «старого» и «нового» в русской жизни.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 2146 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...