Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государство и религия



Понятие религии. Религию (от лат. «religio» – набожность, святыня, предмет культа) принято определять как мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение, которые основаны на вере в сверхъестественные силы или существа – Бога или богов, являющихся предметом поклонения. Религия – это совокупность идей, взглядов, представлений относительно природы, общества и самого человека, а также правил поведения, основанных на религиозном мировоззрении. В отличие от науки религия основывается не на знании, а на вере. Для ее усвоения не требуется почти никаких знаний. Это обеспечивает ей массовость и глубокое проникновение в сознание и быт людей.

Религия возникла в глубокой древности, в условиях первобытного общества и явилась одной из первых форм общественного сознания. Первоначально религия выступала в форме фетишизма, когда объектами религиозного поклонения являлись неодушевленные предметы (фетиши). Позднее, уже в процессе разложения первобытнообщинного строя на смену фетишизму приходит политеизм – многобожие. Политеизм – это форма религии, при которой верующие поклоняются многим богам одновременно, так как каждый из богов ведает определенной областью естественной природы или человеческой деятельности. Политеизм стал базой для формирования мощных жреческих организаций, которые активно участвовали в политической жизни государства. Жрецам в государстве отводилось особое место. Высшие жреческие должности в государстве занимали, как правило, цари или правители. Все остальные жрецы находились у них в подчинении. Впоследствии, спустя несколько веков, появляются мировые религии – буддизм (VI–V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). На смену политеизму приходит монотеизм (вера в одного бога). С появлением мировых религий возникает церковь (от греч. «keriake», «oikia»; букв. – божий дом) и получает развитие учение о Боге (теология).

Связь государства с религией. Связь государства с религией на протяжении истории носила достаточно сложный и подчас противоречивый характер. Эта связь приобретала самые разнообразные формы. Она выражалась то в противоборстве светской (государственной) и духовной (религиозной) властей за верховенство, то в их полном слиянии, то в их тесном союзе и взаимной поддержке, то в верховенстве церковной власти над государственной, то в верховенстве государственной власти над церковной.

Характер связи государства с религией зависит от многих факторов и в первую очередь от того, какое положение занимают в обществе религия и церковь (религиозные объединения), какова форма государственного правления, каков правовой режим религии и церкви (религиозных объединений) в государстве.

Религия и церковь, как правило, всегда играли важную роль в жизни общества, но не всегда занимали господствующее в нем положение и их взаимоотношения с государством не всегда строились одинаково. В зависимости от этого складывались различные типы государства. Современная отечественная теория государства и права, исходя из связи государства с религией, выделяет, как уже отмечалось, четыре типа государств: светские, клерикальные, теократические и атеистические.

В светских государствах взаимодействие государства с религией характеризуется тем, что все виды религиозных организаций отделены от государства. Для правового режима религии и церкви в светском государстве (его обычно называют режимом отделения церкви от государства) главным является следующее:

1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

2) государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

3) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

4) государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет за ними контроль, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

5) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо другой помощи;

6) государство охраняет законную деятельность религиозных организаций, обеспечивает их равенство перед законом, провозглашает и юридически закрепляет свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

7) религиозные организации не могут участвовать в политической жизни общества, вмешиваться в дела государства и выполнять каких-либо государственных функций.

В настоящее время режим отделения церкви от государства и статус светского государства закреплены, как правило, в государствах с республиканской формой правления (Российской Федерации, Германии, Франции и др.). В Российской Федерации данный режим закреплен в ст. 14 и 28 Конституции РФ, а также Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В клерикальных государствах связь государства с религией и религиозными организациями характеризуется режимом государственной религии и церкви. Данный режим проявляется в следующем:

1) та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями;

2) имеет место тесное сотрудничество государства и церкви в различных сферах общественной жизни (например, в воспитании подрастающего поколения);

3) за церковью государство признает право собственности на довольно широкий круг объектов (землю, здания, сооружения, предметы культа и т. д.);

4) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;

5) церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений);

6) церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, а также имеет свое представительство в государственных органах.

В клерикальных государствах, несмотря на наличие государственной религии, слияния государства и церкви, тем не менее, не происходит. Считается, что объявление той или иной религии государственной, свидетельствует об уважении со стороны государства религии, исповедуемой большинством населения.

К клерикальным государствам в настоящее время относятся Великобритания, где официальной государственной церковью является англиканская церковь, возглавляемая королевой, Дания, Норвегия, Швеция и некоторые другие.

В теократических государствах связь государства и религии является наиболее тесной. Здесь зачастую имеет место полное слияние государства с религией. В литературе в качестве основных отмечаются следующие черты теократического государства:

1) государственная власть принадлежит церкви и государство, таким образом, выступает не только как политическая, но и как религиозная организация;

2) глава государства, как правило, одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, в руках которого сосредоточены значительные полномочия;

3) имеет место жесткая централизация государственного аппарата, отсутствует разделение властей;

4) создание политических партий, как правило, запрещено (Бутан, Иран, Непал, Саудовская Аравия);

5) существует примат религии над правом. Регулирование основных сторон общественной жизни осуществляется религиозными нормами, которые, по сути дела, и являются правом;

К теократическим государствам относятся Иран, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др.

Наконец, атеистическим государствам, так же как и светским, присущ режим отделения религии и церкви от государства. Однако здесь взаимодействие государства с религией и церковью нередко приобретает гипертрофированные формы: религиозные организации либо запрещаются, либо, так или иначе, преследуются властью.

Взаимодействие атеистических государств с религией и церковью обычно выражается в следующем:

1) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

2) церковь лишается экономической основы – своей собственности;

3) религиозные объединения не являются юридическими лицами и не могут совершать юридически значимых действий;

4) запрещается проведение в общественных местах религиозных проповедей, религиозных обрядов и ритуалов;

5) запрещается издание и распространение религиозной литературы;

6) нередко в отношении священнослужителей и даже верующих государство применяет репрессии;

7) свобода совести зачастую сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государством воинствующего атеизма был Советский Союз (особенно в первые годы своего существования), а также некоторые социалистические страны. Например, в социалистической Албании Конституцией 1976 г. вообще была запрещена всякая религия.

Таким образом, соотношение государства и религии в различных государствах способно приобретать самые разные формы.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся и взаимодействуют государство и экономика? Каковы особенности воздействия государства на экономику в социальных системах с отсутствующими рыночными отношениями, с зарождающимися рыночными отношениями и с высокоразвитой рыночной экономикой?

2. Как соотносятся и взаимодействуют государство и политика? В чем выражается влияние политики на государство и государства на политику? Что следует понимать под государственной политикой?

3. Как соотносятся и взаимодействуют государство и культура? В чем проявляется взаимодействие государства с социальной и индивидуальной культурой?

4. Что следует понимать под политической культурой? Какова структура социальной и индивидуальной политической культуры?

5. Как соотносятся между собой государство и религия?

Литература

Зеркин Д. П. Основы политологии: курс лекций / Д. П. Зеркин. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 544 с.

Игнатовский П. А. Экономика, человек и государство / П. А. Игнатовский. – М.: Русь, 1998. – 215 с.

Каверин Б. И. Культурология: учеб. пособие / под ред. В. В.Дибижева. –М.: Юриспруденция, 2001. – 224 с.

Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура: (методологические проблемы) / Н. М. Кейзеров. – М.: Юрид. лит., 1983. – 232 с.

Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. – 1995. – № 3. – С. 86–95.

Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М. Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2005. – 656 с.

Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / Ф. Шамхалов. – М.: Экономика, 2000. – 381 с.

Эзрин Г. И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества / Г. И. Эзрин. – М.: Политиздат, 1974. – 135 с.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 10547 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...