Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел о разумной душе



Что же касается разумной, человеческой души, то она делится на практическую силу и умозрительную силу. Каждая из этих сил называется разумом по общ­ности имени.


Практическая сила является началом движения че­ловеческого тела, побуждающим его совершать еди­ничные осмысленные, соответствующие тем или иным намерениям действия. Она имеет известную связь с животной вожделеющей силой, с животной вообража­ющей силой и силой догадки и сама обладает двойст­венной природой. Ее связь с животной вожделеющей силой заключается в том, что в ней возникают свойст­венные человеку состояния, благодаря которым он рас­положен быстро действовать и претерпевать действие, как это, например, бывает со стыдом, застенчивостью, смехом, плачем и тому подобным. Ее связь с живот­ной воображающей силой и силой догадки заключается в том, что она использует их, будучи занята рассмот­рением порядка в возникающих и уничтожающихся вещах, а также изучением человеческих искусств. Ее двойственная природа заключается в том, что между практическим разумом и умозрительным разумом рож­даются мнения, которые связаны с действиями и ста­новятся распространенными и широко известными, как, например, то, что ложь и притеснение постыдны, и тому подобные исходные посылки, кои в книгах по логике отчетливо отграничиваются от первых начал разума.

Эта практическая сила необходимо господствует над остальными силами тела сообразно с предписани­ями другой силы, о которой речь будет идти ниже, да­бы она совершенно не подвергалась действиям этих сил, а чтобы, напротив, эти силы подвергались ее дей­ствиям и подавлялись, чтобы тело не вызывало в прак­тической силе возникающие под воздействием природ­ных вещей страдательные состояния, которые назы­ваются дурными нравственными качествами; необхо­димо, чтобы она вообще не подвергалась действиям и не была подчиненной, а чтобы, напротив, она господ­ствовала над другими телесными силами и имела до­бродетельные нравственные качества.

Не исключено, что нравственные качества будут приписываться также и телесным силам; однако, если последние возобладают, то они будут иметь некое дея­тельное состояние, а практический разум — страда-


тельное. Таким образом, одно и то же будет источни­ком нравственных качеств как для практического ра­зума, так и для телесных сил. Но если телесные силы будут побеждены, то у них будет некоторое страда­тельное состояние, между тем как у практического разума будет деятельное состояние; так что мы будем иметь два состояния и два нравственных качества или же будет одно нравственное качество, но оно будет иметь двоякое отношение. Имеющиеся у нас нравст­венные качества приписываются практической силе потому, что человеческая душа, как это выяснится ниже, есть единая субстанция, имеющая отношение к двум сторонам: одна сторона — это то, что выше ее, другая — то, что ниже ее8. Для каждой из этих сто­рон человеческая душа имеет известную силу, посред­ством которой устанавливается связь между ней и этой стороной. Так что практическая сила имеется у души для связи с тем, что ниже ее, то есть с телом, и для управления им. Умозрительная же сила имеется у души для связи с тем, что выше ее и от чего она при­нимает умопостигаемое. Итак, у нашей души имеются как бы два лица: одно лицо, обращенное к телу (не­обходимо, чтобы это лицо совершенно не поддавалось тому или иному воздействию, обусловленному приро­дой тела), и другое лицо, обращенное к высшим нача­лам (необходимо, чтобы это лицо получало от них и испытывало их воздействие). Вот то, что касается практической силы.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 268 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...