Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Согласно же ст. 1079 ГК РФ вред взыскивается непосредственно с владельца источника повышенной опасности - гражданина или юридического лица



В качестве законных (титульных) владельцев транспортных средств следует рассматривать также граждан и юридических лиц, которым владение транспортным средством передано временно по воле собственника на основании гражданско-правовых сделок (аренды, проката, безвозмездного пользования имуществом, доверенности на управление транспортным средством, хранения, перевозки и т.п.).

К числу таких гражданско-правовых сделок, прежде всего, относится доверенность на право управления транспортным средством, отвечающая требованиям ст. 185, 186 ГК РФ. Такая доверенность на управление транспортным средством является документом, подтверждающим законное владение транспортным средством.

В соответствии со ст. 1079 ГК РФ ответственность за вред, причиненный при эксплуатации источника повышенной опасности, несет владелец этого источника повышенной опасности - собственник либо лицо, владеющее этим источником на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством и т.п.).

Осуществление соответствующей деятельности другим лицом по воле собственника, но без надлежащего юридического основания не означает перехода титула владения, а следовательно, и ответственности. Передача транспортного средства другому лицу в техническое управление (без оформления доверенности на право управления) не влечет за собой изменения субъекта ответственности. За причиненный в таких случаях вред должен отвечать собственник транспортного средства. Если же лицо, управляющее транспортным средством, имело доверенность на право управления, именно на него, а не на собственника должна быть возложена ответственность за причиненный им вред.

По гражданскому делу № 2-1577/2009 по иску Русакова Андрея Ивановича к Миллер Регине Владимировне, Варлицких Нине Павловне, ООО «Русско-Балтийское страховое общество» о взыскании ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, суд удовлетворил исковые требования к собственнику автомобиля Варлицких Н.П., передавшей управление автомобилем Милеер Р.В., по вине которой произошло ДТП. При этом судом было установлено, что в момент совершения ДТП 03.10.2008 года Миллер Р.В. управляла автомобилем ВАЗ-211540, будучи лишенной права управления транспортным средством сроком на 1 год 6 мес. Как указано в решении суда, Миллер Р.В. является дочерью Варлицких Н.П., они совместно проживают, следовательно, Варлицких Н.П. не могла не знать о лишении Миллер Р.В. права управления транспортными средствами, данный факт ответчицами не оспаривается. В связи с установленными обстоятельствами суд пришел к выводу, что обязанность возмещения вреда возлагается на собственника транспортного средства Варлицких Н.П., а не на Миллер Р.В., в связи с чем, в удовлетворении иска Русакова А.И. к Миллер Р.В. было отказано.

Вместе с тем, управление транспортным средством по устному поручению владельца источника повышенной опасности и в его присутствии не освобождает водителя от гражданско-правовой ответственности в случае совершения ДТП и причинения вреда по его вине.

В силу п. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Сформулированный в ГК РФ принцип применяется и в случае наличия между лицом, управляющим источником повышенной опасности, и владельцем транспортного средства трудовых отношений (шофер, машинист, оператор и др.) (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья»). В этом случае гражданско-правовая ответственность за причинение вреда должна наступать по правилам статьи 1068 ГК РФ.

При определении субъекта ответственности во внимание принимается в первую очередь то обстоятельство, что трудовой договор не влечет смены владельца транспортного средства. С водителя транспортного средства, осуществляющего деятельность на основании трудового договора и причинившего вред, не может быть взыскано возмещение вреда в пользу потерпевшего.

Так, при рассмотрении гражданского дела № 2-879/09 по иску Нагорного Сергея Васильевича, Нагорного Алексея Сергеевича, Калимуллова Руслана Ринатовича к ОАО АСК «Инвестстрах-Агро», Битнеру Игорю Геннадьевичу о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, причиненных дорожно-транспортным происшествием, было установлено, что 11.08.2007 года в 01 час.20 мин. произошло ДТП с участием автомобиля «ГАЗ-31105», которым управлял Доркин К.П., и принадлежащего на праве собственности Нагорному С.В. автомобиля «ВАЗ-21104» под управлением Нагорного А.С., виновным в совершении ДТП признан Доркин К.П. Доркин К.П. управлял автомобилем «ГАЗ-31105» на основании путевого листа, так как в тот момент работал водителем такси «Вояж» у индивидуального предпринимателя Битнера И.Г..

Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства автомобиль «ВАЗ-21104» рег.знак Н183ВЕ(56) принадлежит на праве собственности истцу- Нагорному Сергею Васильевичу. В судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что в момент ДТП за рулем автомобиля «ГАЗ-31105» рег.знак АЕ169(56), принадлежащего на праве собственности Битнеру И.Г., находился Доркин К.П., управляя им на основании путевого листа. Вину водителя Доркина К.П. ответчик в судебном заседании не оспаривал.

Установив указанные обстоятельства, суд удовлетворил исковые требования к собственнику автомобиля Битнер И.Г., с которым водитель, допустивший ДТП, находился в трудовых отношениях.

Следовательно, круг лиц, которые не могут признаваться владельцами источника повышенной опасности, существенно расширен законом: к ним отнесены лица, управляющие источником повышенной опасности на основании трудового контракта, а также лица, управляющие источником повышенной опасности на основании гражданско-правового договора (в тех случаях, когда работник действует по заданию юридического лица или гражданина и под контролем последнего за безопасностью).

В аналогичном порядке должны разрешаться споры по возмещению вреда, когда автотранспортные и иные организации передают по договору аренды принадлежащие им транспортные средства своим работникам, т.е. лицам, состоящим с организацией в трудовых отношениях. Если такой работник действует в интересах предприятия, пользуется его ремонтной базой и транспортное средство фактически не выходит из владения предприятия, другими словами, когда договор аренды является формой организации трудовых отношений, ответственность за причиненный вред согласно ст. 1079 ГК РФ должно нести предприятие как владелец (собственник) источника повышенной опасности.

Вопросы вины в совершении ДТП

В практике возникают сложности с определением понятия взаимодействие транспортных средств ввиду отсутствия его легального закрепления, за исключением указания на столкновение транспортных средств как частный случай такого взаимодействия.

Так, столкновением транспортных средств является ДТП, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог, а также столкновение с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновение подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Таким образом, взаимодействие транспортных средств имеет место при одновременном проявлении их вредоносных качеств как источников повышенной опасности. При этом обязательным условием взаимодействия транспортных средств является их движение, за исключением случаев, когда столкновение происходит с внезапно остановившимся транспортным средством.

При этом взаимодействие транспортных средств не всегда предполагает наличие непосредственного контакта движущихся транспортных средств. В качестве случаев такого взаимодействия необходимо рассматривать и такие случаи, когда при создании аварийной (опасной) ситуации одним владельцем транспортного средства другой владелец транспортного средства не имеет реальной (технической) возможности избежать непосредственного столкновения с транспортным средством без причинения вреда себе либо третьим лицам. В этом случае действия одного владельца транспортного средства с неизбежностью влекут причинение вреда владельцам других транспортных средств либо третьим лицам, т.е. находятся в прямой причинно-следственной связи с наступившим вредом (повреждением здоровья, имущества).





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 811 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...