Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Базовый уровень:
1. Напишите эссе на тему «Отличия занятия, построенного по технологии «Педагогические мастерские», от традиционного урока», используя в качестве примеров материалы для практических заданий и из опыта работы.
Повышенный уровень:
1. Используя материалы для практических заданий и из опыта работы, заполните таблицу «Технологические приемы, используемые в мастерской»:
Название этапа мастерской | Используемые на этапе приемы | Примеры реализации приемов на занятиях |
2. Используя материалы для практических заданий 2, разработайте мастерскую определенного типа по выбранной самостоятельно теме.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Галицких, Е.О. От сердца к сердцу [Текст]. – СПб., 2003. – 157 с.
2. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст]. – Мурманск, 1997. – 221 с.
3. Мысли о новом образовании [Текст] / М. Дюком, П. Колен,
А. Дюни и др. // Педагогические мастерские. Франция – Россия. – М.: Новая школа, 1997. – С. 21-24.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / под ред. Е.С. Полат. – М., 1999. – 272 с.
5. Окунев, А.А. Как учить не уча [Текст]. – СПб., 1996. – 445 с.
6. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта [Текст] / под ред. Беловой Н.И., Заряновой В.Ф. – Выпуск 1. – СПб., 1995. – 136 с.
7. Педагогические мастерские по литературе [Текст] / под ред.
А.Н. Сиваковой. – СПб., 2000. – 352 с.
8. Педагогические мастерские: теория и практика [Текст] / сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. – СПб., 1998. – 312 с.
9. Педагогические мастерские: «Франция – Россия» / под ред. к.ф.н. Э.С. Соколовой. – М., 1997. – 129 с.
10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]. – М., 1998. – 256 с.
11. Шамова, Т.И.,. Давыденко, Т.М Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст]. – М., 2001. – 95 с.
Глава 12. Технология «Образ и мысль»
12.1. Идеи технологии «Образ и мысль»
Технология «Образ и мысль» разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов г. Санкт-Петербурга в начале 90-х годов XX века. Данная технология является российским вариантом американской п рограммы «Стратегия визуального мышления», основанной на теории стадий эстетического развития американского психолога Абигаль Хаузен. Упомянутая программа зародилась в нью-йоркском Музее современного искусства. На основе наблюдения за посетителями музея и бесед с ними А. Хаузен, используя метод эстетического интервьюирования, выделила пять стадий эстетического развития: первая стадия – стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, восприятие предельно эгоцентрично, картина оценивается на уровне «нравится – не нравится»); вторая стадия – «конструктивная» (зритель требует от картины фотографической точности, копирования); третья стадия – «классифицирование» (качество картины определяется именем автора или принадлежностью к определенному стилю или направлению в искусстве); четвертая стадия – «интерпретативная» (интуитивное восприятие зрителя, его субъективное мнение); пятая стадия – «рекреативная» (предполагает анализ картины с различных точек зрения, нахождение в ней множества разноречивых смыслов). По мнению А. Хаузен, выделяемые стадии не носят иерархический характер, а дети находятся на первой или второй стадии эстетического развития.
Кроме упомянутой теории, разработчики технологии «Образ и мысль» Л.М. Ванюшкина, А.А. Соколова, Л.Ю. Копылов использовали идеи, высказанные в психологических теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. В первую очередь технология предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель технологии: формирование и развитие личности ребенка в процессе организации его рефлексивной деятельности по выявлению индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства и памятников культуры.
Результат технологии: на основе реализации образовательного эффекта процесса общения с произведениями искусства у ребенка развиваются интеллектуальная и эмоциональная сферы личности, формируется творческое и логическое мышление, проявляются воображение и фантазия, а также чувство толерантности, терпимости к мнению других людей, совершенствуются коммуникативные компетенции.
В основе технологии заложены следующие идеи:
1. Процесс общения с искусством рассматривается как универсальная образовательная технология, воздействующая на личность ребенка и побуждающая ее к изменениям.
2. Использование личностно-ориентированных методик (группового взаимодействия, арт-терапии, развития креативного мышления), создание для каждого ребенка наиболее благоприятных условий развития.
3. Развивающая на занятии ситуация должна носить проблемный характер.
4. Инициирование творческой активности (на первом плане - попытка ребёнка сформировать индивидуальный взгляд на обсуждаемые проблемы).
5. Исключение оценивания в любой форме содержания высказанных на занятии мнений.
6. На занятии не предлагаются готовые знания, они добываются ребенком самостоятельно в процессе диалога со своими сверстниками и педагогом.
7. Обеспечение единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства ребенка.
8. Интерактивный характер занятий, проводимых с использованием технологии «Образ и мысль».
9. Фасилитированный (направленный) характер обсуждения, предполагающий наличие следующих компонентов: группа, ведущий (лидер), стимул (тема), стратегия (порядок работы), результат.
10. Основу технологии «Образ и мысль» составляет система вопросов открытого типа для организации группового обсуждения.
11. Стратегия вопросов:
1. Кто, что? Объект.
2. Когда? Время.
3. Где? Пространство.
4. Как? Образ действия.
5. Зачем? Установление причинно-следственных связей.
12. Технология может быть использована в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.
Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 587 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!