Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Античный период: от мифа к Логосу 1 страница



Естествознание возникло уже в древнейших цивилизациях Египта, Ближнего Востока, Индии, Китая, но мы рассмотрим его развитие лишь в странах, где сформировались основы европейской культуры, в первую очередь – в Древней Греции и в Древнем Риме, в период примерно от 8-го века до н.э. до 5-го века н.э (падение Римской империи).

Социально-экономический фон:

- развитие производства (металлургия, строительство, изготовление тканей, бытовых изделий и т.п.), транспорта (мореплавание);

- развитие рабовладельческого строя привело к формированию элиты, имеющей возможности для занятий наукой;

- расцвет культуры, поощрение творческой деятельности, распространенность публичных дискуссий;

- наличие совершенной системы письменности;

- использование опыта древнейших цивилизаций.

Предшественниками науки, первой попыткой осознать окружающий мир, объяснить его возникновение и причины природных явлений были мифы. Мифы (от гр. μυθοσ – предание) – ранняя форма общественного сознания, повествования о деяниях богов и героев, о происхождении мира и его развитии.

Так, например, описывает происхождение мира древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония» («Происхождение богов»).

«Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Безграничный Хаос породил вечный мрак – Эреб и темную ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный, светлый День – Гемера. Свет разлился по небу, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая благодатная Земля породило беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко раскинулось вечно шумящее Море. Уран – Небо воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий всю Землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – Эос (Аврору). От Астрея и Эос произошли звезды, которые горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи».

Отличительная черта мифа – очеловечивание природы, перенос отношений между людьми на отношения в природе. Мифология тесно связана с религиозно-мистическим отношением к действительности.

При всей наивности мифов в них просматривается одна из ведущих идей современного естествознания – идея о развитии мира от Хаоса к Космосу. Хаос в понимании древних – неупорядоченное, бесструктурное, аморфное, «темное» и не развивающееся состояние. Космос – организованный, упорядоченный, подчиняющийся законам и развивающийся мир. В мифах предугадана идея о саморазвитии природы из неупорядоченного состояния к все более сложно организованному. Более того, в некоторых мифах говорится, что Космос периодически превращается в Хаос и вновь возникает из него.

Основное содержание античного периода – переход от мифологического описания мира к Логосу (от гр. λογος – слово, смысл, понятие), то есть к познанию, основанному на выяснении с помощью разума и опыта естественных законов природы, к познанию, оперирующему понятиями, выраженными в словах-терминах. В античности возникли два основных направления (две партии) философии – материализм и идеализм, начался процесс разделения единого познания на различные науки. Мыслители Древней Греции, как правило, еще не были специалистами в определенной области, а охватывали в своих учениях широкий круг философских, религиозных, естественнонаучных, социально-политических проблем. Еще не отделившуюся от философии часть знаний, из которой потом сформировались естественные науки, в древности и вплоть до Нового времени называли натуральной философией (натурфилософией).

Возникновение европейской науки связывают с деятельностью милетской школы (Милет – древнегр. город-полис в Малой Азии – современной Турции). Основоположник этой школы – Фалес из Милета (ок. 625 г. – ок. 547 г. до н.э.) – «первый европейский ученый», один из легендарных «семи мудрецов»; ему приписывают знаменитое высказывание: «Познай себя самого». Ему принадлежит идея о возможности и необходимости математических доказательств и доказательство ряда утверждений: «диаметр делит круг пополам», «в равнобедренном треугольнике углы при основании равны» и др.; он – первый математик и астроном Древней Греции.

Заслуга милетской школы – постановка вопроса о единой природе разнообразных вещей, о субстанции мира, то есть его материальной первооснове, едином начале. Фалес считал таким началом воду, другой представитель милетской школы – Анаксимен – воздух, Анаксимандр – особую вечную и бесконечную субстанцию – апейрон.

В Милете впервые были описаны электрические и магнитные явления: способность натертого янтаря притягивать легкие тела, магнита – железо.

Гераклит из Эфеса (ок. 520 г. – ок. 460 г. до н.э., территория современной Турции) ввел понятие «Логос» как обозначение вечной мудрости, отражающей действительное положение вещей. «Логос» доступен всем, но не всеми воспринимается. Основное в учении Гераклита – идея развития - безостановочной изменчивости вещей, их текучести, по существу – идея вечного движения. Ничто не повторяется, все находится в становлении. Мир никем не создан, но есть «вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий». Традиция приписывает Гераклиту фразу: «В одну и ту же реку не вступишь дважды». Ему же принадлежат идеи о единстве Вселенной и решающей роли закономерности в природе.

Затем центр научной мысли перемещается из восточного Средиземноморья в греческие колонии на юге Италии и в Сицилии.

С конца 6-го до середины 4-го века до н.э. значительное влияние имел Пифагорейский союз (г. Кротона, Южная Италия) – научно-философское и религиозно-политическое общество. Его создатель – Пифагор (вторая половина 6-го в. – начало 5-го в. до н.э.) – личность полулегендарная. Он учился в Египте и в Вавилоне, возможно – в Индии, там познакомился с математикой, астрономией, религиозными учениями Древнего Востока.

Основное мировоззренческое положение пифагорейцев – «Мир есть число», то есть мир («Космос») гармоничен, упорядочен, все в нем взаимосвязано и пропорционально, и для постижения гармонии мира нужно выявить и проанализировать числовые, количественные соотношения различных природных объектов. Внедрение математических методов в познание природы – великая заслуга пифагорейцев.

К достижениям пифагорейцев относятся:

- строгое доказательство положений математики Древнего Востока, в том числе - «теоремы Пифагора»;

- разработка теории чисел;

- создание математической теории музыки;

- гипотеза о шарообразности Земли и гелиоцентрической модели Солнечной системы.

Пифагорейский союз был построен как замкнутое тайное общество единомышленников (лозунг – «У друзей все общее»), но с жесткой иерархией, строгим уставом и ритуалами.

Во времена Пифагора под числами понимались только рациональные числа, то есть числа, представимые в виде отношения двух натуральных чисел (, где – рациональное число, - натуральные числа). Серьезный кризис в Пифагорейском союзе вызвало обнаружение того, что диагональ единичного квадрата, то есть число , не является рациональным. Верхи Союза даже пытались утаить это открытие, как подрывающее основную идею о гармоничности, пропорциональности всего сущего, соизмеримости его частей. Постепенное осознание реальности существования иррациональных чисел произошло гораздо позднее (в эпоху Возрождения) и расширило понятие числа.

Важнейшие проблемы мировоззрения поставили мыслители элейской школы (конец 4-го в. – 5-й в. до н.э., г. Элея на юге Италии). Главные представители этой школы – Парменид и Зенон.

Элеаты полагали, что видение мира, которое дают нам органы чувств, может быть ложным, неистинным – это не более чем «мир мнений». Правильное представление о действительности дает лишь разум, мышление; они позволяют постичь «мир истины». Между «миром мнений» и «миром истины» – глубокие и непримиримые противоречия.

Для иллюстрации тезиса о ложности чувственного восприятия мира Зенон предложил ряд знаменитых парадоксов, «апор и й» (от древнегр. α – отрицание и πορος – выход).

Апория «О множественности вещей» должна была опровергнуть представление о том, что любая вещь состоит из множества частей: «Если вещь можно разделить на части, то же самое можно сделать с каждой из ее частей и так далее до бесконечности. Тогда либо исходная вещь бесконечна, если составляющие ее вещи конечны, либо не имеет размеров, если составляющие вещи размеров не имеют».

Апории «Ахилл» и «Стрела» призваны показать, что механическое движение при логическом анализе предстает как внутренне противоречивое и, следовательно, невозможное.

«Ахилл»: «Быстроногий Ахилл не догонит ползущую черепаху, так как за время, пока он добежит до места, где черепаха находилась ранее, она успеет отползти на новое расстояние, и так до бесконечности».

«Стрела»: «В каждый момент времени летящая стрела занимает определенное положение, то есть неподвижна, а сумма покоев не может дать движения».

Элеаты впервые стали использовать понятия максимальной общности: бытие, небытие, движение (понимая под движением не только механическое перемещение, но любое изменение, развитие). Они стремились доказать, что бытие существует, а небытие (следовательно – пустота) не может существовать. Бытие для них едино, нераздельно и неподвижно, всякое движение представляется противоречивым и поэтому – невозможным. Вселенная – однородный плотный шар. В поэме «О природе» Парменид писал:

«Одно и тоже есть мысль и то, о чем мысль существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,

Мысли тебе не найти. И нет и не будет иного,

Сверх бытия, ничего. Все вещи, в чем смертные видят

Истину, веря в нее, все это – лишь имя пустое:

Быть, а также не быть, рождаться, а также и гибнуть,

Место на место менять, обменивать цвет и окраску.

Есть же последний предел, и все бытие отовсюду

Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара,

С правильным центром внутри».

Постановка вопросов о различии между мышлением и ощущением, об истинности познания мира и о возможности познания вообще - важнейший вклад элеатов в науку. Но сделанные ими выводы о природе неприемлемы и были отвергнуты еще в античности. Были предложены различные программы решения поставленных элеатами проблем; основные – атомистическая про-

грамма Демокрита и идеалистическая программа Платона.

Демокрит из Абдер (род. около 460 г. до н.э.) развил идеи своего учителя Левкиппа и создал учение – прототип материализма, основой которого является атомистика. Атомистическое учение утверждало, что существуют неделимые элементы бытия - атомы (древнегр. άτομος – неделимый), движущиеся в пустоте (небытии). Атомы неделимы, вечны, неизменны и бескачественны, отличаются друг от друга лишь формой и величиной, находятся в постоянном движении. Сцепляясь друг с другом в различных сочетаниях, они образуют многообразные вещи. Атомизм означает переход от континуального видения мира к дискретному.

Чувственное восприятие вещей объясняется истечением от них потоков атомов, воздействующих на органы чувств. Опыт – исходный пункт познания, но сам по себе он дает неполное и недостоверное знание, истинная природа вещей (атомы) постигается лишь с помощью мышления.

Демокрит развил идею Левкиппа о том, что движение атомов порождает вихри, из которых возникают миры. В каждом вихре более крупные и тяжелые атомы собираются в центре и образуют Землю, более мелкие и легкие устремляются к периферии, образуя воздух и небесные светила. По Демокриту, возникающие миры различны по размерам, по структуре - в некоторых нет Солнца, а в некоторых – несколько светил. Миры находятся на разных стадиях развития, некоторые лишены жизни, в некоторых мирах жизнь есть. Живое отличается от неживого наличием души, состоящей из особых атомов, подобных атомам огня.

Важнейшая часть учения Демокрита – идея причинности, близкая к более современной концепции механистического детерминизма. По Демокриту любое событие порождает вполне определенные последствия, те – следующие последствия, и так далее до бесконечности. Причем причинность понималась Демокритом как необходимость: последовательность причин и следствий однозначна, предопределена, не допускает альтернативных возможностей развития событий: «Случайными кажутся те события, причины которых мы не знаем или не хотим знать». Познание сводится к установлению причин произошедшего.

Величайший мыслитель древности, основоположник объективного идеализма, основатель Академии – Платон Афинский (427 г. – 347 г. до н.э.).

В основе понимания природы у Платона лежит его ответ на вопрос о соотношении материального и духовного, единичного и общего. В материальном мире, воспринимаемом нашими органами чувств, все вещи отличаются друг от друга (они единичны, уникальны), они возникают, движутся, изменяются и погибают. В этом мире, считал Платон, нет ничего прочного и истинного. Изучение этого мира с помощью органов чувств не позволяет постичь его сущность.

Чтобы понять учение Платона, вспомним, как материализм рассматривает процесс формирования понятий в человеческом сознании (см. подраздел 1.2). Сравнивая ряд однородных предметов, мы, абстрагируясь от их несущественных отличий, выделяем в них нечто общее, причем нечто существенное, формулируем, в чем состоит общность этого ряда выделенных предметов, и тем самым формируем у себя в сознании идеализированное представление об этой группе предметов – понятие. Так, сравнивая множество геометрических фигур, мы выделяем из них, например, те, которые образованы тремя отрезками прямых на плоскости, и приходим к понятию («идее») треугольника. Так же формируются понятия, связанные с характеристиками, свойствами, взаимоотношениями предметов и явлений, и понятия, не имеющие наглядного воплощения. С позиции материализма понятия («идеи») лишь отражают в нашем сознании в идеализированной, обобщенной форме реальные предметы, явления и их свойства. В этом выражается основное положение материализма о первичности материи и вторичности сознания.

Платон же считал, что первичной, истинной сущностью вещей являются их «идеи» или, как он их называл, «виды» («эйдосы»). Идеи вечны, совершенны и неизменны. Они не являются отражением реальных предметов в сознании, а, наоборот, - первичны, самостоятельны, являются основой, образцом и причиной реальных вещей и, вместе с тем, - целью, к которой стремятся реальные вещи.

Идея становится вещью, воплотившись в материи, причем, если идея есть суть вещи (ее истинное бытие), то материя сообщает вещи изменчивость, преходящесть, невечность, то есть по Платону материя соответствует низшей степени бытия или даже, как он пишет в некоторых сочинениях, - небытию.

На положении о первичности идей базируется и космология Платона, то есть его учение об устройстве мира. Мир идей (идеальный мир) существует, но очень далеко от Земли, - это божественный звездный мир. Там пребывают души людей до переселения в тела. Формы предметов там идеальны, вечны и неизменны, их движения совершенны. Совершенным Платон считал равномерное движение по окружности. Именно так тысячелетиями движутся звезды. Ближе к Земле, в планетном мире, уже возникают искажения, изменчивость тел и их движений. Движение планет неравномерно и петлеобразно. На Земле, в материальном мире, идеальное начало ослаблено, и земные вещи несовершенны, изменчивы, невечны.

Платоновская теория познания - анамнезис (от греч. άνάμνησις — воспоминание) - заключается в том, что душа, переселившаяся в тело, забывает то, что видела и знала в идеальном мире, но в земном мире вновь как бы узнает, «припоминает» те черты идеального, вечного, что были известны ей в звездном мире.

Огромную роль в процессе познания Платон отдавал математике, считал ее реальным средством установления абсолютных истин. Над входом в платоновскую Академию была надпись «Не геометр, да не войдет».

Наибольшее влияние на естествознание в течение многих последующих веков оказывало учение Аристотеля из Стагира (Аристотеля Стагирита). Он жил в 384-322 гг. до н.э., был учеником и другом Платона, но не его идейным последователем («Платон мне друг, но истина дороже»), воспитателем Александра Македонского, создателем философской школы – Ликея. Аристотель создал первую естественнонаучную картину мира, он – основоположник науки логики. Его основные труды, посвященные естествознанию – «Физика», «Метафизика», «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении».

Отвергая идеализм Платона, Аристотель создал свою систему взглядов на природу, основу которой составляет учение о материи и форме. Каждая вещь в мире, учил он, есть соединение материи и формы. Под материей он понимал бесформенное, хаотичное, пассивное начало. Но это начало имеет возможность (потенцию) стать вещью. Чтобы материя стала вещью, ей нужно придать форму (под формой понимается совокупность всех, а не только геометрических, свойств вещи). Форма нематериальна, но она есть осуществление потенции материи, она придает вещам конкретность и определенность. При этом материя каждой вещи является, в свою очередь, формой для материи более низкого порядка. Например, кирпич – вещь, являющаяся единством материи (глины) и приданной ей формы (понятие формы включает здесь геометрические очертания, размер, цвет, прочность и так далее). В то же время глина сама является формой для более простых видов материи. Аристотель не считал эту цепочку связей «форма - материя» бесконечной. Он полагал, что, переходя ко все более простым вещам, мы придем к «первоматерии», лишенной всех свойств и качеств. Соединяясь с простейшими формами (теплое, холодное, сухое, влажное), первоматерия образует четыре первоэлемента: огонь, воздух, воду и землю, - из которых состоят все вещи.

 
 


Напротив, поднимаясь по лестнице «форм», мы приходим к «высшей форме», которую нельзя рассматривать как материю, «возможность» еще более высокой «формы». Эта предельная форма по Аристотелю есть Перводвигатель или Бог, пребывающий вне мира. С философской точки зрения учение Аристотеля есть объективный идеализм, но непоследовательный, включающий в себя ряд материалистических положений.

Аристотель отвергал возможность существования пустоты, утверждая: «Природа не терпит пустоты». Первоэлементы распределены во Вселенной неравномерно, что определяет ее строение. В центре находится земля, образующая нашу сферическую, неподвижную планету – центр Вселенной. Доказательство шарообразности Земли – лунные затмения. Далее вплоть до орбиты Луны (в подлунном мире) последовательно распределены вода, воздух и огонь. Далее следует надлунный божественный мир, где все состоит из особой, «совершеннейшей из субстанций» – эфира, и где законы подлунного мира неприменимы. Планеты прикреплены к эфирным сферам и равномерно вращаются вокруг Земли по окружностям. Вселенная ограничена сферой звезд. Вне Вселенной – Перводвигатель, приводящий ее в движение. Аристотелевская картина мира основана на принципах конечности и геоцентричности, отрицании единства законов природы во всех частях Вселенной.

Аристотель заложил основы физики, в первую очередь – механики. Он считал, что движения подразделяются на совершенные движения в надлунном мире (равномерное движение по окружности или сочетание нескольких таких движений) и несовершенные движения в земном, подлунном мире. Последние он разделял на естественные, не требующие приложения сил (движение тяжелых предметов вниз, легких – вверх), и насильственные – требующие приложения сил. Основной принцип динамики по Аристотелю: «Все, что движется, движется благодаря воздействию другого», - в современной записи выглядит так: , и означает, что для равномерного и прямолинейного движения тела к нему должна быть приложена сила (сравните со вторым законом Ньютона!).

Аристотель полагал, что бытие целесообразно, то есть природа имеет определенную цель: «Бог и природа ничего не делают напрасно». Однако, в отличие от платоновского учения о сознательной целенаправленной душе мира, Аристотель считал целесообразность природы бессознательной.

Дальнейшее развитие античное естествознание получило в период эллинизма – культуры в государствах, возникших после распада империи Александра Македонского (научным центром являлась Александрия в Египте), и в Древнем Риме. Видными представителями естествознания периода эллинизма были следующие ученые.

Евклид (4-3 в. до н.э., Афины, Александрия) – автор труда «Начала» в 13 книгах, где на основе аксиоматического подхода, построенного на выведении следствий из нескольких исходных аксиом (постулатов), была изложена вся известная к тому времени математика. В число постулатов евклидовой геометрии входил и знаменитый пятый постулат: если прямая пересекает две прямые и образует внутренние односторонние углы, в сумме меньшие двух прямых, то при неограниченном продолжении этих двух прямых они пересекутся. Критический анализ этого постулата в позднейшее время привел к пересмотру привычных представлений о свойствах пространства.

Евклид – один из основоположников геометрической оптики, автор сочинений «Оптика» и «Катоптрика», в которых развито понятие световых лучей, изложены законы прямолинейного распространения света и закон отражения, рассмотрен ряд оптических задач.

Архимед (287–212 гг. до н.э., Александрия, Сиракузы на Сицилии) – один из основоположников механики, в первую очередь статики и гидростатики (ввел понятия центра тяжести, момента силы, доказал закон рычага, открыл «закон Архимеда»), создатель множества механизмов, используемых в технике, в том числе – в военном деле. Знамениты его высказывания: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю», «Эврика!» («Нашел!»).

Эратосфен (276-194 гг. до н.э., Александрия) определил длину земной окружности – 39 500 км (по современным данным – 40 000 км).

В александрийской школе продолжилась разработка аристотелевской геоцентрической картины мира. Ее совершенствование было необходимо для более точного объяснения реально наблюдаемого сложного движения планет по небосводу (неравномерного вплоть до вр е менной смены направления) и предсказания астрономических явлений, например, затмений. Во 2-ом веке н.э. Гиппарх начал, а Клавдий Птолемей завершил создание универсальной теории астрономических явлений. Она изложена в основном труде Птолемея «Альмагест» (состоит из 13 книг) и заключается в корректировке аристотелевских постулатов о центральном положении Земли во Вселенной и о равномерном и круговом движении планет. Для объяснения наблюдаемого перемещения планет в этой теории принималось, что их реальные движения вокруг Земли складываются из нескольких круговых. Птолемеевская схема движения планет изображена на рисунке 2.1, где 1 – центр деферента – окружности, по которой перемещается центр 2 другой окружности – эпицикла, по которой равномерно относительно центра 2 вращается планета 3. Земля 4 несколько сдвинута от центра деферента (то есть, по Птолемею, смещена от центра Вселенной). Симметрично центру 1 деферента по другую сторону от Земли расположен эквант 5 – точка, относительно которой угловая скорость движения точки 2 по деференту остается постоянной.

Рисунок 2.1 - Птолемеевская картина мира: 1 – центр деферента; 2 - центр эпицикла; 3 – планета; 4 - Земля; 5 – эквант.

Усложнение схемы движения планет нарушало базовые положения аристотелевской картины мира, но соответствовало иногда используемому методологическому принципу «спасения явлений», то есть отказа от строгого следования основным положениям теории ради приведения ее в согласие с данными опыта. Однако часто необходимость следовать этому принципу говорит о неправильности самих базовых положений теории. Именно так было и в этом случае. В дальнейшем для уточнения птолемеевской схемы были введены эпициклы второго и более высоких порядков, а затем после открытий Коперника были отвергнуты и сами исходные положения картины мира Аристотеля-Птолемея.

Для устранения несообразностей аристотелевской динамики (для объяснения движения тел в отсутствие воздействия сил) с 6-го века н.э. стала развиваться теория «импетуса», то есть «движущей силы», сообщаемой телу при приведении его в движение, и затем расходуемой телом в процессе движения.

В античности возникли зачатки биологических наук, в первую очередь – анатомии и медицины. Возникли гипотезы о происхождении живого из неживой природы, об изменчивости живых существ.

Гиппократ (около 460 г. – около 377 г. до н.э.) – «отец медицины», ему принадлежит идея об естественных причинах болезней, в том числе – о влиянии внешней среды, образа жизни и наследственности. Он известен «клятвой Гиппократа», высказываниями «Не навреди!», «Лечить не болезнь, а больного». Последнее означает, что методы лечения, назначения должны быть индивидуальны. По Гиппократу основа функционирования организма – четыре жидкости: кровь, слизь, желчь черная и желтая. Отсюда – и четыре типа темпераментов людей.

Величайшим биологом своего времени был Аристотель. Он оставил описания внешнего вида, строения и образа жизни сотен животных. От Аристотеля до современности дошло разделение живых существ на два царства – растений и животных. Он предложил систему классификации животных, основанную не только на их сходстве, но и родстве; разделил животных на кровяных и бескровных, а кровяных подразделил на живородящих и яйцеродных. К первым Аристотель отнес и человека, то есть он включил людей в общую систему живой природы Земли, отводя им высшее место в иерархии живых существ.

Гален (130-200 гг. н.э., Рим) – анатом, медик, фармацевт. Доказал, что в артериях не воздух, а кровь. По Галену система кровообращения такова: печень вырабатывает кровь с питательными веществами, по венам она течет в сердце, где обогащается «жизненной пневмой», поступающей из легких, откуда по артериям распределяется по организму (эта схема была исправлена лишь в Новое время). Гален считал, что мозг – не железа, как думали ранее, а вместилище души. По нервам возбуждение передается от мозга к организму, а от органов чувств – в мозг (это – гениальная догадка о функционировании нервной системы).

Гален – создатель множества лекарств, особенно из растений, основоположник фармакологии (в современном языке «галеника» означает лекарства из естественного сырья).

Итак, в античном мире была создана первая натурфилософская картина мира, просуществовавшая около двух тысяч лет, заложены предпосылки для возникновения основных наук о природе. Недостатком античного естествознания была его умозрительность, отсутствие опоры на опыт, тем более – на эксперимент.

2.2. Средневековье

Средневековье – период, длившийся в Европе примерно с 5-го века н.э. (распад Римской империи) до примерно 13-го века. С 6-го по 10-ый век -

«темные века» - время наибольшего упадка европейской цивилизации.

Социально-экономический фон:

- господство феодальных отношений, преобладание натурального хозяйства, очень медленное развитие производства;

- сильное ограничение гражданской и духовной свободы, приоритет сословно-иерархических ценностей в общественной жизни;

- огромное влияние религиозного (христианского) мировоззрения, преобладание в сознании ценностно-эмоционального отношения к миру (оценка всех явлений с точки зрения «святое – грешное», «доброе – злое», «божественное – человеческое») над познавательно-рациональным.

Основная традиция средневекового познания мира – схоластическая. Схоластика (от лат. schola – школа) – тип религиозного мировоззрения, подчиняющий все знание религии. Схоластика отличается соединением догматизма с интересом к формально-логическим проблемам: от серьезных теологических и философских («о бессмертии души», «о конечности и бесконечности мира», «о соотношении свободы и предопределенности в действиях человека», «об отношении общего к единичному») до совершенно надуманных («Телесны ли ангелы, являющиеся на Землю?», «Сколько тысяч чертей может поместиться на острие иголки?»). Решающим аргументом при ответе на все вопросы являлись, конечно, не опыт и разум, а соответствие Священному писанию и мнению религиозных авторитетов.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...