Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные функции философии



Сущность, специфика, функции и структура философии

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира

Структура современной философ­ской науки такова:

– онтология – учение о бытии, его сущности, проявлениях и структуре;

– гносеология (теория познания) – учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах и методах познания и т. д.;

– аксиология – учение о ценностях, их природе, видах, структуре;

– этика – учение о морали и нравственности, добре и зле, о добродетели и справедливости, о долге и счастье;

– эстетика – учение о прекрасном во всех его проявле­ниях;

– философская антропология – учение о человеке;

– социальная философия – учение о сущности, струк­туре общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития и др.;

– эпистемология (учение о знании) – изучает особенно­сти, сущность, значение научного знания и познания, его основания и предпосылки, а также принципы и методы, формы и цели.

Основные функции философии.

мировоззренческая, связанная с понятийно-абст­рактным объяснением мира. Большинство част­ных наук рассматривают явления действительно­сти объективно, т.е. безотносительно к человеку и человечеству. В познании своих объектов они стремятся прийти к знанию, максимально очищен­ному от всего субъективного, личностного, от че­ловеческих ценностей и желаний. Философия в свою очередь ставит в центр своего рассмотрения отношение человека к миру, стремится понять любое явление в его отношении к человеку, его ценностям и устремлениям;

методологическая, заключающаяся в том, что филосо­фия выступает как общее учение о методе. Каждая из наук стремится выработать истинные и эффективные методы деятельности в своей сфере (физика – в об­ласти физических явлений, биология – в области явле­ний живой природы и т. д.). Поскольку главная сфера философии – всеобщее, то методам, которые она вы­рабатывает, также присуща всеобщность. Это озна­чает, что методические ориентации, предлагаемые философией, применимы к любому объекту действи­тельности и необходимы как для его глубокого, истин­ного познания, так и для надежной, эффективной де­ятельности;

прогностическая, формулирующая гипотезы о разви­тии материи и сознания, человека и мира. Истинно мудрый стремится, как мы уже говорили, не просто познать мир и преобразовать его (К. Маркс), предсказать, спрогнозировать тенденции его изменения;

критическая, основывающаяся на принципе сомнения и играющая антидогматическую роль. Философия, будучи целостным самосознанием науки, культуры, общества, неизбежно становится критическим зерка­лом, выявляющим изъяны, трагические разломы раз­вития, предупреждающим о возможной дисгармонии и катастрофах. Благодаря своей критической функции и способности обозревать объекты, далеко выходя за их границы как во времени, так и в пространстве, фи­лософия выполняет важную работу исторического экскурса, схватывания духа и смысла эпохи, уп­реждающего выдвижение перед обществом назрева­ющих глубинных проблем;

аксиологическая, заключающаяся в том, что филосо­фия подходит к исследованию бытия с точки зрения самых различных ценностей (этические, эстетиче­ские, социальные и т. д.);

социальная, способствующая объяснению и понима­нию сущности социального бытия и его материально­му и духовному совершенствованию;

духовно-гуманистическая, заключающаяся в жизнеутверждающей роли философии, способствующей выработке у индивида общечеловеческих ценностей и идеалов. Философия стремится защи­тить человека от духовной серости, потери высоко­го смысла своего существования, от неблагодарно­сти ко всему, что обеспечивает ему жизнь. В структуре реализации данной функции заложена защита духовного мира человека от обывательской ограниченности, животного эгоизма, «ослепленности» потребительскими устремлениями к роскоши и богатству, «глухоты» к тому, что неограни­ченный рост потребностей ведет к необратимой де­градации природной среды.

2. Онтология в структуре философского знания: генезис, этапы развития, предмет, основные категории и значение.

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем[1]; учение о бытии, как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории[2], структуру и закономерности[3].

Онтология как теория[править

Рудольф Гоклениус, автор термина «онтология»

Термин «онтология» был предложен Рудольфом Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре», и чуть позже Иоганом Клаубергом в 1656 году в работе Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia, предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Христианом фон Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

Карл Поппер сформулировал концепцию трёх миров: (1) мира физических объектов и состояний, (2) мира психических и ментальных состояний сознания и (3) мира объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты)[4].

Предмет онтологии[

Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю

Типы онтологий [

Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.

Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия, определённые в мета-онтологии (если используется), и/или определить общую терминологическую базу предметной области.

Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.

Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.

3. Категория бытия и её значение в философии. Сущность, структура и форма бытия. Соотношение категорий "бытие", "небытие", "всеобщее", "субстанция", "материя", "субстрат".

Бытиеì — в самом широком значении — существование.

Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком[прояснить] значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего, в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens».

Структуру материального бытия- единство трех элементов:

микромир, макромир и мегамир. Микромир - это «элементарные» частицы, атомы и молекулы. К макромиру относятся достаточно крупные материальные объекты. Земля, население Земли, элементы культуры общества - явления макромира. Мегамир характеризует объекты космоса.

Структуру материального бытия составляет также единство конкретных его форм (подвидов), существенно отличающихся друг от друга: бытие природы, бытие человека, бытие общества.

Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность. Ничто — способ существования небытия. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его.[1]

всеобщее — это мир в целом, космос, природа, человек и результаты его деятельности;

Субстаìнция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое[1].

«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе.

Матеìрия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу[1]. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Субстрат (первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало, materia prima) (от лат. substratum — основа, фундамент) — в широком смысле, основа всего существующего. При этом субстрат часто отождествляют с материей и субстанцией. В более узком смысле, под субстратом понимают те простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают её конкретные свойства (например, атомы при химических реакциях).

4.Онтологическая сторона основного вопроса философии и способы её решения (материализм, идеализм, объективизм и субъективизм, монизм, дуализм и плюаризм, диалектика и метафизика)

Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 934 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...