Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О причинах болезней печени



Изучение источников тибетской медицины показало, что патология печени не исчерпывается 3 главой III тома «Чжуд-ши». Нами выявлены особо выделенные описания болезней печени в 36 главе III тома «Чжуд-ши» и 36 главе «Вайдурья-онбо», в 51 главе «Жидуй-ниннор» и 59 главе «Лхантаб». Следует отметить, что в этих трактатах описания этиологии патогенеза, клинических признаков во многом идентичны, однако отмечается разница в структуре терапии, хотя во всех трактатах за основу взяты положения, изложенные в «Чжуд-ши». Это объясняется тем, что последние три трактата были написаны в разные периоды, как комментарии и дополнения к «Чжуд-ши» на основании обобщения опыта лечения самих авторов и анализа данных, приводимых другими авторами.

36 глава III тома «Чжуд-ши», касающаяся болезней печени, как и все главы, по традиционно принятой форме начинается с обращения царя медиков Видьяджняны к риши-мудрецам: «О слушайте, великие риши! Внемлите, что нужно знать для исцеления печени-царицы!» Повествование идет в форме диалога. И далее, «что для того, чтобы познать болезни печени, необходимо усвоить четыре кардинальных вопроса: причины болезней печени, их сопутствующие факторы, разновидности (классификацию), признаки (симптомы) и искусство исцеления {структуру терапии)».

В традиционной системе тибетской медицины большое значение придавалось функциональному состоянию печени. Печень красочно сравнивалась с «царицей, питающей полые и плотные органы». Этими словами, по существу, выражена мысль, что печень доставляет питательные вещества всем органам и тканям организма. Следовательно, можно утверждать, что даже в те далекие времена с деятельностью печени связывали функциональное состояние многих органов и систем. Следует заметить, что причины и факторы, способствующие развитию болезней системы «мкхрис», изложены довольно подробно в 3 главе III тома «Чжуд-ши». По-зтому в данной главе они не повторяются, а упоминаются без разъяснения.

В тибетской медицинской терминологии часто встречается понятие «ца-ба» (букв, жар), под которым обычно определяется лихорадочное состояние. В качестве непосредственных причин (чжу) возникновения болезней печени тоже употребляется термин «ца-ба» (в значении — лихорадка). В данном случае понятие «ца-ба» как определение ближайшей причины болезней печени должно быть понято не как лихорадочное состояние, а кок указание на вредные патогенные агенты, вызывающие это состояние. Тибетским врачам при определении причины болезней системы «мкхрис» и печени прослеживаются принципы причинно-следственных отношений, когда состояние «ца-ба», вызванное болезнетворными агентами, становится само причиной других следствий патологических форм болезни. Анализ и интерпретация понятия, слова «ца-ба» имеет принципиальное значение не только в осмыслении этиопато-генеза описываемой патологии печени. Они нацеливают на выяснение и раскрытие сущности клинического проявления болезни, объяснение ее различных форм. Если мы считаем, что «ца-чин над» (букв, болезнь жара печени) является болезнью печени воспалительной этиологии, то ее разновидности по современной классификации можно сгруппировать в большую группу иа-тологки печени — гепатиты. «Ца-ба» (жар) в главах о лихорадках трактата «Чжуд-ши» тесно связывается с понятием «рим» {букв, зараза), что означает заразное начало, инфекция. Таким образом, в этиологии болезней печени с лихорадкой, говоря о «ца-ба» (жаре, лихорадке или воспалении), тибетские медики подразумевали «рим» как одну из основных причмн болезни. Более того, при подробном описании болезней «рим» (заразных) мы находим сведения о так называемых внешних и внутренних «червях» («срин», точнее, «срин-бу»), выделяемых больным «испарениями» болезни, которые проникают через ворота во все ткани и жидкости организма. Заражение здорового человека от больного считалось возможным, если «рим» (зараза) или «срин» (черви), подобно испаряющейся влаге, выделяются через «испарения» больного: пот, дыхание, слюку, мочу, кал и т. д. Таким образом, жар или лихорадка в представлении тибетских медиков имели под собой вполне материальную причину в виде «рим» и «срин», вызывающих расстройства внутренних физиологических систем — «рлунг, мкхрис и бад-кан». Представления о специфичности заразного начала гепатитов у тибетских врачей, естественно, не могло быть. Но очень ценным является то, что они связывали заболевания печени, протекающие с жаром, лихорадкой, с заразным началом, миазмой— «срин». Такую точку зрения, по существу, можно рассматривать как предвосхищение теории инфекционной природы острых и хронических гепатитов. Поэтому в структуре терапии неизбежно должны иметь место не только специфические, но и симптоматические средства лечения. Следовательно, вполне можно полагать, что в числе эпидемических воспалительных заболеваний («рим» — «срин»), описанных в 3 разделе III тома «Чжуд-ши», имеют место инфекционные поражения печени.

Условиями развития болезней печени являются факторы нарушения нормального питания и образа жизни, обозначаемые понятиями «чжур» (чжур — дословно кислая), «зай» (зас — пища) и «даги» (драг — образ жизни, деятельности). В трактате («Чжуд-ши», т, II, гл. 9) наибольшее внимание уделяется условиям, которые можно отнести к категориям буддийской философии, как чрезмерность, недостаточность и извращенность. Эти понятия встречаются не только в медицине, они широко использовались и для оценки социально-бытовых и природных явлений. «Излишество или чрезмерность» относительно питания и образа жизни как факторы, способствующие развитию воспалительных болезней в системе «мкхрис» и в том числе в печени, характеризуются следующим образом: развитию лихорадочных болезней в регулирующей системе «мкхрис» способствует чрезмерное употребление горячительной, сладкой, острой, маслянистой пищи, в том числе жира, водки, тростникового сахара, а также чрезмерное перегревание и переохлаждение организма, сон в знойную жару, чрезмерно спокойный образ жизни или резкий переход к тяжелой физической деятельности, поднятие непосильных тяжестей, выполнение земляных работ, натягивание тугого лука, борьба, травмы, полученные при прыжках и беге, падении с лошади, с утесов, гор, деревьев и т. д. Перечень этих этиологических, или сопутствующих, факторов следует понимать как нарушение диеты, нормального образа жизни и деятельности.

В развитии заболеваний печени — гепатитов существенную роль приписывают алиментарным факторам. Науке давно известно, что токсические или гепатотропные влияния на печеночную ткань оказывают пищевые и ядовитые вещества, которые при длительном воздействии в определенных дозах вызывают поражение в виде дегенеративных изменений в ее клетках. То, что ядовитые вещества, поступающие из желудочно-кишечного тракта, оказывают токсическое воздействие на печень, было подмечено и в тибетской медицине. Неоспоримым в настоящее время считается и гепатотропное влияние на печень «раздражающих» веществ, длительное время поступающих в организм больного. В числе последних в современном понимании могут быть не только искусственные ядохимикаты, вызывающие разрушение ферментативных систем, распад печеночных клеток с последующим образованием фиброза, замещением клеток печени соединительной тканью, но и многие токсические вещества продуктов питания. Современной науке известно, что при чрезмерном употреблении «острой, маслянистой и жирной пищи в экспериментальных условиях у животных развивается выраженная жировая инфильтрация печени. Содержание в ней жиров повышается не только при поступлении их с пищей, но и при усиленном их образовании из углеводов, содержащихся в пище. Это в известной степени подтверждает вышеупомянутое «чрезмерное употребление сладкой пищи». К «сладкой пище» в тибетской медицине относили не только продукты, имеющие сладкий вкус, но п кислый или горький, которые якобы после переваривания при всасывании в организм приобретали сладкий вкус. К категории сладкой пищи тибетские медики относили продукты из злаковых растений. В 16 главе II тома «Чжуд-ши» сказано: «Рис, мелкое просо, мелкий рис, пшеница, ячмень, овес и прочие имеют обычно сладкий вкус, сохраняющийся при всасывании после переваривания. Они способствуют укреплению сил организма, а при чрезмерном употреблении — ожирению». Видимо, тибетские медики наблюдали, что ожирение является благоприятным фоном прежде всего для возникновения холециститов, холангитов и желчно-каменной болезни. В возникновении болезней печени немаловажную роль отводится «чрезмерному употреблению маслянистой пищи». В «Чжуд-ши» сказано, что «болезни мкхрис с повышенной лихорадкой проявляются при чрезмерном увлечении горячительной, острой и маслянистой пищей... чрезмерном употреблении мяса, масла, тростникового сахара и водки»1. Постоянное преобладание в диете острых мясных блюд, содержащих большое количество жира, несомненно создает благоприятный фон для развития патологических состояний в печени. В настоящее время известно, что циррозы печени у животных обычно принято вызывать введением четыреххлористого углерода, а также пищи с дефицитом белков, аминокислот, липотропных веществ. Как показывают эксперименты, четыреххлсристый углерод, вводимый собакам через рот 2 раза в неделю, вызывает у них типичный цирроз печени через 6 месяцев на фоне диеты, богатой углеводами, и через несколько месяцев после пребывания животных преимущественно на жировой диете.

Совершенно справедливым следует считать, что хроническое употребление алкоголя вызывает разрушение многих органов и систем организма, особенно печени. В главе о болезнях печени тибетские врачи токсическое Действие алкоголя относят не к этиологическому, а к способствующему фактору. В современной патофизиологии алкогольная интоксикация как самостоятельный этиологический фактор, например при циррозах печени, считается редким явлением. Она в большей степени создает условия для возникновения алимеытаркой недостаточности и перехода острых инфекционных гепатитов в тяжелые формы цирроза, которые до тибетской нозологической классификации укладываются в вышеупомянутую болезнь системы «мкхрис» —- «гаш-я магоо». Под действием алкоголя в печени жировая инфильтрация развивается более интенсивно. В настоящее время установлено, что жировое перерождение печени с развитием цирроза, у алкоголиков является результатом несбалансированного питания. У преобладающего большинства алкоголиков развивается гастрит, энтероколит, теряется аппетит, уменьшается количество принимаемой пищи, нарушаются процессы всасывания из кишечника пищевых продуктов, а пища становится как в качественном, так и в количественном отношении неполноценной.

В числе сопутствующих факторов в зтиопатогенезе лихорадочных болезней указывается понятие «даг» (образ жизни и деятельности человека). В данном случае под понятием «даг» подразумевается целый ряд обстоятельств. В 9 главе II тома «Чжуд-ши» сказано: «Бо-лезки мкхрис с лихорадкой провоцируются резкой сменой спокойной жизни внезапным физическим перенапряжением». Спокойный образ жизни не что иное, как физическая бездеятельность. Аристотель писал в свое время: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Рассуждая об этиологических моментах, в особенности о «заразном» факторе, в развитии болезней печени, следует, с точки зрения исторического подхода, попытаться ретроспективно создать представление о структуре заболеваемости печени в регионе распространения традиционной тибетской медицины, учитывая то, что в медицинских трактатах описывались наиболее часто встречающиеся типичные болезненные формы, а не казуистические случаи, мы вправе утверждать, что болезнями печени люди страдали.с самых древнейших времен, и они не являются новыми для современного человечества. Разница может быть только в частоте заболеваемости и в отдельных этиологических моментах. Вполне допустимы этиологические агенты, характерные для тропических стран, которые не встречаются в северных широтах, как, например, возбудители тропической лихорадки. Не могут быть исключением и те болезни, которыми в древние времена люди страдали почти повсеместно и которые ныне в развитых странах почти исчезли, такие, как малярия, туляремия, оспа, чума и т. д, В определении структуры заболеваемости, учитываем и то, что тибетская медицина, ее клиьпческий и терапевтический опыт накапливался в Азии, где природные условия, образ жизни, деятельность и л икание населения были далеко не идентичными е усло-г-лми других регионов. Тем не менее единство обще-Gдологических закономерностей в развитии патологических состояний позволяет оценивать, с позиции совре-хонпых медицинских знаний, субъективные и объективную признаки болезней, описанных в медицинских трактолах. Встает вопрос: с какими же болезнями печени могли встречаться тибетские медики на протяжении многих веков? Мы считаем, что наиболее вероятными болезнями печени могли быть острые и хронические инфекционные гепатиты, болезнь, желчных путей и желчного пузыря, циррозы печени, желчно-каменная болезнь, опухолевые поражения и др. Из самых ранних источников Запада известно о том, что Гиппократ впервые сделал сообщение об эпидемической желтухе. Такого же характера патология встречается и в главе о болезнях печени канона Абу Али Ибн Сины. Если на Западе желтуха с лихорадкой описана Гиппократом, то на Востоке, в Индии и Тибете, эта болезнь, видимо, также была хорошо знакома представителям традиционных систем медицины. Историки медицины утверждают, что эпидемии желтухи с лихорадкой известны издавна в различных частях земного шара. Особенно сильно она проявлялась в периоды войн. Но впервые эпидемию желтухи на Западе описал только в 1745 г. Гирш. По мере накопления и углубления научно-медицинских знаний изменялись и представления об истинном характере этого заболевания. В середине XIX в.— в период становления научной медицины продолжительное врем5[ желтухи назывались катаральными, или алиментарными. Объяснение этиопатогенеза в этот период было дано немецким патологом Вирховым. Правда, оно было простым, если рассуждать на уровне современных накопленных знаний о желтухе. Механизм появления желтухи объяснялся закупоркой устья желчного протока в результате перехода в желчные пути восходящей инфекции из желудочно-кишечного тракта. В отечественной медицине С. П. Боткин один из первых высказал мысль об инфекционной природе острых желтух, этого же мнения в Германии придерживался и А. Вейль. В 1886 г. А. Вейлем, а затем учеником С. П. Боткина Н, В. Васильевым были сделаны подробные клинические описания инфекционной желтухи, протекающей с увеличением селезенки, поражением почек. В этиологическом отношении ясность внесли японские ученые Идо и Инадо в начале первой мировой войны, а в 1915 г.— немецкие ученые Уленгут и Фромме, обнаружившие возбудитель желтухи — спирохету (лепто-спиры). В дальнейшем в результате изучения эпидемиологии вспышек этой болезни ученые сумели окончательно выяснить ее частоту и распространенность. Наиболее часто этим видом желтухи страдали в странах азиатского континента, особенно в Японии. Заражение лептоспирами происходило алиментарным путем через воду. Этот вид желтухи, впоследствии названный болезнью Вейля — Васильева, вполне мог иметь место в структуре заболеваемости, наблюдаемой тибетскими медиками. Считается, что болезнь Вейля — Васильева характеризуется своей очаговостью. Переболевшие ею приобретают стойкий иммунитет. В конце этого столетия инфекционная природа желтухи, за исключением ее механических форм, уже не вызывала никаких сомнений, особенно после открытия японскими исследователями лептоспир. Но в связи с выработкой единого взгляда на этиопатогенетическую сущность различных форм желтух было постепенно установлено, что большинство желтух, или острых гепатитов, все же не относится к желчному лептоспирозу, а имеет свою специфическую этиологию. Причина была выяснена только в первой половине XX в., когда многочисленные факты эпидемических вспышек инфекционной желтухи свидетельствовали о контагиозном ее характере. Окончательное и твердое убеждение о непосредственной передаче данного заболевания от одного человека к другому возникло из наблюдений над больными желтухой после введения им крови или сыворотки, взятых у перенесших в прошлом эту болезнь. Так появилась вирусная теория острых гепатитов (инфекционных желтух). Инфекционная желтуха была названа в честь С. П. Боткина, высказавшегося впервые об инфекционной природе катаральной желтухи и внесшего крупный вклад в изучение данной болезни. Болезнь Боткина, по статистическим данным, является самой распространенной из всех печеточных заболеваний. Следовательно, мы можем с наибольшей вероятностью утверждать то, что тибетские v.-мтки нередко встречались с вирусным эпидемическим tc'-^титом, описав его как желтуху с лихорадкой. Не б-v'v-.T преувеличением, если с точки зрения историчес-мЙ "справедливости мы скажем, что предположения ти-бпчских медиков о переходчивости, заразности лихора-r^viHbix желтух являются предвосхищением современных гсарий об инфекционной природе гепатитов.

Таким образом, в описаниях тибетских врачей этио-патагснеза болезней печени, протекающих с лихорадкой, ми отмечаем строгую систему, состоящую из непосредственных причин и сопутствующих факторов, а также попытку дать этиопатогенетическую классификацию бо-





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 234 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...