Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Задачи религиозной политики



В правовой сфере:

- обеспечение конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания;

- совершенствование законодательства в области реализации свободы вероисповедания;

- приведение в соответствие федерального и регионального законодательств с учетом особенностей религиозной ситуации в субъектах Российской Федерации;

- регистрация и контроль за уставной деятельностью религиозных объединений в той части, которая выходит за рамки канонического устройства и культовой практики.

В культурной сфере:

- учет федеральными и региональными органами государственной власти, осуществляющими религиозную политику, этнокультурного и религиозного многообразия России;

- защита духовно-нравственного наследия и исторических религиозных традиций народов России (в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ);

- осуществление мер, направленных на наиболее полную реализацию духовного, нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов России.

В социальной сфере:

-осуществление мер по утверждению в обществе уважительного отношения к чувствам верующих и неверующих, толерантности и веротерпимости;

- создание условий для социализации религиозности и религиозных сообществ;

- осуществление социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;

- реализация эффективных мер по «противодействию проявлениям религиозного экстремизма и культурно-религиозной экспансии» (в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ), осуществляемой с территорий иностранных государства;

-предотвращение распространения в информационной сфере материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности.

Основные категории религиозной политики

«Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (Конституция РФ, ст. 14).

Светскость государства означает, что государство: не использует в качестве официальной никакую религиозную идеологию; обеспечивает равные права граждан на реализацию свободы совести и вероисповедания, так как не ассоциирует себя ни с какой религией.

Государственно-конфессиональные отношения - это часть религиозной политики государства, представляющая собой совокупность взаимодействий государственных органов, с одной стороны, и религиозных объединений (включающих зарегистрированные в законном порядке религиозные организации и незарегистрированные религиозные группы), с другой.

Государственно-конфессиональные отношения регулируются Конституцией РФ, Законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) и другими международными и российскими законодательными актами в части, касающейся правового, имущественного и иных статусов религиозных объединений.

Помимо государственно-конфессиональных отношений религиозная политика включает в себя акции и реакции государства на различные проявления религиозности, как индивидуальной, так и общественной.

Религиозность есть качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений.

Общественное проявление религиозности - это присутствие в общественном пространстве, непосредственное и опосредованное влияние на общественное и массовое сознание религиозных представлений, символов, нравственных норм, социокультурных традиций, обрядовых предписаний, а также религиозных доктрин, касающихся социально-политического, культурного, национального развития общества и государства.

Проявления религиозности в общественном сознании не противоречат принципу, согласно которому религия отделена от государства, но не отделена от гражданского общества. Государство со своей стороны способствует формированию условий для самоорганизации гражданского общества, в развитии которого принимают участие как светские, так и религиозные сообщества, религиозные и нерелигиозные члены российского общества.

Осуществление эффективной религиозной политики светского государства предполагает различение светского и религиозного.

Светское (секулярное) - это понятие, с помощью которого явления общественной, политической и культурной жизни характеризуются как нерелигиозные, то есть такие, в которых религиозный фактор не является определяющим.

Религиозное в широком смысле - это понятие, которое охватывает как собственно религиозные явления (исповедание религиозной веры, совершение религиозных ритуалов, распространение религиозных учений и представлений, религиозное воспитание и т.д.), так и явления, для которых религиозный фактор является определяющим (религиозная культура, религиозная философия, религиозное искусство, религиозное право, религиозная мораль, религиозный быт, религиозные символы) или вспомогательным (связь религиозного и этнического, религии и культуры).

Секуляризм есть система представлений (или идеология), согласно которым проявления религиозности должны быть ограничены рамками частной жизни граждан и деятельности религиозных объединений.

Клерикализм есть идеология вмешательства религиозных деятелей и конфессиональных институтов в осуществление государственной политики, борьба за присвоение властных полномочий, принадлежащих представителям государственной власти.

Одной из задач государственной религиозной политики является согласование, а не противопоставление светского и религиозного, недопущение использования в качестве официальной идеологии секуляризма или клерикализма.

Методологические основания религиозной политики

Государственная религиозная политика вырабатывается с помощью трех методологических подходов к сфере религиозности: правового, культурологического, социологического.

Использование трех взаимодополняющих методологических подходов позволяет учитывать многообразие форм присутствия религии в обществе. Формируя свою религиозную политику, государство различает религиозные объединения, действующие в правовом поле, разнообразные проявления религиозности в социальной, политической сфере и религиозную составляющую культурных традиций народов России.

Через правовой подход государство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания и регулирует отношения с религиозными объединениями в соответствии с нормами светского права. В данном случае религия определяется посредством закрепления в законе:

- права граждан иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

- свойств религиозной организации и религиозной группы: наличие вероисповедания, совершение богослужения и других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Культурологический подход позволяет государству определить религиозную составляющую в культурных традициях народов России, опознать религию как культурную традицию (доминирующую в общероссийском или региональном масштабе) или культурную инновацию.

Культурологический подход выявляет религиозное в его сопряженности с этнокультурным, позволяет увидеть сложную взаимозависимость различных факторов: религиозного, этнического, культурного. В рамках этого подхода государство учитывает сложную иерархию идентичностей человеческой личности. При таком подходе становится понятным феномен культурной сопричастности к религии.

В своей религиозной политике государство учитывает, что помимо культурных традиций, имеющих длительную историю, на территории Российской Федерации существуют и развиваются новые формы религиозности, являющимися новыми для народов России религиозными субкультурами (таковы, например, новые религиозные движения иностранного и российского происхождения, неопротестантские деноминации и неоориенталистские религиозные течения).

Субкультура - это система норм и ценностей, которая отличает культуру определенной группы от доминирующих культур. Под религиозной субкультурой понимается общность (община, система общин), членов которой объединяют мировоззренческие установки, нравственные представления, поведенческие ориентиры, способы внутри- и внеобщинных отношений, языковые особенности, формируемые под определяющим воздействием религиозного учения и практики.

В своей религиозной политике государство учитывает, что религиозные субкультуры могут быть как традиционными для России (например, старообрядчество), сопряженными с этнокультурным фактором (например, языческие традиции народов России), так и новыми. В свою очередь, новые религиозные субкультуры могут быть российского или иностранного происхождения.

Уважая доминирующие религиозные культуры, государство с особой заботой относится и к религиозным субкультурам как традициям меньшинства, чьи права должны быть защищены в соответствии с ценностями демократического и правового государства.

Через социологический подход государство учитывает проявления религиозности в общественной жизни, в том числе в политической сфере. В рамках этого подхода государство реагирует на проявления религиозности в сфере общественно-религиозных отношений, то есть в сфере отношений между общественными организациями и религиозными объединениями. В сфере общественно-религиозных отношений, в частности, осуществляется обсуждение религиозных представлений по социально-политическим вопросам, выработанных в социальных доктринах религиозных организаций.

Проявления религиозности, опознаваемые через социологический подход, имеют место:

- в информационной сфере (как в светских СМИ, публикующих материалы о религии, так и в конфессиональных СМИ);

- в светских (государственных, муниципальных и негосударственных) образовательных учреждениях (лицеях, гимназиях, школах);

- в идеологии и деятельности политических и общественных организаций;

- в общественных мероприятиях религиозного, общественно-религиозного и религиозно-политического характера, инициированных гражданами или общественными объединениями (фестивали, демонстрации, конференции, митинги, публичные дискуссии и пр.).

44. "Диалог и полилог"

Необходимо заметить, что появление термина "полилог" в лингвистике совпало со значительным повышением интереса к исследованию устных форм массовой коммуникации. В практическом смысле этот термин противополагается двум другим понятиям (монолог и диалог), разграничивая акты коммуникации в зависимости от количества участников: монолог - один говорящий субъект, диалог - два собеседника, попеременно выступающих в роли говорящего, и полилог - более двух участников коммуникации.

Полилог имеет более узкое значение, чем диалог. Дело заключается в том, что внутренняя форма слова "диалог" не предусматривает ограничения числа участников акта коммуникации двумя индивидами. Словообразовательный элемент греческого происхождения dia - обозначает не "два", как это можно предположить по сходству с латинским di-, а "через", и соответственно слово "диалог" буквально значит "черезсловие", т.е. предполагает попеременное владение словом. Таким образом, если в основе оппозиции "монолог" - "диалог" лежит признак "отсутствие / наличие мены говорящего", то оппозиция понятий "диалог - полилог" основана на другом, чисто количественном критерии. Итак, за естественной на первый взгляд триадой "монолог - диалог - полилог", учитывающей разницу в количестве участников коммуникации, скрывается противоречивая картина многообразия (прежде всего) устных форм общения.

Единство природы полилога и диалога усматривается прежде всего в том, что в обоих случаях мена активной роли говорящего является основным структурным принципом организации общения. В человеческой коммуникации все партнеры прекрасно осознают и стараются соблюдать главное условие успешного общения: в любых актах общения одновременно может говорить только один человек, в то же самое время слушать могут несколько собеседников (многие). В диалоге заранее известно, кто будет следующим активным говорящим - второй участник. В полилоге на эту роль одновременно могут претендовать два человека и более, однако говорить все равно будет только один. Вопрос будет заключаться только в том, кто сумеет захватить эту позицию. Наличие нескольких претендентов на активную роль говорящего в полилоге и возможность частого изменения ролевой ситуации обусловливает больший по сравнению с диалогом тематический, коммуникативно-прагматический и стилистический диапазон общения.

Данное обстоятельство заметно "разрыхляет" структуру полилога по сравнению с диалогом, причем это затрагивает как смысловую, так и формальную стороны коммуникации, что подтверждается, в частности, экспериментальными данными. Так, инструментальный анализ диалогов с тремя участниками показывает, что взаимная зависимость интонационных характеристик реплик в полилоге носит менее очевидный характер, чем в тех же диалогах, произнесенных двумя участниками (Филиппов 1982: 11).

"Разрыхление" структуры полилога по сравнению с диалогом происходит прежде всего потому, что в формировании содержания участвует большее число участников.

«Итак, на протяжении рассмотренного выше полилога участники трижды меняли тему разговора: после завершения одной (гипотетической) микротемы (реплики 1-2) они перешли к обсуждению не выполненного Томми домашнего задания (реплики 3-13), затем этот конкретный вопрос сменила более общая проблема способности мальчика к запоминанию (реплики 14-24), которая, в свою очередь, уступила место обсуждению возможностей школьного заработка (реплики 25-36). На долю Анны приходится всего 7 реплик из 36, на долю Томми и Кая - примерно поровну (соответственно 14 и 15 реплик). Тем не менее все три партнера участвовали в обсуждении всех трех микротем полилога.»

Выше уже указывалось, что между диалогом и полилогом имеется много общего. Главной объединяющей чертой этих двух речевых форм является попеременное исполнение участниками активной роли говорящего. Поэтому можно предположить, что полилог легко трансформируется в диалог, причем сделать это можно с минимальным ущербом (или вообще без оного) для его формы и содержания. Однако анализ данного примера позволяет сделать вывод о том, что точно так же, как диалог нельзя преобразовать в монолог без ущерба для его смысла и структуры, и полилог нельзя свести к диалогу (и тем более монологу) без нарушения его содержания и формы.

Таким образом, если с формальной точки зрения полилог можно трансформировать в диалог с минимальными потерями, то в содержательном плане изменения могут быть весьма существенными, если не сказать кардинальными. На этом примере становятся очевидными как сходство между диалогом и полилогом, так и их различия.

46. Субъект СКД
Понятие о социально-культурной деятельности как исторически сложившейся совокупности многочисленных субъектов социокультурной деятельности, являющихся носителями не только определенных проблем, но и конкретных идей, традиций, инициатив, технологий, направленных на решение этих проблем.

Многообразие общественных межсубъектных отношений в процессе социально-культурной деятельности Специфика мотивов и проявлений экономических и социальных отношений.

Понятие "субъекты социально-культурной деятельности" и его многозначность.

Характеристика субъектов, составляющих структуру социально-культурной деятельности как общественной и педагогической системы. Классификация субъектов в зависимости от их функционального назначения в социально-культурной системе.

Творческий блок. Субъекты, связанные с производством (созданием) и воспроизводством культурных ценностей. Сеть социальных институтов профессионального культурного творчества, анонимного народного творчества, непрофессионального, любительского, индивидуального социально-культурного творчества.

Коммуникативный блок. Субъекты, обеспечивающие хранение и передачу от поколения к поколению культурного наследия, памятников культуры и природных ценностей, распространение, трансляцию культурных ценностей в пространстве с помощью коммуникативных каналов, в первую очередь средств массовой информации, образования и т.д.

Ресурсный блок
. Основные вспомогательные институты, осуществляющие нормативно-правовое, юридическое и информационно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности организаций и отдельных граждан, финансовое и материально-техническое обеспечение социально-культурных служб и учреждений, их кадровое обеспечение, подготовку и переподготовку специалистов, научные исследования в социально-культурной сфере, управление деятельностью.

Социально-демографический блок. Непосредственные социальные задачи, потребители и пользователи культурных ценностей в лице групп граждан или отдельных лиц, обладающих определенными культурными потребностями, интересами и предпочтениями, и взаимодействующих с системой в процессе своей групповой или индивидуальной культурной деятельности.

Ведущие социальные институты и общности - семья, микросоциум, государственные и негосударственные институты, организации и объединения: учебные (образовательные), социально-культурные, производственные, социально-защитные, конфессиональные, благотворительные, художественно-творческие, спортивные и другие. Их специальное назначение как субъектов социально-культурной деятельности.

Эволюционное развитие человека на пути его превращения в активного субъекта социально-культурной деятельности. Диалектика ступеней: от биологического индивида (первая ступень) через социализацию к члену общества, способному выполнять определенные социальные роли (вторая ступень) и далее к формированию личности как уникальной индивидуальности (третья ступень), проявляющей себя как полноправный субъект культуры и социально-культурной деятельности.

Активная позиция человека как постоянного носителя социальных ролей и культурных ценностей в процессе социально-культурной деятельности.

Реализация активности социализированной личности в различных видах духовной деятельности: познавательной (познание окружающей действительности и самопознание); ценностно-ориентационной (личностный выбор духовных и материальных ценностей для мотивации жизнедеятельности); аффективной (получение положительных эмоций, включая эстетические переживания, и избегание отрицательных); проективной (предвосхищение желаемого будущего посредством проектов); коммуникационной (хранение, распространение и освоение культурной информации).

Личность - реальность особого рода, уникальная в своей основе. Дискуссионное толкование общей модели личности, ее показателей в трудах Фрейда, Юнга, Олпорта, Салливена, Роджерса, отечественных ученых (С. Иконникова, А. Ковалев, И. Кон, А. Леонтьев, К. Платонов, Э. Соколов, В. Ядов и др.). Несостоятельность одномерной характеристики личности (например, как только "сгустка" сексуальной энергии или только совокупности общественных отношений). Стратификационность структуры личности. Органичная взаимосвязь ее основных компонентов, психофизическая адаптация в среде обитания (гомонизация, приобщение к роду), общественная ориентированность (социализация), уникальность восприятия среды и ее взаимодействие (индивидуализация).

Приоритетность индивидуализации личности в досуговой сфере в отличие от других сфер жизнедеятельности (производственной, гражданской, отчасти семейной), где нередко преобладает нивелирование личности, подчинение ее общепринятым нормам, правилам, стандартам мышления и поведения. Игнорирование этой закономерности при ориентации на массовые формы досуговой деятельности. Подавление самобытности личности, насаждение под видом коллективизма ее стереотипности - результат подобной ориентации.

Характеристика федерального, регионального и муниципального (местного) социально-культурного контекста жизни современного российского общества. Суть социально-культурного контекста образовательного, информационного профессионального, общекультурного и досугового пространства. Уровни включенности личности в социально-культурный контекст жизнедеятельности своего региона (города, района).

Характеристика условий, обеспечивающих включение личности ребенка, подростка, взрослого человека в общемировые цивилизационные социокультурные процессы в области образования, искусства, информации, досуга, духовного развития.

Классификация лиц, выступающих в качестве субъектов социально-культурной деятельности на профессиональной и непрофессиональной (самодеятельной) основе. Лица, занятые преимущественно производством социально-культурных ценностей (1); лица, занятые преимущественно отбором, сохранением и распространением социально-культурных ценностей (2); лица, занятые преимущественно управлением процессами отбора, сохранения, производства и распространения культурных ценностей (социально-культурным менеджментом) (3); лица, занятые преимущественно воспитательной и образовательной деятельностью в сфере культуры (4).

Поколения как субъект социокультурной деятельности. Понятие поколения (лат. - генерация) как категории, отражающей различные аспекты родственной или возрастной структуры людей на каждом из этапов исторического развития общества.

СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ – носители активности в области создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего развития духовных и материальных ценностей.

Субъектами культуры могут выступать:

- индивид, личность, индивидуальность;

- семья;

- малая (контактная) группа;

- классы, сословия, иные большие группы населения;

- этносы;

- региональные сообщества;

- человечество.

49. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ:

- учебно-воспитательные учреждения;

- трудовые коллективы;

- войсковые соединения;

- учреждения искусств;

- культурно-досуговые учреждения;

- санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения;

- средства массовой информации;

- политические партии;

- религиозные конфессии;

- общественные объединения;

- государство.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 770 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...