Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формирование садово-парковых композиций и насаждений



Вопросы композиции зеленых насаждений связаны с методами их формирования. Важная роль отводится взаимоотношениям растительности и среды, биологическим свойствам и декоративным качествам растений. Этот процесс, продолжающийся в течение всего периода существования сада, парка, любого объекта озеленения, объясняется тем, что растения постоянно находятся в состоянии развития и обладают большим разнообразием форм, цвета и фактуры.

Озелененные пространства делятся на три стиля: регулярный, свободный (он же ландшафтный или пейзажный) и смешанный.

В регулярном стиле производят не только геометрически правильную планировку посадки насаждений, но и подбирают ассортимент растительности, способный эффектно выглядеть при формованных и неформованных растениях.

Процесс формирования зеленых композиций по мотивам природных ландшафтов — лесных, луговых и т.п. происходит по другим правилам. При их создании основной целью является достижение возможно более полного и гармоничного развития растений.

Композиция растительности, как произведение любого искусства, должна иметь что-то главное, характерное, определяющее его содержание, смысл. Все остальное должно усиливать это главное, дополняя, подчеркивая его достоинства. В зеленых насаждениях требуется не бессистемный показ различных видов и форм растительности, а продуманные, целенаправленные композиции с выделением главного.

Главное (ведущее) должно выделяться во всем: главной композиционной оси парка, главный сектор парка, главная аллея, главный пейзаж, главная точка обзора и т. д. В саду, в парке должна быть главная (ведущая) порода деревьев и в каждой группе тоже.

Цельность, гармоничность композиции зависит от правильно выбранного масштаба. Масштабность (пропорциональность или соразмерность) — это правильное отношение составных частей к целому, второстепенному к господствующему, деталей к главному.

Пропорциональное соответствие необходимо в любых насаждениях, как между зеленью и архитектурными сооружениями, так и между элементами самой системы озеленения.

Единство в противопоставлении формируется на принципе контраста. На контрасте основано большинство растительных композиций. И следует стремиться не столько к многообразию пород, сколько к показу разнообразия каждой породы. Деревья будут контрастировать между собой по форме кроны, по величине и форме листьев, по тональности листвы и т. д. Причем ценность контраста повышается, если одна из пород количественно преобладает, а другая представлена только вкраплениями.

Очень важны последовательные контрасты, например, внезапные переходы от темных массивов на светлые поляны. Большое декоративное значение при разбивке парковых насаждений имеет создание контрастов, при помощи которых возможно подчеркивание и более рельефное выделение отдельных парковых деталей, что придает пейзажу живость и разнообразие. Между контрастирующими объектами должны быть обеспечены плавные переходы, чтобы линии и тона менялись постепенно; однако сам контраст должен проявляться ярко и резко. В соответствии с этим светлохвойные и светлолиственные породы обычно размещают на переднем плане, а темнохвойные и темнолиственные — на заднем.

Внезапность, то есть неожиданное раскрытие предмета, пространства, заставляет зрителя обратить внимание в определенном направлении. Например, умышленно загороженная густой зеленью поляна, внезапно открывающаяся сбоку от дорожки беседка за кулисой и т. д. Подчеркнутый предмет должен быть эстетически интересен.

Условия зрительного восприятия объемных элементов, формирующих пространственную среду озелененных территорий города, зависят от угла зрения, показывающего степень удаленности зрителя от объекта.

Для восприятия предметного мира необходим свет и порождаемые им тени, которые имеют первостепенное значение в композиции зеленых насаждений: они способствуют выявлению пространственной организации озеленяемых территорий, их объемно-глубинных композиций, объемной пластики, цветового решения и фактуры отдельных пространственных форм. Характер естественного освещения озеленяемых территорий зависит от широты географического месторасположения объекта озеленения, от смены сезонных годовых циклов, а также от времени суток.

Во все времена и на всех стадиях развития садово-паркового искусства создание перспективы было одним из важнейших вопросов парковых композиций. Виды и перспективы наиболее эффективны и декоративны, если они создаются с использованием лужаек, берегов водоемов и извилин дорог, свободно расположенных среди живописных групп насаждений внезапности, чтобы посетителю неожиданно открывались интересные пейзажи. В связи с этим в садово-парковом строительстве большое значение имеет умелое использование правил перспективы. Если изменяются величина и форма предметов, то это линейная перспектива, при изменении окраски и силы тона предметов — воздушная. Расстояние между зрителем и отдельным предметом можно оптически изменять. Если прямую дорожку сделать сужающейся, то она будет казатьсядлиннее, а расширяющаяся — короче. Аллея покажется длиннее, если окаймляющие деревья посадить не параллельно ее оси, а сходящимися вдали линиями. Предмет кажется дальше, если между ним и зрителем находится открытое пространство, например газон. Но если на этом газоне посадить группы кустарников, которые помешают восприятию расстояния, то отдельный предмет будет казаться ближе. Этим приемом часто пользуются для оптического увеличения территории.

Художественные качества насаждений на каждой фазе их развития в огромной степени зависят от мастерства паркостроителя, формирующего ландшафт. До того, как будут достигнуты требуемые качества, объект озеленения должен пройти целый ряд фаз или стадий, значительно отличающихся друг от друга в хозяйственном, санитарно-гигиеническом и эстетическом отношениях.

Парки проектируются на столетия, но само их строительство ориентируется на запросы сегодняшнего дня. Именно поэтому ландшафтный архитектор стремится сократить продолжительность первоначального периода. Наиболее важными шагами в этом направлении являются: создание насаждений посадкой крупных деревьев и кустарников; образование временных насаждений из древесных пород, обладающих быстрым ростом в первый период развития; применение загущенных посадок, быстро декорирующих территорию и стимулирующих прирост деревьев в высоту; широкое использование кустарников и травянистых растений, дающих быстрый декоративный эффект. Процесс формирования растений, композиций после посадок продолжается длительное время. Даже в детально разработанном проекте невозможно предусмотреть все изменения, которые происходят с растениями: видоизменяется форма кроны, меняются условия роста, выпадают (от бури, старости или болезни) деревья. По мере роста растительности следует корректировать посадки — удалять ненужное, дополнять то, что поможет сделать объект интереснее с эстетической точки зрения. Продолжительность каждой фазы зависит от главной породы, составляющей древостой, и условий произрастания. В лесоводстве считается, что для всех пород первая фаза «подрост или разреженный молодняк» обычно длится 10 лет, вторую фазу — «чащи» — растения проходят в возрасте от 10 до 20 лет, третью фазу — «жердняка» — от 20 до 30 лет, четвертую — «приспевающих насаждений» — от 30 до 40 лет. В садах и парках при хорошем уходе за насаждениями эти фазы могут протекать быстрее, и все же для полного развития насаждений, особенно из медленно растущих пород, необходимы десятилетия. Чтобы достичь фаз «средневозрастных», или «спелых», для робинии требуются 20 — 25 лет, для сосны — 30 — 40 лет, для дуба — около 50 — 60 лет. («Динамика развития внешнего облика растительной группы в различные возрастные периоды» приложение 1)

Большие масштабы и ускоренные темпы работ по озеленению, предусматривают использование строительной и садово-парковой техники. Для этого применяются композиции, удобные для применения механизированных работ. Предлагаются приемы посадки плотных загущенных древесных массивов (они лучше сопротивляются повышенным рекреационным нагрузкам, быстрее набирают высоту), и обширных пространств чистого газона с включением компактных групп крупномерных деревьев и деревьев-солитеров. Если живые изгороди обрамляют крупные или криволинейные площадки, желательно проектировать их с учетом габаритов садово-парковых машин и радиусов их поворота, например, с радиусом закругления не мень­ше 5 — 8 м. Живые изгороди целесообразно размещать вдоль проездов и параллельно им, не включать в изгороди деревья, опоры освещения. Это позволяет резко сократить дорогостоящий ручной труд.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 728 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...