Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глоссарий. – Воспитательный потенциал казачьей культуры -национальная культурно-образовательная ценность, включающая в себя казачью идею



Воспитательный потенциал казачьей культуры -национальная культурно-образовательная ценность, включающая в себя казачью идею, социально-значимые ценности, культурно-воспитательные идеалы казачества и интегрирующая в своем развитии идею российскости;

Казачья идея, отражающая самобытный вариант материнской православно-русской идеи. В основе казачьей идеи лежат естественные потребности людей выстраивать свои отношения не на принуждении, угнетении и насилии над личностью, а на корневых традициях славяно-русского народовластия, свободного и высокостатусного развития личности, на обретении человеком жизненных смыслов, органично сочетающих общественные и личные интересы.

Воспитательный идеал, представляющий собой совершенный личностный образ, выступающий конкретизацией казачьей идеи в повседневной жизни казачьего социума;

Социально-значимые ценности казачьей культуры, воплощающие смыслы жизни казачества и составляющие общественные представления о значимом, желаемом, святом, выраженные в практике социального поведения и образах мысли, являющиеся основой для становления личностных ценностей в процессе социализации и идентификации личности с казачьей культурой.

Идеея «российскости» (В.Б. Виноградов, Н.Н. Великая), под которой в нашем исследовании понимается обретение казачеством российского самосознания, его интеграция в общекультурное российское поле, признание России своим Отечеством, выработка общих культурно-воспитательных парадигм.

Генезис образовательных процессов в казачьей среде Юга России (вторая половина XVIII века и по настоящее время) включает в себя следующие условные периоды становления и развития:

вторая половина XVIII века – середина 20-х годов XIX века характеризуется как начальный период государственной институционализации казачества в российские образовательные структуры и как время становления системы государственного образования у казаков Юга России;

середина 20-х – начало 60-х годов XIX столетия. Для этого периода определяющим явился сдерживающий характер просветительских реформ, закрепивших сословную ограниченность системы государственного образования у казаков Юга России;

середина 60-х годов – конец XIX столетия отличается значительной динамикой образовательных процессов у казаков Юга России, обусловленной прогрессивными внутриполитическими преобразованиями Александровской эпохи, окончанием Кавказской войны и мирным обустройством земель Юга России. К концу XIX века в государственном казачьем образовании обозначаются процессы диверсификации и регионализации, которые, в свою очередь, предопределили социальную потребность в региональной системе казачьего воспитания;

начало ХХ века – 1920-е годы, казачья эмиграция (начало 20-х – конец 30-х годов). Этот период связан с дальнейшим совершенствованием процессов диверсификации и регионализации образования. Происходит окончательное становление системы казачьего воспитания, основу которой составили идеи казачьей этнопедагогики и региональная специфика образования, учитывающая образ жизни и род занятий казачества Юга России. Целью такой системы воспитания выступает совершенный личностный образ с ценностями, идеалами и качествами личности человека казачьей культуры, в соответствии с которым воспитательный акцент направлен на военно-прикладные аспекты. После Февральской революции 1917 года и образования демократических республик на Дону и Кубани система казачьего воспитания ориентируется в своей цели на воспитание человека с исконно народно-демократическими, личностноориентированными идеалами, с традиционными чувствами личного достоинства, коллективизма и духовно-православной соборности. В годы казачьей эмиграции система казачьего воспитания продолжала развиваться в образовательных учреждениях и общественных организациях эмигрантской диаспоры, во многом предопределяя успешность адаптации к новым условиям и обеспечивая традиционность мультикультурной среды казачьего эмигрантского социума;

начало 20-х – конец 80-х годов ХХ столетия (советский период). В это время развитие казачьей культуры и ее воспитательного потенциала протекало в латентной форме. Несмотря на репрессии по отношению к казачеству, в ментальном сознании части населения бывших казачьих областей Юга России сохраняются духовно-идейные основы казачьей культуры;

конец 80-х годов ХХ века и по настоящее время. Воспитательный потенциал казачьей культуры, сохранившийся в условиях тоталитарно-административной системы, предопределил активный характер возрождения казачества, его культурных производных, в том числе развитие системы казачьего воспитания в современной социально-педагоги­чес­кой эмпирии Юга России.

Педагогика казачества – социокультурная концепция воспитания, основанная на традициях и инновациях культуры казачества Юга России. Базовой основой данной концепции в историко-культурной ретроспективе выступает система казачьего воспитания, являющаяся выразителем воспитательного потенциала казачьего культурогенеза.

Воспитательная цель педагогики казачества направленна на формирование совершенного образа человека казачьей культуры, носителя социально-значимых ценностей и идеалов культуры казачества;

Культурное казачье сообщество -форма организации воспитательного пространства совместной жизнедеятельности детей и взрослых, основанная на традициях и инновациях казачьей культуры, решающая проблемы воспроизводства духовно-идейных основ казачьей культуры и возрождения казачества;

Системообразующая деятельность - совместная деятельность детей и взрослых по возрождению и развитию казачьей культуры, в которой ребенок занимает позицию соавтора, субъекта деятельности;

Южнорусская культура выступает содержательной социокультурной основой современной педагогики казачества - концепции воспитания подрастающих поколений в традициях и инновациях культуры казачества Юга России;

Личностно-ориентированная воспитательная парадигма педагогики казачества отражает свободолюбивый, народно-демократический характер казачьей культуры и проявляется в способах социализации, т.е. усвоении и воспроизводстве личностью ментально-ценностного мира казачьей культуры;

Культурная идентификация - психолого-педагогическая основа становления у подрастающих поколений социально-значимых воспитательных ценностей и идеалов казачьей культуры. Сознательное принятие идеалов, норм и ценностей казачьей культуры, отождествление личности с казачеством, подражательное стремление к идеалу-образу человека казачьей культуры.

Культурологический подход в педагогике отражает уровень культуры общества и предполагает анализ педагогических явлений и фактов с учетом социальных и культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем.

Воспитательные ценности казачьей культуры - выработанные на протяжении этногенеза казачества и обусловленные особенностями пограничного проживания и духовно-православным мировоззрением представления о значимом, желаемом, святом в жизни казачества, осознанные и принятые смыслы казачьего существования, выраженные в образе мышления, ментальных стереотипах, образцах воспитательных отношений, практических установках личностного и социального поведения.

К воспитательным ценностям казачьей культуры относятся: народовластные, демократические основы казачьего мироустройства; свобода как непременное условие казачьего образа жизни; православие как духовно-идейный стержень казачьего мировоззрения; принадлежность к казачеству, как таковому; патриотизм; державность казачества, традиционно являвшегося опорой российской православной государственности; служение Отечеству «не за страх, а за совесть»; труд как основа казачьего жизнеустройства.

Человек казачьей культуры как цель воспитания в педагогике казачества. В прошлом основу самосознания этого образа – патриота своего края и Родины-России, характеризующегося высокой степенью духовно-психологической и практической готовности к защите Отечества, приверженного демократическим формам устроения жизни и свободному землепользованию внутри общины, экономически самодостаточного, с высокой личностной статусностью, но в то же время с православной духовно-соборной ментальностью, ответственного за свою жизнь перед Богом и обществом (казачьим миром) – составляли воспитательные ценности, идеалы и смыслы казачьей культуры.

Народная педагогика казачества - оригинальная этнопедагогическая система воспитания, характерной особенностью которой является высокая значимость духовно-идейных факторов этновоспитания (идей, идеалов, ценностей, религии), выражающихся в общем смысле казачьего образа жизни: защите, сбережении православной цивилизации и актуализации на данной основе личностного образа, соответствующего этому высокому статусу.

Казачья культура характеризуется своей общей демократической направленностью, отстаивающей народовластный вектор социального устройства и личностно-ориентированную воспитательную парадигму как непременные условия осуществления казачеством своего жизненного предназначения – защиты Веры и православного Отечества с оружием в руках В процессе своего развития казачья культура сохраняла важнейшие социальные маркеры народно-демократического развития русско-российского социума: идею свободы и народовластия, парадигму российскости, осознанное служение обществу и государству, элементы гражданственности.

Полковые и бригадные школы линейного кубанско-терского казачества готовили младший командный состав и грамотных казаков, выступая неким прообразом начального профессионального военного образования южнороссийских казаков. Полковые школы, имевшиеся к концу 50-х годов XIX столетия почти в каждой станице терского и кубанского линейного казачества, обеспечивали определенный уровень грамотности среди станичного населения. Будучи максимально приближенными к воинским традициям полка, они воспитывали в молодых казаках «полковой дух» (Р.А. Фадеев), патриотизм, товарищество-односумничество, наиболее полно реализуя казачий образовательный компонент. Именно эти школы подготовили материальную и интеллектуальную базу для дальнейшего совершенствования системы народного образования в казачьих областях Юга России.

Система казачьего воспитания сочетает в широком воспитательном пространстве этнопедагогический воспитательный потенциал казачества и целенаправленную деятельность педагогов по созданию определенной среды жизнедеятельности детей, способствующей усвоению ими воспитательных ценностей казачьей культуры и формирующей умения и навыки защитника Отечества. В ее основе лежат традиции участия казачьего социума в воспитании подрастающих поколений, выражающиеся в образовании активных воспитательных сред, создающих единое духовно-воспитательное пространство.

Менталитет (педагогич.) -интерпретируется как динамично развивающийся феномен, который, являясь транслятором культурных ценностей общества или группы, в то же время формируется у личности под воздействием социального окружения путем воспитания и самовоспитания (Е.В. Бондаревская, П.П. Пивненко).

Менталитет казачества - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, в том числе и бессознательная совокупность установок, обусловливающих особенности действий, чувств, мыслей и восприятия мира отдельным казаком или казачьей общностью.

Казачья ментальность – понятее, определяющее функциональное состояние казачьей социальной системы, выражающееся в устойчивом настроенности внутреннего мира людей, сплачивающее их в казачий социум и скрепляющее единство казачьей культурной традиции.
Ментально-ценностный мир казачества - представления о совершенном образе, о значимом, желаемом, святом в жизни казачества, осознанные и принятые смыслы казачьего существования, которые выражены в образах воспитательных отношений и ментальных установках.

Агональный (от греч. agon – состязание, борьба) характер казачьего менталитета обусловлен спецификой его пограничного проживания. Граница сформировала и определенный дуализм, двойственность ментального сознания казаков: с одной стороны, это качества, обусловленные агональным характером казачьей культуры (инициативность, состязательность, храбрость, активность, товарищество, творческий подход к поставленным целям и т.д.), а другой – качества и ценности, порожденные контактностью пограничной зоны (культурный плюрализм, веротерпимость, восприимчивость к новому, доверчивость, адаптивность и др.).

Южнорусская культура - синтез великорусской и малороссийской культур, а также культуры народов Северного Кавказа. В южнорусской культуре казачий культурный компонент представляет собой некий интеграционный результат естественного хода социально-исторического процесса, происходившего на просторах Юга России с участием славянских и северокавказских народов на протяжении нескольких столетий.

Задачей педагогической науки Юга России является наполнение содержательных основ южнорусской культуры (с учетом специфики региональной казачьей культуры донского, кубанского и терского казачества) добротным культуросообразным содержанием, отражающим ментально-ценностный мир казачьей культуры и ее российскую национально ориентированную культурологическую парадигму.

Ценность труда в контексте казачьей культуры – это прежде всего разносторонняя деятельность (ратная, духовная, физическая, интеллектуальная и т.д), осуществляемая на основе традиционной морали и ценностей: патриотизма, служения Отечеству, приверженности идеалам православия и другим нравственным критериям. В менталитете казачества труд предстает как нравственная потребность в активной, разносторонней деятельности на личное и общественное благо.

Духовное сообщество - слияние воспитательных сред в воспитательном пространстве культурного казачьего сообщества, порождающее качественно новую форму, отличительной чертой которой является то обстоятельство, что она сама выступает субъектом воспитательного процесса, объединяя педагогов, казачьих кураторов, самих учащихся, священнослужителей, родителей, администраторов общей духовно-нравствен­ной целью возрождения казачества и воспитания личности ребенка с ценностями свободы, народовластия, с идеалами служения Отечеству, хозяина своей земли.

Воспитательная цель в педагогике казачества – совершенный образ человека российской национальной культуры, носителя идеалов традиционного казачьего народовластия, с высокой личностной статусностью и духовно-соборной ментальностью, патриота своего Отечества, готового служить своей Родине «не за страх, а за совесть».

Системообразующая деятельность в педагогике казачества представляет собой совместную деятельность детей и взрослых по возрождению казачества и развитию его культуры. В процессе совместной деятельности по возрождению казачьей культуры, вступая в сложные отношения, удовлетворяя свои потребности, вдохновляясь образцами-идеалами, принимая внешние цели и выдвигая собственные, ребенок познает и принимает ментально-ценностный мир казачества, реализует свои потенциальные личностные возможности;

Принципы воспитания в педагогике казачества - общие тенденции, выступающие закономерностями и условиями реализации воспитательной системы: историко- и культуросообразности, традиционности, патриотизма, природосообразности, личностного подхода, народности, содружества-собор­ности и духовности;

Культурное казачье сообщество - универсальный социокультурный механизм воссоздания культурной казачьей среды, общий для всех моделей и форм идентификации молодого поколения с ценностями, идеалами и смыслами казачьей культуры.

Константы педагогики казачества как производной от общерусской культурной модели:

православная духовность, составляющая глубоко нравственную, духовную основу жизни казачьего социума и личности, позволяющая выстраивать гармоничные отношения с Богом, миром и людьми; открытость для внешнего восприятия других культур на основе использования механизмов отбора и адаптации внешних заимствований при сохранении культурно-этнической уникальности;

традиционность – свойство-алгоритм содержания воспитания в педагогике казачества, требующее постоянного обращения к собственной истории, культуре, основам казачьей идеи, а именно: свободному развитию личности, народовластию, вероутверждающему православию и идеалам служения Отечеству; действенность – свойство, обусловленное агональным характером казачьей ментальности и выражающееся в быстром реагировании на меняющиеся обстоятельства, в стремлении личности принимать ответственность на себя в сложных жизненных ситуациях, активно действовать в соответствии со своими внутренними убеждениями и ценностями, мобилизуя силы для преодоления препятствий.

Педагогика казачества – это направление педагогических знаний и эмпирического педагогического опыта о сущности и закономерностях развития феномена казачества как субъекта российской культуры, реализующего общероссийский социальный вектор свободы и народовластия. Это педагогика культурной альтернативы господствовавшим столетиями тенденциям абсолютизма, которая выражает культурно-исторические идеи свободного, демократического развития личности в русско-российской социокультурной традиции.

Современная педагогика казачества как инновационная идея, воплощает в себе синтез традиционного и нового. Ее инновационность характеризуется появлением новых форм и моделей учебно-воспитательной деятельности, образованием духовно-воспитательных пространств, определяющих ее значительную социопрактическую направленность.

Воспитание в педагогике казачества представляет как духовно-практическую деятельность всех субъектов воспитательного процесса, направленную на становление в сознании молодых поколений ценностей, идеалов и смыслов казачьей культуры. Это раскрытие возможностей личности в свободной парадигме ее развития и организация таких форм совместной жизнедеятельности детей и взрослых, в которых актуализируется воспитательный, народовластный, личностно-ориентированный потенциал казачьей культуры и осуществляется педагогическая поддержка процессов становления в ней личности.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 742 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...