Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Натурализм в драматургии. Пьеса Гаупмана “Перед восходом солнца”



ГАУПТМАН Гергарт - немецкий писатель. Сын зажиточного содержателя постоялого двора, обучался в художественной школе в Бреславле, изучал естественные науки в Иенском университете. В 1912 получил нобелевскую премию. Много путешествовал.

Первые драмы Г. - "Перед восходом солнца были подробнейшими бытовыми, тяготевшими к натурализму. Художник дает очень разносторонние, кропотливо детализованные, проникновенно написанные картины мещанского быта. Рядом намечалось характерное отклонение - драмы Г. были обращены не столько к внешней объективизации, сколько к импрессионистскому самоуглублению, к рассмотрению тончайших оттенков восприятия. Мещанское благополучие, уют, сытость -- вот основной план драм Г. Но не было уже почвы для самодовольного спокойного, оптимистического бытописания. Перед нами художник эпохи кризиса, утративший веру в стабильность воспроизводимого им бытия. Уже первые драмы Г. получают характерное катастрофическое строение. Каждая драма Г. от этого не свободна и всегда стремится к неизбежному трагическому завершению.

Ключевой персонаж пьесы “Перед восходом солнца”- Елена Краузе, человек глубоко нравственный, думающий, цельный, трагически одинокий в кругу своей семьи. Всеми силами пытается она сохранить себя, защититься от тех чудовищных пороков, которые погубили ее отца и сестру, убили в них все человеческое. И исключений вокруг почти нет, как констатирует один из героев драмы, доктор Шиммельпфенниг, характеризуя "здешнюю жизнь": "Везде и всюду пьянство! Обжорство, кровосмесительство и, как следствие, повсеместное вырождение". Вырваться отсюда, из атмосферы алкоголизма, разврата, стяжательства и лицемерия, но - как? Бежать с любимым, но - кого полюбить? И вот он является, Альфред Лот, так не похожий на всех тех, кто окружает Елену, искренний и честный, посвятивший свою жизнь суровой борьбе "за всеобщее счастье". "Для того чтобы я стал счастлив, все люди вокруг меня должны стать счастливыми. Для этого должны исчезнуть нищета и болезнь, рабство и подлость", - говорит Лот Елене. Но именно этот-то "очень, очень хороший человек", как называет его Елена, и довершает ее трагическую судьбу. Убежденный позитивист, Лот в вопросах любви, как и во всех других, "трезв и логичен": он считает "самым важным произвести на свет. физически и духовно здоровое поколение", а потому его избранница должна иметь абсолютно здоровую наследственность. Оказавшись неожиданно посвященным в историю семейства Краузе, Лот решает овладеть своими чувствами, коль скоро "это имеет смысл", иначе говоря - бежит от страстно влюбленной в него Елены, обрекая ее на гибель. Впечатление жуткой безысходности оставляет финал драмы: под вопли пьяного отца, возвращающегося из трактира, Елена кончает жизнь самоубийством.

Образ Лота воспринимается неоднозначно. Ни тюрьма, ни лишения не смогли его сломить, и этот стоицизм и бескомпромиссность не могут не вызывать уважения. Но убеждения, превращенные в догму, делают Лота эгоистом, лишают органичности его же собственное существование. Все, о чем он думает, что делает, "должно иметь практическую цель", и только. Поэтому гётевский "Вертер", с его точки зрения, - "глупая книга", "для слабых людей", а Ибсен и Золя - "вообще не художники... они неизбежное зло", и то, что они предлагают читателю, - "это лекарства", а не искусство. В глубине души Лот, вероятно, и сам до известной степени сознает неестественность своей жизни ("Знаешь, я ведь еще не жил! До сих пор я еще не жил!"), однако победить себя он не в силах.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1468 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...