Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сознание и самосознание. Проблема идеального в философии



Человек не только есть сам в себе, но есть и для себя, чтопроявляется в обращенности на

самого себя: он создал себя. Человек мыслит и знает себя. Человек отдает отчет в том,
что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего индивидуального развития
человек первоначально осознает предметы и свои практические действия а на более

высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как

личность. Самосознание предполагает выделение и отличие самого себя, своего я

от всего, что его окружает. Самосознание - это сознание человеком своих действий, чувств,
мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании

самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела,
движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими

людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. самосознание тесно

связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия -

размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей

внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразны - от

элементарного самосозерцания, до глубоких раздумий над смыслом жизни своего бытия, его

нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки
Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.

Важнейшим свойством сознания является идеальность. Идеальное – это такая динамическая,

подвижная модель объекта, в которой выражена его содержание и которая свободна от всех

его реальных социо-природных свойств. Черты идеального:

1. противоположность

материальному объекту, образ которого воплощен в идеальном (огонь-образ огня);

2. несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и

мыслительная деятельность (физико-химическая);

3. невоспринимаемость органами чувств

(отсутствие запаха, вкуса);

4,субъективноеть со стороны формы (зависит от

психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность со стороны

содержания (зависит от отражаемого материального объекта);

5. нетождественностьпсихическому. К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: правовые нормы, правила повседневной жизни. Идеальное - это которое представлено всегда лишь в сознательном состоянии каждого отдельного человека. Это специфическое отображение, свойственное только человеку. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии представлении или мышлении человека. Эта модели или образы таковы, что челове может включать их в свою деятельность. Он может их изменять, модифицировать. Он может сохдатьна их. основе материальные объекты.

15. Мышление и язык. Знаковая и сигнальная функция языка.

Абстрактное мышление может существовать только в языковой форме.

Язык - "непосредственная действительность жизни" (Маркс). Язык представляет собойсложную языковую систему, имеющую словарный запас и грамматический строй. Основной единицей языка является слово. Слово - это материальное явление, имеющее три формы: звуковую, как основную, произносимую (речедвигательную) и видимую. Слово связано со значением, основным компонентом которого выступает понятие. Духовная культура общества прежде всего мышление, представляет собой содержание, в то время как язык выступает в качестве формы, в которой это содержание

непосредственно существует. Язык - материальное средство возникновения и

существования мышления, духовной культуры вообще.В отличие от духовной культуры, которая развивается по своим собственным законам, зависящим от экономических, классовых, социальных устоев общества, язык остаётся более стабильным и не имеет классового характера. Язык является средством формирования, сохранения и передачи мысли. Понятие, отделяясь от наглядных представлений, теряет опору наглядности, образности и поэтому должно получить некоторую иную умственно фиксируемую опору. Такой

опорой, по оценке И.П. Павлова, становятся материальные явления, выступающие в

качестве абстрактных раздражителей, не имеющих конкретного сходства с вещами, т.е. знаки. Одной из важнейших функций языка является знаковая функция (функция обозначения).Мышление понятиями возникает на основе совместной трудовой деятельности людей как необходимое средство общения между ними. Поэтому оно должно было приобрести такую материальную форму, которая служила бы

средством обмена мыслями между людьми. Сигнальная (коммуникативная) функция является второй важнейшей функцией языка. Различают естественные (стихийные, возникающие в ходе формирования и развития человеческого общества) и искусственные, специально создаваемые для целей познания,

управления техникой ит.д. языки. Искусственные языки возникают и развиваются на основе естественных языков. В настоящее время на Земле насчитывается свыше 2500 языков. Язык - это средство бесконечного развития человеческой мысли, человеческой сущности вообще.

16. Категории причины и следствия. Детерминизм и индетерминизм.

Причина - то, что порождает другое, - следствие. Причина характеризуется двумя признаками: временньм - причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным - причина порождает следствие.

Механические воздействия являются причиной изменения механического состояния тел. Наследственная изменчивость и естественный отбор - основные причины биологической революции. Изменение в содержании и характере труда - причина изменения в производственных отношениях и идеологии сообщества.

Возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Существуют объективные и субъективные причины. Субъективные причины общественных событий связаны с человеческим сознанием - целями, стремлениями, намерениями, взглядами группы, классов, общества тодей.Объективные факторы - независящие от сознания как отдельных, так и групп людей, так и общества в целом. В конечном итоге субъективные причины отражают объективные условия, причины, законы природы и общества. То, что было причиной в одном случае, может быть следствием в другом. Категория причины в концентрированном виде выражает природу развития: возникновение высшего из низшего есть порождение высшего низшим. Философский детерминизм - это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому из того факта, что всё в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объяснения и предсказывания событий, имеющих как однозначно определённую, так и вероятностную природу.

Классической формой детерминизма в его механическом истолковании является детерминизм, созданный и развитый фр. учёным Лапласом и предполагавший однозначную причинную обусловленность одного события другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого предсказания. Т.е. если бы существовал ум, осведомлённый о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.

В противоположность механицизму диалектика определяет детерминизм как учение об

относительной, а не абсолютной необходимости. Подтверждением принципы

диалектического детерминизма служит реальный процесс развития общества, в котором

развитие всегда осуществляется на основе экономической необходимости, в конечном счёте прокладывающей себе путь через массу случайностей.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 563 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...