Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Природа как объект философского анализа



Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.

Понятие «природа» – одно из наиболее широких научных понятий. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, или как часть универсума. Природа всегда была объектом познания человека. Для естествознания природа – это объект, рамки которого определяются техно-биологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека. В философском плане природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество в данном случае рассматривается как обособившаяся часть природы, условие и, одновременно, продукт человеческой деятельности. Общество и природа функционируют по своим законам, а также через взаимосвязь. Природа вечна, вечны и ее законы, человек и человечество (в их конкретных формах и конкретных точках мироздания) конечны, законы их функционирования ограничены во времени. Природа существует вне, независимо от человека (имеется в виду первичная, непреобразованная природа), а человечество существует в природе и в существенной зависимости от нее. Общественная жизнь – сложное явление, и она не сводима только к социальному уровню. Нельзя забывать про телесную организацию и определенный способ существования человеческого индивида.

К природным основам общества относятся:

телесная организация человека (человек – биосоциосистема);

народонаселение (в процессе производства человек производит средства для удовлетворения своих потребностей и воспроизводит себя);

природные условия, т.е. географическая среда.

По существу, природа обладает генетическим приоритетом по отношению к обществу. Всесилие человека над природой – это иллюзии антропоцентризма. На разных этапах развития общества люди по-своему оценивали значение природных факторов, соответственно формировались различные ценностные отношения человека к природе.

Почитание, преклонение перед природой на начальном этапе человеческой истории порождает в античной философии рассмотрение природы как проявления совершенства, гармонии, средоточия логоса (закона, порядка), человек был полностью, безраздельно зависим от нее.

В средневековой философии произошло противопоставление природе (земному) некоего абсолютного духовного начала – Бога, который стоит как над природой, так и над человеком. Начинает формироваться представление об особенности, избранности человека и, следовательно, превосходства, господства его над природой.

Заложенная тенденция продолжает развиваться в эпоху Возрождения. Абсолютизация человека, его сущностной способности к творчеству порождает представление о нем как непосредственном соучастнике творения природы. В эту эпоху, особенно в Новое время, природа превращается в поле активной деятельности человека. Он стремится не только познать ее законы, ее сущность, но и покорить ее, установить над ней свое господство. В ХХ веке стремление людей утвердить свое господство над природой достигло планетарных масштабов. Вместе с этим, человек начинает осознавать ранимость природы, ее зависимость от его деятельности, а также свою зависимость от природы. Порождается с необходимостью отношения нового типа ценностной ориентации – ответственные, нравственные соизмеримые потребности общества с возможностями природы.

Природа и общество, их взаимосвязь

История взаимодействия природы и общества делится на четыре этапа:

1) этап пассивного потребления;

2) этап активного использования природных ресурсов;

3) этап преобразования;

4) этап глобальной реконструкции.

Основой изменения взаимодействия является развитие производительных сил, техники и самого человека через совершенствование познания.

Результатом производства является создание искусственной, преобразованной, вторичной природы. В отличие от естественной, она не только порождается человеком, но и функционирует в зависимости от него. Именно эту природу человек стремится сформировать по своему усмотрению, но, наталкиваясь на объективные законы, терпит фиаско, как результат – очередные экологические катастрофы.

Искусственная природная среда многофункциональна, и роль, которую она выполняет, довольно сложна. Ее можно рассмотреть как результат адаптации человека к естественной природе, как условия его выживания, утверждения своей особенности над миром животных, как реализация своей творческой сущности. С другой стороны, создание искусственной природной среды породило, а затем и углубило момент отчуждения человека от природы, позволило восторжествовать иллюзорному представлению о своем господстве над природой, утвердить принцип вседозволенности по отношению к ней. Парадокс заключается в том, что все попытки человека уйти от естественной природы, оградиться от нее искусственной, ни к чему не приводят, своими корнями человек принадлежит природе, он сам часть природы, без нее его нет, также как современная природа такова лишь потому, что частью ее является человек.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 5193 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...