Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнеиндийская философия: особенности и круг проблем



В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются триосновных этапа:

• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

• VI — И вв. до н. э. — эпический период;

• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды, как правило, включали в себя:

• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");

• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

• книги лесных отшельников ("араньяки");

Культура Древней Индии в целом и философия в частности возникла и развивалась в условиях кастовой организации общественной жизни, патриархальных традиций и власти деспотического государства. -брахманы – жрецы, носили белые одежды; -кшатрии – правители, военная знать – они сотворены из рук бога Брахмы и носили красные одежды; -вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы – из бедер Брахмы, носили одежду желтого цвета; -шудры – бесправное трудовое население – сотворены из ступней Брахмы и носили черный цвет; -кроме того, существовали неприкасаемые, не относившиеся ни к одной из варн. Возможность приобщения к ценностям культуры, духовному творчеству определялась кастовой принадлежностью. Кастовый строй объявлялся извечным и незыблемым порядком, освящался религией.

В древнеиндийской философии сложилось два основных направления: астика – течение, признающее священность Вед. К этому направлению относятся 6 философских школ: санкхья, веданта, ньяя, миманса, вайшешика, йога. Течение астики представлено идеалистическими и дуалистическими учениями; настика – оппозиционное направление, подвергающее сомнению авторитет Вед. Сюда относятся буддизм, джайнизм, чарвака-локаята. Миманса и веданта – ортодоксальные религиозно-идеалистические школы. Веданта («завершение Вед») – одна из основных философских школ Древней Индии. В основе этого учения – понятие Брахман – это духовная субстанция, которая является единственной реальностью: кроме нее, ничего нет. Цель человеческой жизни – установить контроль над чувствами, освободиться от привязанностей к миру и в процессе постоянного размышления познать истину. Особенностью мимансы является развитая теория познания. Познание мира, согласно этому учению, возможно лишь при наличии веры в бога и в бессмертие души. Санкхья – дуалистическое учение, признающее существование в мире двух первоначал: материального и духовного. Духовное начало не отождествляется с Богом. Материальное начало находится в постоянном изменении и развитии и является первопричиной всех вещей. Ньяя и вайшешика возникли как наивно-материалистические учения о бытии. В качестве оснований мироздания в вайшешике рассматривались земля, вода, воздух, свет. Ньяя сосредотачивает внимание на теории познания, утверждает, что в познании мира участвуют и органы чувств, и логическое мышление. Однако со временем в эти учения проникло религиозно-идеалистическое содержание и стала утверждаться идея двойственной причины мира – материальной и божественной. Йога (досл. «единение») В центре внимания йоги – человек и пути его духовного совершенствования. йогу можно отнести к дуалистическим учениям. Чарвака-локаята («чар» - четыре, «вак» - слово) – материалистическое учение, представляющее направление настики. В основе его – представление о том, что мир состоит из 4 первоэлементов: огня, воды, земли, воздуха.

Из множества неортодоксальных течений, возникших в 4 – 6 вв. до н.э., совершенно особая роль в культурной истории Индии принадлежит буддизму. Изначально буддизм не был вполне независимым от других религиозно-философских течений. Подобно другим настикам (еретикам), буддизты не признавали авторитета Вед и выступали против брахманской ортодоксальной традиции. Они первыми выдвинули идею свободной воли, неограниченных возможностей человека для изменения своей внутренней природы и «освобождения». Подобно брахманизму, буддизм признает карму и закон перерождения, не отрицает ведическую мифологию и соблюдение ритуалов. Однако буддизм не признает кастового превосходства жрецов-брахманов и считает касты наследственными профессиональными группами, а достоинства человека призывает измерять не по кастовой принадлежности, а по его нравственным заслугам. Интересно, что ранний буддизм допускал к учению и монашеству женщин, что категорически запрещалось в ортодоксальном брахманизме.

Ядром раннего буддизма считаются так называемые четыре благородные истины. В кратком изложении это постулаты о том, что 1) жизнь в мире полна страданий, даже то, что кажется удовольствием, на самом деле ест источник страдания; 2) жизнь есть причина этих страданий; 3) можно прекратить страдания; 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий. Цель прекращения страданий – нирвана, достижение истинного знания об иллюзорности мира и всех его ценностей, которыми привык дорожить человек (и поэтому страдает, т.к. сохранить в жизни ничего нельзя, а утраты причиняют боль).

Необходимым средством для достижения нирваны служит «восьмеричный путь», или постепенная трансформация психологии человека. Свое название этот метод самотренировки получил от «восьми ступеней совершенствования». Согласно учению Будды, перемена в сознании верующего является основой всех других перемен в его существовании. Поэтому «восьмеричный путь» начинается с изменений в сфере мышления.

1) Правильные взгляды (постижение четырех благородных истин);

2) Правильное стремление (желание достичь нирваны);

3) Правильная речь (воздержание от лжи);

4) Правильное поведение (ненанесение вреда другим существам);

5) Правильный образ жизни (добывание пропитания только честными способами);

6) Правильное усилие (контроль за состоянием психики, недопущение эгоистических помыслов и т.д.);

7) Правильное направление мысли (не нужно концентрировать внимание на собственной личности);

8) Правильное сосредоточение (достижение состояния полной отрешенности от мира и избавление от любых желаний).

Приверженцы буддизма уверяли, что прохождение через эти восемь стадий обеспечивает человеку полное душевное успокоение, которое уже ничем не нарушить. Одновременно оно означает, что тот, кто его достиг, никогда более не воплотится в мире и не будет подвержен его страданиям. Т.о. учение буддизма – не абстрактная схема, а практическое наставление, способное принести непосредственную пользу.

Незадолго до своей смерти в городе Вайшали Будда, по преданию, кратко изложил основы своего учения в виде пяти принципов, которые принимаются всеми направлениями буддизма без каких-либо оговорок. Это уже упомянутые четыре благородные истины и «восьмеричный путь», а также теория причинности, непостоянство элементов и «срединный путь».

Идея непостоянства элементов, или «теория зависимого происхождения» заключается в утверждении всеобщего закона относительности: каждая вещь возникает под действием другой вещи и сама предопределяет возникновение третьей. Нет ничего абсолютно постоянного, все изменяется и подчинено принципу «всеохватывающей причинности». Из этого делался и чрезвычайно важный вывод об отрицании индивидуальной души. Единство личности и личность как таковая отвергались в самой категоричной форме. Согласно буддизму, личность – лишь ряд сменяющих друг друга состояний, сантана (поток). (На мысль об иллюзорности личности навели буддистов наблюдения над психикой человека, которым уделялось большое внимание.) Смерть есть неизбежное прекращение сантаны, причем связи рвутся и целое окончательно распадается на элементы. Однако действия и интенсивные психические напряжения, вызванные прекратившейся сантаной, не исчезают вовсе, они сказываются на особенностях новых потоков-сантан, которые опять и опять возникают в непрерывном круговороте бытия. Память о прошлой жизни, не соединенная с истинным знанием, заставляет человека считать земную жизнь чем-то неизменным и тем самым верить в неуничтожаемость мира. Подлинная же истина, постигаемая в нирване, открывает, что перерождения и сопутствующие им факты внешнего существования – лишь результат внутренней активности человека, его неугасших желаний. Человек, таки образом, сам является причиной своих земных страданий, длящихся на протяжении всей цепи перерождений, внешний же мир – только проекция внутреннего состояния индивида, его страстей и затуманенного ложными мыслями ума.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 4763 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...