Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скандинавские страны. Финляндия



Хорошие традиции в изучении особенно материальной культуры (но также и духовной) сохраняются в скандинавских странах. Впереди идет Швеция. Так, в Стокгольме еще в 1872 г. был открыт «Северный музей» (Nordiska Museet) — сейчас один из богатейших в мире. В 1891 г. там же был создан этнографом Артуром Хацелиусом первый в Европе этнографический музей на открытом воздухе — знаменитый Скансен, послуживший впоследствии образцом для создания подобных же парков-музеев в разных европейских странах. Многие годы им, как и «Северным музеем», руководил крупнейший ученый Сигурд Эриксон (1888—1968).

В ряде университетов Скандинавии читаются этнографические курсы. С 1937 г. начал выходить журнал «Folk-liv», основанный и руководимый Эриксоном (в 1971 г. его сменил журнал «Ethno!ogia Scandinavica»). В 1951 —1955 гг. выходили сборники «Laos», где региональные проблемы скандинавской этнографии трактовались уже на фоне задач европейской и общей этнографической науки.

Эта тенденция к сближению родиноведческой этнографии с общими задачами и понятиями этнографической науки особенно знаменательна, и она связана, в первую очередь, с именем того же Эриксона.

Этот выдающийся шведский ученый работал всю жизнь в области отечественной этнографии, был лучшим знатоком материальной культуры Скандинавии (постройки, декор жилища, поселения), общинного и семейного быта. Но в своих печатных и устных выступлениях по программным и принципиальным вопросам этнографии Эриксон не отделял задач родиноведческих изучений от общих проблем этнографии. Он старался уложить явления и понятия скандинавской этнографии в рамки общеэтнологической терминологии; пользовался заимствованными из новейшей западной теоретической литературы категориями «социальная группа», «функция» и пр.; критиковал других этнографов за недостаток историзма в их исследованиях; настойчиво рекомендовал применять количественные методы в изучении народной жизни.

Эриксон не раз повторял, что изучение своего народа — «региональная этнология» — есть лишь часть единой «этнологической» науки. Главной задачей и конечной целью этнографической науки (этнологии, как он предпочитал ее называть) Эриксон считал изучение «народной жизни» (folk-liv), под которой он разумел все стороны жизнедеятельности человека, начиная от самых простейших и будничных действий. Одно время Эриксон, видимо, под временным влиянием американской этнопсихологической школы, понимал под «жизнью народа» жизнь отдельных индивидуумов; но в дальнейшем он преодолел эту односторонность и в позднейших своих работах подчеркивал, что «народная жизнь есть социальная жизнь».

Со своим широким пониманием задач этнографии (этнологии) как единой науки, изучающей все народы Земли, со своим пониманием «народа» и его «культуры» как вполне конкретных явлений (в отличие от весьма абстрактного толкования этих категорий многими другими учеными) Эриксон сделался вдохновителем прогрессивного направления в европейской этнографии и признанным главой этнографов-европеистов.

Он больше, чем кто-либо из этнографов европейских капиталистических стран, сделал для сближения двух разошедшихся отраслей этнографической науки. За такое сближение стоят ученики и последователи Эриксона: в Швеции — Оке Хюльткранц, Геста Берг, НильсАрвид Брингеус и др.; в Норвегии — Кнут Кольсруд, Хильмар Стигум и др.; в Дании — Аксель Стеенсберг, Хольгер Расмуссен и др.

Помимо изучения своего народа шведские и норвежские этнографы уделяют внимание изучению лопарей, живущих в северных районах Скандинавии; датские — эскимосам Гренландии.

В Дании недавно образовался центр общеевропейской организации по изучению земледельческих орудий; руководит этой работой Аксель Стеенсберг. В Норвегии особенно успешно ведется работа по изучению остатков крестьянской сельской общины.

Финские этнографы с большим успехом, базируясь на развитой сети местных музеев, изучают материальную и духовную культуру своего народа. Особо выделяются труды Кустаа Вилькуна. Серьезное впечатление производят серийные публикации на финском и западноевропейских языках: «Folklore Fellows Communications (FFC)», «Journal de la Societe Finno-Ougrieenne». Интересен «Финский этнографический атлас». В последние годы много сделано для изучения сельской общины и ее пережитков. Итоги подведены в содержательной книге Матти Сармела.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 327 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...