Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этнологии в Западной Европе во второй половине XX века



Особенности современного состояния этнографической науки в странах зарубежной Европы и в Северной Америке отмечены печатью крайнего разнообразия применяемых методов и поставленных проблем, весьма неодинаковым пониманием общих задач этнографии и ее места среди смежных научных дисциплин. В каждой стране своя традиция, и часто не одна.

С одной стороны, в странах Европы и Америки существует теоретический разнобой. С другой стороны, традиционно сохраняется различие в понимании задач этнографии (и пределов этой науки) между европейскими и американскими учеными. В зарубежной Европе до сих пор удерживается деление всей области этнографии (в нашем широком ее понимании) на две довольно резко разграниченные сферы и два направления интереса: родиноведческое изучение своего народа и сравнительное изучение чужих, главным образом внеевропейских народов. Эти две сферы изучения немцы называют соответственно Volkskunde и Volkerkunde, французы — traditions populaires и ethnologie, англичане — folklore u social anthropology. Такое деление почти неизвестно в Америке.

Эти два направления с самого начала зарождались независимо друг от друга, даже в разное время и из разных корней: изучение своего народа (Volkskunde) — в первые десятилетия XIX в. на почве подъема национально-освободительного движения в Европе и пробуждения интереса к родной старине и народным традициям, а изучение внеевропейских народов (Volkerkunde) —- около середины XIX в. и в несомненной связи с колониальной экспансией европейских государств.

В Северной Америке преобладаюшими течениями стали после преодоления этнопсихологизма, т. е. примерно с 1950-х годов, во-первых, так называемый культурный релятивизм, во-вторых, возрожденный эволюционизм в разных его оттенках. Наряду с этим заметно стихийное тяготение к историзму.

Главная идея культурного релятивизма, иногда на-1 зываемого «теорией ценностей» — это признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами.

Идея культурного релятивизма не совсем нова. Ее очень ясно и отчетливо выразил еще Франц Боас. Можно считать, что от него и ведет свое начало «теория ценностей» в американской этнографической науке. Понятие «ценности» в последние десятилетия стало вообще довольно часто употребляться в этнографической литературе. На Нью-Йоркской конференции этнографов 1952 г. завязалась целая дискуссия о том, что такое собственно «ценности» в культуре. Главным и самым крупным представителем «культурного релятивизма был





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 724 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...