Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Русская Православная церковь имеет многовековую историю



Русская Православная церковь имеет многовековую историю. Каждый ее период был особым не только в жизни священнослужителей и прихожан, но и всей страны. История России – это и история Русской Православной Церкви, которая вдохновляет свой народ на самые различные достижения, защиту родной земли от иностранных захватчиков.

Особый значение имел и советский период в истории Русской Православной Церкви. Весь ХХ век – это тяжелейшие испытания для нашего народа, вместе с народом шла и Церковь.

1943 год стал не только переломным в Великой Отечественной войне: это и начало новой политики СССР в отношении Церкви. Изучая период 1943-2000 гг. в истории Русской Православной Церкви, особенно 1990-е годы мы можем проследить как за этот короткий исторический срок неоднократно проходили резкие перемены, как во внутрицерковной жизни, так и взаимоотношении Церкви и общества.

На материалах проведенного исследования можно сделать следующие научно исследовательские выводы:

1. Церковно-государственные отношения в России в 1943-2000 годах отличались большой неровностью. Вплоть до конца 1980-х годов государство проводило по отношению к Церкви репрессивную политику, которая то шла на спад, то усиливалась. Однако в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. был широко задействован патриотический ресурс Русской Православной Церкви. С первых дней войны церковное руководство занимало ярко выраженную патриотическую позицию, что нашло свое практическое выражение в посланиях иерархов, проповедях священнослужителей, многие из которых служили в рядах действующей армии или поддерживали партизанское движение, организовывали сбор средств среди верующих на нужды обороны.

2. Признавая значение Церкви в деле победы, Советское правительство смягчило те антицерковные репрессии, которые продолжались с момента создания Советского государства до начала войны. Из лагерей были выпущены многие священнослужители, репрессированные за религиозные убеждения, открывались храмы, появлялись епархии. Был проведен Архиерейский Собор, избран Патриарх и Священный Синод. При этом, утвержденное Министерством юстиции «положение об управлении Русской Православной Церкви» 1945 года, утверждавшее иерархический принцип управления Церковью, вступило в противоречие с другим Советским религиозным законодательством.

Уже вскоре, к 1948 году, Советское государство, не нуждающееся уже более в такой степени в поддержке Церкви, ужесточило государственно-церковные отношения. А с 1954 по 1958 год – новая оттепель.

А за нею начались хрущевские гонения на Церковь. Н.С. Хрущев – идеалист, веривший в близость коммунистического общества, объявил Русской Православной Церкви войну, направленную на тотальное её уничтожение. При этом ему не чужды были идеи использования пока еще не уничтоженной Церкви для достижения сиюминутных прагматических целей, связанных с международной политикой. Однако его правление не оказалось продолжительным. Вместе с ним прекратились и массированные антицерковные репрессии.

3. 1964-1988 гг. – стали своего рода «эпохой застоя» в государственно-церковных отношениях в СССР. Давление государства на Церковь продолжалось, но не носило ярко выраженного репрессивного характера. Церковно-государственные отношения в указанное время были таковыми, что говорить о свободе вероисповедания и даже свободе «отправления культа, которую гарантировала Конституция было невозможно. Прессинг государства был особым: контролировались буквально все стороны церковной жизни. Облисполкомы, райисполкомы, Совет по делам религий с его уполномоченными на местах, КГБ – вот далеко не полный перечень тех государственных органов, которые задействовались для установления тотального контроля над Церковью.

В начале 80-х годов ХХ века были заложены основы для изменения отношений государства к Церкви в России. Это переходное время, время выжидания со стороны Церкви, каковы же будут дальнейшие последствия новой государственной политики, названной «перестройкой».

4. В начале 90-х годов с образованием Российской Федерации, начинается абсолютно новая модель государственно-церковных отношений. Активно возрождалась церковная инфраструктура, Церковь получает благоприятное государственное законодательство. Однако децентрализация власти во второй половине 1990-х годов, привела к тому что каждый глава субъекта Федерации и даже муниципального образования имел возможность творить произвол, строя государственно-церковные отношения, исходя из своих симпатий и антипатий, или даже капризов. Делались многочисленные попытки вовлечь Церковь в политические процессы, особо опасные во время событий 1991 и 1993 годов, и всегда неприятные и во время федеральных, региональных или муниципальных выборов. Церковь была вынуждена запретить священнослужителям принимать участие в качестве кандидатов в выборах в различные органы государственной власти и местного самоуправления.

Большой проблемой стала также необходимость возрождения церковной инфраструктуры в условиях отсутствия у Церкви централизованного финансирования, в том числе и социальных программ. В условиях резкого расслоения общества на сверхбогатых и бедных, в условиях фактического запрета на финансирование Церкви из центрального или местного бюджета. И все же Русская Православная церковь стала восстанавливать тысячи поруганных монастырей и храмов, большинство из которых – признанные государством памятники архитектуры, истории и культуры. Церковь возрождала духовное образование, налаживала социальную и благотворительную деятельность. Активное возрождение церковной инфраструктуры в этих условиях в 1990-е годы было своеобразным чудом, особенно если учитывать, что в это же время в стране рушились гигантские предприятия, имевшие огромные оборотные средства.

5. Внутрицерковная жизнь в 1943-2000 годах также имела свои характерные особенности. 1943 год положил начало воссозданию административной централизованной структуры Русской Православной Церкви, до того полностью разрушенной атеистическим режимом. В 1943 году прошел Архиерейский, а в 1945 году Поместный Соборы.

Советское правительство легализовало Русскую Православную Церковь и дало ей определение права, но на условиях жесткого идеологического и административного контроля. Избранный в 1943 году Архиерейским Собором Патриарх Сергий находился во главе Русской Церкви с 1925 года, сначала как Патриарший Местоблюститель и наконец как Патриарх. На его долю, как Первоиерарха, выпали самые тяжелые годы церковной жизни, обвинения и непонимание со стороны многих архиереев, священников и мирян. Подписанная им в 1927 году «Декларация», говорившая о лояльности Московского Патриархата Советской власти до сих пор является одним из самых противоречивых документов церковной истории ХХ века. Личность Патриарха Сергия и его значение для Русской Православной Церкви нельзя недооценивать.

6. Сменивший его Патриарх Алексий I управлял Церковью четверть века. За это время изменилось многое. Вынашивались планы о проведении в Москве Вселенского Собора. Советским правительством выделялись средства на поддержку Восточных Патриархов, с целью сделать их постепенно зависимыми от Москвы. Однако всем этим планом не было суждено сбыться.

Увидев, что Церковь неспособна выполнить его авантюрные и нереальные международные планы,

Но уже в это время Советское правительство начинает новый виток антицерковных акций. И уже в начале 50-х надежды на Церковное возрождение гаснут.

Особенно больно ударила по Церкви реформа приходского управления, тем более тяжелая, что проводилась она в жизнь Священным Синодом и Архиерейским Собором 1961 года. В результате этой реформы священники в 1945 году ставшие фактическими руководителями приходов, полностью отстранялись от хозяйственной деятельности, руководство которой переходило в руки, так называемых, «исполнительных органов» приходов, состоявших зачастую из людей неверующих. Епископ и настоятель практически не имели в приходах никакой власти.

Непростые процессы происходили в это время и в среде прихожан. Дух времени способствовал появлению обилия разных кляуз и доносов, разделения «верующих» на группировки, одна часть из которых поддерживала священников, а другая – исполнительные органы, но по сути зачастую деятельность тех и других групп была в основном вредной для церковной жизни.

В 1971 году новым Патриархом был избран митрополит Пимен. Ему суждено было дожить до благоприятных перемен в государственно-церковных отношениях, но основное время его правления было весьма тяжелым. Советские органы контролировали все проявления церковной жизни, влияли на кадровую политику Церкви.

7. Возрождение Церкви началось с избрания в 1990 году Патриархом Алексия II. На фоне массового открытия монастырей и приходов, строительства новых храмов изменились формы внутрицерковной жизни. Были открыты церковные социальные, образовательные и просветительские учреждений. Изменился контингент прихожан – кроме малограмотных женщин пенсионного возраста в Церковь пришли интеллигенция, молодежь, люди средних лет, много детей. Изменился состав духовенства, повышается образовательный ценз священнослужителей.

Однако появились и новые проблемы. Расслоение в обществе на богатых и бедных привело и в Церкви к появлению богатых и, в прямом смысле слова, нищих священников. Немало тех, кто пришел служить в Церковь в поиске материальных благ, не соответствуя избранному служению. И все же эти проблемы преодолеваются Святейшим Патриархом Алексием II и епархиальными архиереями.

8. Глобальным событием стал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года, прославивший сонм Новомучеников и исповедников Российских, принявший целый ряд важнейших документов из которых особо следует выделить «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В документе дается отношение Церкви к государству, обществу, вопросам морали и нравственности, социальным вопросам, к нарастающей глобализации в мире, к политике, к либеральным и традиционным ценностям. Говорится о свободе Церкви говорить о правде, о справедливости, о личном и общественном добре.

9. Духовное образование стало мощным стимулом для развития Церкви. Однако советские контролирующие органы всячески препятствовали дальнейшему развитию духовного образования. Запрещалось принимать в семинарии лиц с высшим светским образованием, преподавать такие науки, как логика, психология и философия, необходимые для лучшего усвоения богословия. Советом по делам религий предпринимались усилия для того, чтобы преподавание в семинариях и академиях велось с позиций исторического и диалектического материализма; таким образом их выпускники, по мнению госаппарата, сами пришли бы к пониманию своей «ненужности».

Но даже 1990-е годы, ставшие временем открытия большого количества духовных учебных заведений, принесли свои проблемы. Часто новые училища и семинарии носили «факультативный» характер, т.е. не было ни одного освобожденного человека, который занимался бы только учебным заведением. Нехватка преподавателей, проблемы недоукомплектованности библиотек, отсутствие учебных пособий, зданий, необходимого статуса – вот далеко не полный перечень того, с чем пришлось столкнуться возрождающейся системе Российского духовного образования. Кроме того децентрализация, так как финансирование новых семинарий и училищ шло не из Учебного Комитета, а непосредственно из епархий; имелись примеры и нахождения учебных заведений на самовыживании, при полном отсутствии централизованного финансирования. Лишь к 2000 году, через Патриарха и Священный Синод, через инспекционные проверки Учебному Комитету удалось решить вопрос централизации Российского духовного образования, поставить вопрос об обязательном лицензировании духовных академий, семинарий и училищ и последующей их аккредитации.

На сегодняшний день система духовного образования в России заметно выросла качественно, во многом благодаря бескорыстным труженикам, не пожалевшим сил для ее становления.

10. Общественно-церковные отношения в России в 1943-2000 годах также подверглись большим изменениям. В годы Великой Отечественной войны, когда общество находилось в исключительно тяжелых условиях и нуждалось в моральной поддержке, авторитет Церкви был высоким. Однако в более благополучное время в конце 50-х – начале 60-х общество достаточно равнодушно отнеслось к тем гонениям, которые воздвиг на Церковь и верующих Н.С. Хрущев. Лишь единицы из интеллигенции возвышали тогда свой голос протеста. Общественное сопротивление в России атеистической политике пришлось на вторую половину 60-х – восьмидесятые годы. Однако религиозные диссиденты не были поддержаны Церковью. Они выдвигали в целом здравые требования, которые, однако, невозможно было реализовать в тех конкретных исторических условиях. Тем самым пришли в напряжение и без того тяжелые отношения Церкви с советским государством.

После празднования 1000-летия Крещения Руси начался ажиотаж, усилившийся крушением коммунистической идеологии. Общество пыталось найти в Церкви новую объединяющую силу. Но для Церкви, измученной семидесятилетними гонениями, это была слишком тяжелая задача. И постепенно общественный интерес к церковным вопросом ослабел.

В 1990-е годы изменились разные формы церковно-общественных отношений – от резкой критики церковной иерархии вчерашними комсомольцами, ставшими вдруг в одночасье ревнителями православия, до взаимополезного сотрудничества с нравственно-здоровым общественными силами на нелегком поприще возрождения России.

История Русской Православной Церкви в 1943-2000 гг. – это особое время. История проливает свет на многие стороны внутрицерковной жизни, церковно-государственных и церковно-общественных отношений.

Определилась динамика развития церкви, в которой определяющую роль играют не только высшие церковные иерархи, но и священнослужители на местах, все верующие православные христиане в России и за её пределами.

Во многом определился в последние годы и контакт с Русской Православной Зарубежной Церковью. Переговорный процесс во многом помогает преодолеть то болезненное непонимание, которым был характерен ХХ век после 1920 года. Об этом свидетельствуют встречи церковных иерархов России и Зарубежья, и достигнутые договоренности.

История Русской Православной Церкви последних десятилетий – это очередная ступень в её развитии, в духовном просвещении и воспитании российского народа. Несомненно деятельность Церкви во многом способствует преодолению болезненных, процессов имеющих место в сегодняшних Российских государстве и обществе, развитию страны.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 299 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...