Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Психические качества восточной (альпийской) расы



Испанский ученый, изучавший восточную расу, которая живет в Испании довольно компактно в горах северо-западного побережья, отмечает ее замкнутость и угрюмую неприветливость по отношению к чужим. Швейцарцы восточной расы, по отзыву Рипли, равнодушны и терпеливы. Во всех странах восточный человек проявляет терпеливое прилежание и очень привязан к своей семье и своему месту жительства. Это удобный сосед и спокойный подданный. «Это оседлый тип, который редко мигрирует, разве что из-за допущенной по отношению к нему большой несправедливости. Там, где он поселился, он держится за свое наследственное владение, несмотря на все неудачи. Если он переселяется в город, то обычно возвращается на родину, чтобы провести там в покое свои последние дни» (Рипли). Некоторые считают это возвращение на родину восточных людей причиной того, что в городах Бадена население более длинноголовое. Такое возвращение на родину типично для Франции: счастье французского рантье — воплощение желаний восточного человека.

Маклин в «Anthropological Review IV», 1866, описывает свои впечатления от восточной расы в местах, где она, вероятно, имеет западную примесь. Короткоголовых, широколицых и низкорослых жителей Западной Ирландии и Гебридских островов он называет «типом Санчо Пансы»; они «эмоциональны, в возбужденном состоянии вспыльчивы, лукавы, жадны до денег, бережливы, хотя живут в бедности. Трудолюбивы, когда точно знают, что дело принесет им доход, в противном случае апатичны и ленивы».

Сопоставим эту характеристику с той, которую дает Лапуж: «Брахикефал — человек трезвый, работящий, бережливый, осторожный. Нельзя отказать ему в мужестве, но воинственных наклонностей он не проявляет. Он любит земледелие и привязан к своему клочку земли. Он человек не без способностей, но редко по-настоящему одаренный. Он ставит перед собой очень ограниченные цели и терпеливо работает над их осуществлением. Он очень недоверчив, но его легко увлечь словами, смысла которых он не понимает. Это человек традиции, т. н. здравый ум. Прогресс ему не нужен, он хочет быть, как все, обожает единообразие. По религии он католик, от государства он ждет только подачек и его единственное желание — сравнять все выдающееся, потребности выдвинуться самому у него нет. Он очень хорошо понимает свою краткосрочную выгоду, а также выгоду для своей семьи и своего окружения, но масштабами всей страны он не мыслит».

В областях Норвегии с сильной восточной примесью Арбо нашел людей «более низкой культуры, менее чистоплотных, мрачных и менее гостеприимных. Женщины надрываются, занимаясь всем, а их мужья бездельничают... Здесь нет аристократизма, царит демократическое единообразие, все равны».

Главные качества восточных людей — созерцательность, стяжательство и бездушие. Благородство — не та ценность, к которой стремится восточная душа. Ее ценность — спокойная и уютная обывательская жизнь. Золя в своих «Ругон-Макарах» называет родоначальника, садовника Ругона «тяжеловесным и невозмутимым». Это французские эпитеты для людей восточной расы. Восточному человеку не свойственны великодушие и душевные порывы, это мещанин, думающий только о себе, своей семье, деньгах и созерцательном покое, мещанин не по принадлежности к определенному сословию, а по своей сути.

Бездушие, эгоизм и работоспособность, мелочность, а также деловая семейная сплоченность людей восточной расы, их способность существовать в любых условиях, их осторожность, упорство, ум, оперирующий привычными категориями, их мещанство — вот черты, благодаря которым восточный человек часто больше процветает в буржуазной, особенно мелкобуржуазной жизни городов, чем люди других рас. У них не бывает столько планов, как у нордических людей, и такой экзальтации, как у динарцев. Реже, чем люди других европейских рас, восточные люди пребывают в хорошем настроении. «Они не понимают шуток. Они думают, что над ними издеваются» (Арбо). Англичане, американцы, шведы и датчане сами смеются над карикатурами на них, чехи, поляки, литовцы, эстонцы и югославы чувствуют себя оскорбленными. Восточный человек гораздо тесней, чем люди других европейских рас, связан с ближайшими предметами и целями, даль его не влечет. Он лучше понимает привычную, повседневную жизнь. Если брать область живописи, то очень много от восточной сути в картинах Ганса Тома2.

Восточный человек в сельских условиях любит свой клочок земли, в городских — тепло своего тесного, замкнутого мирка. Он всегда старается сочетать приятное с полезным. Работает он равномерно, качество его труда среднее. «Брахикефалы далеки от чисто научных устремлений, которым долихокефалы, движимые жаждой знаний, отдаются всем своим существом; но брахикефалы не упускают из вида практическую выгоду от новых изобретений, и часто бескорыстные долихокефалы становятся экономически зависимыми от брахикефалов» (Аммон. Естественный отбор у человека. 1893). Но «практичность» восточного человека всегда мелочна.

Восточный человек образует вместе со своей семьей замкнутую, самодостаточную группу. Одиночество нордического человека ему чуждо, он тесно связан со своей семьей и людьми того же типа. С ними он в приятных отношениях и постороннему человеку кажется «душевным». Сборища завсегдатаев в немецких пивных это сугубо восточное явление. В состоянии опьянения динарский человек бурно радуется жизни, нордический — груб и неукротим, а восточный — «само дружелюбие, доходящее до назойливой ласковости» (Арбо). В семьях восточных людей не бывает бурных ссор. Ни у кого семейное чувство не бывает столь сильным и теплым, как у восточной расы, но уже деревня — слишком много для его кругозора, не говоря об округе и тем более стране. Он не испытывает потребности в расширении связей. Хотя он ярко выраженный коллективист, его коллектив это узкий круг, в котором царят уют и тепло.

Поэтому в религиозной жизни он склонен к образованию небольших групп для культивирования особых форм религиозности. Государственная церковь кажется ему недостаточно благочестивой, он образует вместе с себе подобными нечто вроде секты, религиозная жизнь которой отличается спокойствием и теплотой, мечтательностью и задумчивостью, но часто также тупым самодовольством. Это явление наблюдается в юго-западной Норвегии, где сильна восточная примесь, а также в ряде протестантских местностей в южной Германии (в католицизме сектантство не поощряется).

Восточный человек не имеет воинственных наклонностей и неохотно идет в солдаты. Но при надлежащем командовании восточные люди столь же хороши в обороне, как нордические и динарские — в наступлении.

Не совсем верно называть восточных людей консерваторами в политическом смысле. Они в любой стране примыкают к той партии, идеи которой наиболее широко распространены и наиболее привычны. У крайних партий меньше всего восточных избирателей. В настоящее время духу восточной расы ближе всего либералы и социал-демократы. Но восточная раса — всегда ведомая раса.

Восточную расу трудно привести в движение, но, единожды сдвинутая, она может оказать сильное давление. Восточные люди склонны к массовости и уравниловке, их духу соответствует идея равенства. «Их склонность к демократическому учению о равенстве основана на том, что они сами ни в коем случае не хотят подниматься выше среднего уровня и испытывают к великому, которое они не могут понять, неприязнь если не ненависть» (Аммон). Похоже, идея равенства всех людей свойственна, прежде всего, широколицым и короткоголовым азиатам, от которых, может быть, произошли восточная и восточно-балтийская расы. Во всяком случае, для обеих этих рас характерно то чувство, которое Ницше называл «ressentiment» (злобная зависть), а Л. Ф. Клаусе — ненавистью к высшему. Восточная раса, как правило, отвергает необычное ради среднего. О сравнительно небольшом числе людей восточного и восточно-балтийского типа среди выдающихся людей Европы свидетельствует и исследование форм носа великих людей, которое провел Вудс («Journal of Heredity», том 12, 1921). По его словам, «лишь очень редко мы встречаем великого человека с маленьким или коротким носом».

Многим восточным людям присуща, обычно подсознательная, неприязнь, часто даже злобная зависть по отношению к людям других рас, которые нарушают их спокойную жизнь. Отсюда бросающаяся в глаза угрюмость восточных людей при общении с людьми других рас, их подозрительность и лукавство. Восточные люди неоткровенны, упрямы, коварны, ворчливы. Они не любят чужое, новое и необычное.

Но даже в борьбе за любезное ее сердцу «равенство всех людей» восточная раса нуждается в вождях, обычно принадлежащих к другой расе. Французскую революцию можно считать массовым явлением восточного и западного типа, но среди ее вождей преобладали нордические люди. Можно считать большевизм восточно-балтийским, восточным и центально-азиатским движением, но среди ее вождей до сих пор преобладали евреи, преимущественно переднеазиатской расы. Все движения восточной расы вынуждены искать вождей иной крови.

Восточный человек обычно миролюбив, он избегает ссор. Он никогда не бывает столь упрям и принципиален, как нордический человек, он ищет сходства, а не различия, ищет пути к примирению. В присутствии нордического человека он чувствует себя неуютно. Он более «практичен» и действует целенаправленно, обдуманно и осторожно даже в том возрасте, когда нордический человек еще делает глупости по молодости.

Любовь западного человека — страстная, нордического — глубокая, часто выражающая его мировоззрение, любовь восточного человека — суховатая или приторная (на чужой взгляд). Браки между восточными мужчинами и женщинами весьма прочны, брак мужчины иной расы с восточной женщиной часто превращается для него в муку, мужчина становится все более молчаливым и равнодушным; брак восточного мужчины с женщиной иной расы делает ее озлобленной или, при слабой натуре, — страдалицей.

Любимые цвета восточной расы — фиолетовый и коричневый.

Даже ребенком восточный человек выглядит более взрослым, чем нордический ребенок, но он никогда и не остается так долго молодым, как нордический человек. Он рано становится опытным, проявляет знание людей, раньше намечает себе определенные цели. Восточные дети — прилежные ученики, восточные женщины находят побочный заработок и помогают своим мужьям больше, чем женщины других европейских рас.

В целом образ восточной расы получается не очень привлекательным, хотя без ее участия индустриализация Центральной Европы была бы немыслимой. Но сравнение производится с точки зрения других рас. Если бы существовала особая восточная цивилизация (а то что ее нет, весьма показательно), оценка была бы совсем иной.

^ ^ ^





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 465 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...