Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Восточное Средиземноморье в древности: Палестина, Финикия, Сирия



Ранние государственные образования в III—II тысячелетиях до н. э. Развитие ремесел и сложение городов-государств. Эбла, Библ и Алалах.С конца IV тысячелетия до н. э. становится особенно заметен прогресс различных ремесленных производств в земледельческих общинах Восточного Средиземноморья. Постепенно, сначала на севере, а потом на юге, вводится гончарный круг и специальные горны для обжига керамики. Наряду с медью используются золото, серебро, а с конца III тысячелетия до н. э.— частично и бронза. Металл идет не только на изготовление орудий и оружия, но также на выделку сосудов и литье небольших статуэток. Определенные изменения происходят и в земледелии, где возделываются не только зерновые культуры, но также оливковое дерево и виноград. В III тысячелетии до н. э. кое-где появляется террасное земледелие: поля располагаются по склонам гор террасами, поддерживаемыми каменными стенками. Возможно, стала употребляться и соха. Развивается сухопутная торговля с Месопотамией и морская — с Египтом, шедшая главным образом через Библ.

Прогресс земледелия и ремесел, развитие торговли привели к появлению в III тысячелетии до н. э. поселений городского типа. Одним из таких городских центров становится Библ — благоустроенное поселение, обнесенное каменной стеной, с улицами, вымощенными булыжником, достаточно широкими для проезда повозок. В Библе появляются монументальные постройки — храмы на каменном фундаменте. В храме местной богини найдены вазы с египетскими надписями. Как и для других городов Финикийского побережья, для Библа характерно значительное развитие торговли с Египтом. Библ снабжал египтян кедровым лесом и смолой, использовавшейся для мумификации. Видимо, вывозились также вино и оливковое масло. Глиняная тара от этих товаров обнаружена при раскопках некоторых египетских памятников, Из Египта в Библ привозились изделия художественного ремесла — бусы, алебастровые и диоритовые сосуды, драгоценные ларцы, декоративное оружие из золота и серебра.

В прибрежных городах интенсивно шла социальная дифференциация и складывались классы. Например, крупные жилые строения (так называемые дома купцов) по размерам и богатству отделки явно принадлежали городской верхушке. Началом II тысячелетия до н. э. датируются богатые гробницы, скорее всего правителей города. Можно предположить, что к этому времени здесь уже сложилось политическое образование — гор од-государство, подобный ранним государствам Южной Месопотамии. Египетское влияние в Библе все время было очень велико. В XX— начале XVIII в. до н. э. Библ даже формально включался в состав Египетской державы, и его правители считались египетскими наместниками. Постепенно на побережье выдвигаются и другие финикийские города — Угарит, Си-дон и Тир.

Аналогичные процессы формирования городских центров, превращающихся в города-государства, и сложения классового общества происходят и в глубине страны. Таков, например, городок Алалах в Северной Сирии. Его центром уже в конце IV— первой трети III тысячелетия до н. э. был храм, располагавшийся на высокой платформе. В XXVIII—XXIV вв. до н. э. рядом с храмом появляется дворец с парадной колоннадой, постепенно заметно увеличивающийся в размерах, что свидетельствует о возрастании могущества ала-лахского царька. Появляются печати с клинописными надписями, а в XVIII в. до н. э. — клинописные глиняные таблички из царского архива.

Важные данные о развитии в материковой Сирии местных городов-государств уже во второй половине III тысячелетия до н. э. дали раскопки древнего города Эбла. Поселение здесь возникло уже в конце IV тысячелетия до н. э. и к середине Ш тысячелетия до н. э. оно превращается в крупный городской центр, занимающий площадь в 56 га с населением ориентировочно оцениваемым в 20—30 тыс. человек. Расположенная в стороне от крупных водных источников Эбла была обязана своим подъемом в большей мере развитию ремесленной и торговой деятельности, чем поливному земледелию. Уже в XXIV— XXIII вв. до н. э. в городе появляются монументальные строения, которые можно именовать дворцовыми комплексами. В них сосредоточиваются архивы, хранятся запасы сырья, ценных привозных изделий. Здесь имеются египетские алебастровые сосуды с именами фараонов, найдено около 32 кг лазурита. С юго-востока поступали различные ткани, в широких масштабах велась обработка шерсти, получаемой в местных скотоводческих хозяйствах. Торговый обмен совершался в больших масштабах, причем значительную роль в нем играли и чужеземные купцы. Вскоре Эбла попала в србиту притязаний аккадских правителей, начавших осуществлять широкую завоевательную программу. Она упоминается уже в числе городов, будто бы подчиненных Сар-гоном. Около 2225 г. до н. э. один из преемников Саргона Нарам-Суэн захватывает Эблу и причиненные разрушения заметно сказались на развитии города. Однако к 2000 г. до н. э. наблюдается новый подъем, городская территория окружается мощной глинобитной стеной двадцатиметровой высоты и шириной до 40 м в основании. Заново отстраивается дворец, поблизости от которого располагаются царские гробницы, содержащие богатые приношения (в том числе привозные египетские вещи и художественные изделия из слоновой кости).

В социальном плане Эбла представляла собой типичный город-государство с развитой административной системой управления. Во главе государства стоял царь, возможно, осуществлявший также некоторые сакральные обязанности. При нем имелись советники, ведавшие различными отраслями хозяйства, все сведения о деятельности которых сосредоточивались в специальных архивах. Так, в одном архиве хранились документы, содержащие перечни полей, учетные данные о продуктах земледелия и поставках скота. В другом архиве сосредоточивались данные о распределении пищевых продуктов и тканей согласно определенным рационам — в этом отношении государственное земледельческое хозяйство напоминало традиции Древнего Шумера, Имеются в документах различные термины для обозначения подневольных работников, трудившихся в таких хозяйствах, среди них упоминаются и собственно рабы. Вероятно, нередко это были военнопленные. Во всяком случае среди найденных изображений имеется фигура пленника с завязанными за спиной руками — образ, типичный для искусства городов-государств, непрерывно ведших захватнические войны.

Весьма интересна Эбла и в культурном плане. Развиваясь на основе местных традиций, восходящих еще к поре ранних земледельцев, культура Эблы в период развития государства и классового общества широко испоьзовала уже готовые нормы и эталоны шумерской цивилизации. Имелись даже специальные шумеро-эблаитские словари для облегчения понимания текстов, почти на 90% состоящих из шумерских идеограмм. Отчетливо проступают связи с Месопотамией в архитектуре и в мозаичных фризах, украшавших стены дворцов.

Небольшие городки Палестины в III тысячелетии до н. э. обносятся стенами, укрепленными овальными или прямоугольными башнями (Мегиддо, Иерусалим, Лахиш и др.). Крепостные стены, так же как и значительное количество оружия, находимого при раскопках, свидетельствуют о напряженной обстановке в стране, куда уже начинают совершать первые походы египетские фараоны. В городках наряду со святилищами появляются резиденции местных правителей. В конце III — первой половине II тысячелетия до н. э. эти процессы получают дальнейшее развитие. Крупнейший центр в долине Иордана — Хацор занимает в это время площадь в 50 га. Дворцы увеличиваются в размерах, появляются монументальные храмы. Разница в инвентаре погребений и в типах домов указывает на социальное неравенство, устанавливающееся Е обществе. Правда, с точки зрения высокоразвитого египетского общества палестинские центры выглядели бедными и отсталыми. В этом отношении весьма показателен рассказ о бегстве в XX в. до н. э. в страну Ретену (район Палестины) египетского вельможи Синухе-та, который отмечает большое значение в ее жизни архаических обрядов и обычаев. Население Восточного Средиземноморья III тысячелетия до н. э. было довольно пестрым по своему составу. В северной части местами проживали хурри-ты, а во II тысячелетии до н. э. сюда проникают и хетты. Однако основное население, по крайней мере с IV тысячелетия до н. э., говорило на языках семитской ветви. Исследователи различают несколько древнесе-митских языков, бытовавших в Восточном Средиземноморье в III—II тысячелетиях до н. э., в частности эблаитский, древнеханаанейский, угаритский и аморейский. Ханаанейские правители за отсутствием своей собственной письменности использовали для делопроизводства древнеегипетское и аккадское письмо, в чем своеобразно отразилось срединное положение Восточного Средиземноморья между двумя центрами древневосточных цивилизаций Передней Азии. Угаритское письмо по форме знаков явно восходит к аккадскому. Аморейский язык — это язык скотоводческих племен сирийской степи, широко распространившихся в конце III — начале II тысячелетия до н. э. в Восточном Средиземноморье и частично в Месопотамии.

Государство Ямхад и гиксосское объединение. В XVIII в. до н. э. одна из племенных групп амореев, проникших в Северную Сирию, сделала попытку создать крупное государство, объединяющее целый ряд городов и областей. Это политическое образование получило название Ямхад. Первоначально оно носило характер союза племен. Его основоположник не имел даже постоянной резиденции, однако переписывался с царем Мари как равный с равным. Он правил обширной территорией от Кар-кемиша на севере до Катны (в верховьях Оронта) на юге. Его преемник, современник и союзник вавилонского царя Хаммурапи и царя Мари Зимрилима, принял уже царский титул и сделал своей столицей Халпу (совр. Алеппо). Ямхад вел обширную торговлю с Мари, снабжая это государство сельскохозяйственной продукцией (хлебом, оливковым маслом, виноградным вином и медом), а также тканями и получая взамен олово. В XVII в. до н. э. Ямхад ослабевает и утрачивает свою независимость.

Южнее Ямхада образуется на рубеже XVIII—XVII вв. до н. э. могущественный гиксосский союз, состоявший из целого ряда государств-городов. Мощная армия, ударной силой которой являлись конные колесницы, позволила гиксосам распространить свою власть на Египет. Их цари, обосновавшиеся в Дельте Нила, держали в своих руках также Палестину и Южную Сирию. В состав гиксосского объединения входили такие города, как Кадеш, Мегиддо и некоторые другие. Гиксосское объединение носило пестрый этнический характер. В нем преобладали запади ос еми теки е племена, но к ним присоединились хурриты, а также хетты.

Хеттско-египетское противоборство и города-государства Восточного Средиземноморья во второй половине II тысячелетия до н. э. После изгнания из Египта гиксосы отступили в Палестину и Сирию и держались там почти столетие. В начале XV в. до н. э. их федерация во главе с городом Кадешем была окончательно разгромлена Тутмосом III, и во всем Восточном Средиземноморье установилось египетское господство. Вскоре, однако, часть Сирии Египет уступил государству Митанни, а позднее, при Эхнатоне и его преемниках, Египет утратил контроль над Сирией и Палестиной.

Египетский архив из Телль-Амарны рисует яркую картину раздробленности Восточного Средиземноморья в XV—XIV вв. до н. э., бесконечных раздоров и междоусобиц.

Так, царь Иерусалима жалуется на соседних царьков и на орды хапиру (изгоев, удалившихся в степь и образовавших отряды вольницы). На Финикийском побережье маленькие города-государства враждуют друг с другом. Сидон нападает на Тир и подвергает его блокаде, затем с помощью подчинившегося ему Тира теснит царя Библа и мешает ему получать с севера морским путем хлеб.

Типичным образцом местного города-государства второй половины II тысячелетия до н. э. является Угарит. Как и другие приморские города, он вел обширную торговлю с Двуречьем, Египтом и Малой Азией, Палестиной, а также заморскими странами. В городе имелся особый квартал, населенный микенскими купцами из Греции. Отсюда микенские изделия ввозились в глубь страны. На небольшой, но густо заселенной территории Угарита, ограниченной нижним течением Оронта и Средиземным морем, было развито зерновое хозяйство и садоводство. Особенно много вырабатывалось вина и оливкового масла. Сельское хозяйство носило товарный характер. Цари собирали с сельских общин подати медью и серебром. Расцвет Угарит-ского царства падает на конец XV — начало XII в. до н. э. Все свободное население страны делилось на три сословия: 1) «сыны страны Угарит»— земледельцы-общинники, роль которых постоянно уменьшалась; 2) «царские рабы»— приближенные царя, получавшие от него земельные наделы. Многие из них сохраняли свои родовые наделы и формально не порывали связи с сельской общиной; 3) «рабы царских рабов»— лица, не имевшие своей земли и сидевшие на землях служилой знати. Это были разорившиеся земледельцы, утратившие свои земли и связь с общиной, и частично пришлые люди, чужеземцы-изгои (хапиру). На царской службе кроме крупных и средних землевладельцев находились также купцы и откупщики, называвшиеся, как и в Вавилонии, тамкарами.

Наряду с рабами в переносном смысле слова (царскими людьми или лицами, зависящими от аристократии) имелись и настоящие рабы. Развитие товарного хозяйства и частного землевладения повышало спрос на подневольный труд, однако крупных завоевательных войн маленькое Уга-ритское государство не вело, и о рабах-военнопленных сведений пока нет. Основным источником рабства здесь были купля-продажа и долговая кабала.

В конце XIII— начале XII в. до н. э. Сирия и Палестина подверглись нашествиям «народов моря», пришедших с побережья и островов Средиземноморья.

В самом начале XII в. до н. э. ими был полностью разрушен Угарит, исчезнувший со страниц истории. Если верить античным историкам, то в это же время был разорен Сидон. Впрочем, он вскоре был отстроен вновь и в середине XI в. до н. э. стал крупным портом. Две ветви «народов моря»— филистимляне и чакара — осели на морском побережье и частично смешались с местным населением. Имя филистимлян сохранилось в современном названии Палестины.

Расцвет торговых городов Финикии. Дамасское царство Оправившись от политических неурядиц, приморские города Восточного Средиземноморья вступают в период своего наивысшего расцвета. В конце II— начале I тысячелетия до н. э. финикийцы фактически господствуют в Средиземном море и монополизируют международную торговлю. В их руках находилась вся внешняя торговля Египта. Высокого уровня достигло в Финикии и судостроение. Начинается широкая колонизация финикийцами бассейна Средиземного моря. В западной половине Средиземного моря они обосновались прочно и надолго. Наибольшую инициативу в колонизации проявляли Тир и Сидон. Около 1100 г. до н. э. молодежь Тира выселяется в Северную Африку и основывает там крупный город Утику. Примерно в это время создается тирская колония в Испании — Гадес (совр. Кадис). Затем финикийцы заселяют Западную Сицилию, Сардинию, Мальту и Балеарские острова.

Проявляется тенденция к объединению финикийских городов в единое государство. Возвышается город Тир, цари которого подчиняют себе Сидон.

Особого расцвета Тиро-Сидонское царство достигает при царе Ахираме (Хираме) (969 — 936 гг. до н. э). Под его контролем находилась, видимо, Южная Финикия. На востоке Ахирам дипломатическим путем приобрел часть Палестины. На острове Кипр правитель города Кития именовал себя рабом (т. е. подданным) Ахирама. При нем широко развернулось строительство. Цитадель столицы (Новый Тир) была расположена на скалистом островке. Здесь было очень тесно и приходилось строить многоэтажные дома. Пресную воду подвозили из материковой части города. Ахирам расширил территорию островка, приказав засыпать щебнем и песком морские протоки. На отвоеванной у моря земле была оборудована рыночная площадь и воздвигнуты богатые храмы богу Мелькарту и богине Астарте.

Показательно, что в X—IX вв. до н. э. тиро-сидонские цари не вели ни одной войны на материке. Все их внимание было устремлено на морские пути.

Цари, судя по всему, стремились к установлению деспотического правления, что вызывало противодействие в среде крупных купцов и рабовладельцев. Олигархические тенденции возобладали, и в конце IX в. до н. э. царская власть в Тире ослабевает. Усиливается роль купцов, в отличие от тамка-ров Вавилонии и Угарита действующих самостоятельно и отправляющих за море собственные торговые флотилии.

Главные города Финикии — Тир, Сидон и Библ — богатели за счет транзитной торговли, перепродавая египетские и вавилонские товары в Грецию, а греческие — на Восток. По-прежнему вывозились в Египет и Двуречье лесоматериалы, но особенное значение приобретает вывоз ремесленных изделий. Тир славился своими красильными мастерскими, где привозная шерсть окрашивалась пурпурной краской, выжимаемой из моллюсков, добывавшихся и в самой Финикии, и в других местах Средиземноморья. Сидон был главным центром по изготовлению стеклянных изделий.

Высоко ценились на Востоке и в античном мире ювелирные изделия финикийских мастеров (золотые и серебряные чаши, ожерелья, рельефы на пластинках из слоновой кости и т. д.). Восхищаясь этими высокохудожественными изделиями, покупатели, однако, неодобрительно отзывались о моральных качествах финикийских купцов. «Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик лукавый, злобный хитрец, от которого много людей пострадало»,— говорится в поэме Гомера.

Торговля у финикийцев шла рука об руку с пиратством. Случаи похищения и продажи свободных людей упоминаются в источниках неоднократно. Часть рабов доставлялась в Финикию, и их направляли в мастерские в качестве чернорабочих, в гавани, где они работали грузчиками, и на корабли, где их использовали как гребцов. Специфической чертой финикийского рабовладения является незначительная роль рабов-военнопленных (финикийцы почти никогда не вели завоевательных войн). Нет сведений и о рабах-должниках. Зато купля-продажа чужеземцев и незаконное порабощение доверчивых людей, которых финикийцам удавалось заманить на свои корабли, практиковались весьма охотно. Количество рабов в Финикии, особенно в Тире в I тысячелетии до н. э., сильно увеличилось, и интенсивность их эксплуатации возросла.

Если на побережье Средиземного моря в первой половине I тысячелетия руководящую роль играл Тир, то в континентальной Сирии особенно усиливается Дамаск, расположенный на скрещении нескольких караванных путей. Получая железо из Каппадокии, дамасские кузнецы изготовляли превосходное оружие. Из соседних степей в Дамаск привозилась «шерсть блистательной белизны» и перепродавалась в Тир.

Возвышение Дамаска было связано с переселением арамеев в конце II тысячелетия до н. э. Это была очередная волна семитоязычных племен, пришедших из Аравии. Отличительной чертой их хозяйства было широкое разведение верблюдов, незаменимых для караванной торговли в степях и пустынях. К началу I тысячелетия до н. э. арамеи почти полностью поглотили местное, аморейско-хурритское население Сирии и Северной Месопотамии. Вскоре арамейский язык получил широкое распространение в качестве второго разговорного языка во многих государствах Передней Азии, стал применяться в официальных ассирийских документах. Во второй половине X в. до н. э. главным центром арамеев в Сирии был Дамаск.

Во второй половине IX в. до н. э. дамасский царь овладел заиорданскими владениями Израиля, проник в Южную Палестину и получил дань от Иудеи. Бенхададу III удалось на время объединить 17 правителей Северной Сирии против опасного соперника — Хаматского царства на Оронте. На некоторое время все Восточное Средиземноморье оказалось под властью Дамаска. Только на приморские города Дамаск. не решался нападать и ограничился торговлей с ними. Однако гегемония Дамасского царства оказалась непрочной. Хамат в конечном итоге отразил нападение Бенхада-да III, и коалиция, возглавляемая Дамаском, распалась.

Истощенный тяжелыми и изнурительными войнами Дамаск был в конце IX в. до н. э. взят и разграблен ассирийским царем Адад-нерари III, захватившим здесь в качестве добычи огромное количество железа. После этого потрясения Дамасское царство вынуждено было отказаться от своей великодержавной политики.

Наряду с такими значительными государствами, как Тиро-Сидонское и Дамасское, претендовавшими временами на гегемонию, в Восточном Средиземноморье долгое время существовали небольшие государства, например Каркемиш в Северной Сирии, который был богатым торгово-ре-месленным центром. После падения Хеттского царства он стал независимым, но сохранил хеттский язык и культурные традиции.

Палестина в I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство Израильско-Иудейское царство. В первой половине I тысячелетия до н. э. новое политическое образование сложилось и на юге Восточного Средиземноморья. В XIII в. до н. э. племенной союз двенадцати древнееврейских племен, в литературной традиции именуемых коленами, вторгся на территорию Палестины и подчинил себе ряд местных ханаанейских городов-государств. Само название «евреи» этимологически раскрывается как «житель по ту сторону реки», что согласуется с преданием о приходе патриарха Авраама в Палестину из-за реки Евфрат. В XII—XI вв. до н. э. древнееврейские племена еще сохраняли характерные черты первобытных правопо-рядков. Выборные вожди являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы соплеменников, почему и обозначались термином «судьи».

Постепенный переход к оседлой жизни, развитие ремесла и торговли ускоряли имущественное расслоение. В древнееврейском обществе складывался класс крупных собственников и рабовладельцев, заинтересованных в установлении прочной власти, охраняющей их интересы и требования. Замена выборных вождей царями с наследственной властью и создание государства стимулировались и внешней опасностью. Древнееврейские племена вели с переменным успехом долгие войны с филистимлянами. В ходе этих войн царем был избран Саул, власть которого признали все племена (XI в. до н. э.). Саул назначал своих приближенных тысяченачальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от филистимлян, бросился на меч.

Царем стал его зять Давид (около 1000—965 г. до н. э.)| проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового царства. Для управления страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев—критян и филистимлян. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения. Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были «падать лицом своим на землю». Внешняя политика Давида была довольно удачной. С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива.. Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965—935 гг. до н. э.). Традиция прославляет его за мудрость, изображает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда литературных произведений, вошедших в Библию. В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца, и не стеснялся устранять людей, стоявших на его пути.

В правление Соломона много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города и основывались новые, строились дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. Для строительства всех этих зданий тирс-кий царь Ахирам прислал Соломону лучших мастеров и художников, а также строительные материалы. За это Соломон снабжал Ахирама зерном и оливковым маслом и уступил ему двадцать городов.

Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налоговогЪ обложения. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность. Сначала она коснулась покоренного ханаанейско-амо-рейского населения, а затем и израильтян, которые должны были четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.

К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в IX в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария. Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив столицу Иерусалим.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 930 г. до н. э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.

Социально-экономические отношения. В первой половине I тысячелетия до н. э, в Палестине отмечается рост товарного хозяйства. В крупных городах появились торговые и ремесленные кварталы, например «улица хлебопеков», квартал серебряников и т. д. За пределами городов, плотники, ткачи и гончары основывали отдельные поселки. Расширялась внешняя торговля, особенно с Тиром, куда ввозили главным образом пшеницу. Избыток зерна сбывался и на внутреннем рынке, причем упоминаются дельцы, которые накапливают запасы хлеба и в нужный момент открывают житницы, уменьшают меру сыпучих веществ и взвинчивают цены.

Развитие товарных отношений постепенно вело к разложению общин. Поля и сады общины стали продаваться посторонним лицам (не родственникам и даже не соседям).

Таким образом, наряду с общинным землевладением появилась частная земельная собственность. Царский земельный фонд использовался для раздач вельможам и чиновникам. При таких условиях усиливалось имущественное расслоение и обострялись классовые различия. В источниках VIII — VI вв. до н. э. упоминаются четыре сословия, на которые делилось свободное население страны: 1) светская аристократия (вельможи и князья); 2) духовная аристократия (жрецы и профессиональные пророки); 3) так называемый народ земли — основная масса свободного населения. Они владели общинными наделами и обязаны были служить в ополчении и платить налоги; 4) чужеземцы (пришельцы и поселенцы), ограниченные в правах. Бедные общинники становились жертвами насилия, их угнетали и ростовщики, и царские чиновники.

Но на самой низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. Хотя они составляли меньшинство трудового населения, количество их неуклонно увеличивалось. Рост товарного земледелия и развитие ремесла повышали спрос на подневольный труд не только в поместьях царей и знати, но и в хозяйствах зажиточных общинников.

Источники пополнения рабской силы были разнообразны. В первую очередь рабов доставляли завоевательные войны, Взрослых мужчин, попавших в плен, обычно убивали, а в рабство обращали женщин и детей. Впрочем, и пленных воинов иногда щадили и посылали на тяжелые работы. Женщины и девушки, взятые в плен, часто становились наложницами победителей. Нередко дети свободного и рабыни оставались в доме отца в качестве младших, неравноправных членов семьи. Положение их приближалось к рабскому, с той только разницей, что их запрещено было продавать постороннему. Отчасти состав рабов пополнялся за счет порабощенных преступников.

По мере развития торговли приобретает большое значение новый источник пополнения подневольной рабочей силы. Обычной становится купля-продажа рабов. Строго различаются рабы, «рожденные в доме» и «купленные за серебро у какого-либо иноплеменника». Делаются попытки обращать в вечное рабство неплатежеспособных должников. Широкое использование труда людей, весьма близких по своему положению к обычным рабам (кабальных должников и «сыновей рабыни»), является характерным признаком рабства на Древнем Востоке. Раб являлся объектом, а не субъектом права. Он откровенно приравнивался к животным. Десять заповедей, приписываемых Моисею, объявляют основными элементами имущества дом, вола, осла, раба И рабыню. В популярных поучениях рекомендовалось не уговаривать раба, а бить его. Жестокая эксплуатация бедняков и рабов вызывала недовольство и брожение. Упо-нинаются случаи бегства рабов и переговоры об их выдаче.

Социальные противоречия израильско-иудейского общества нашли свое отражение в так называемом пророческом движении (VIII — VI вв. до н. э.). Исайя и ряд других проповедников ярко и образно разоблачали насилия и пороки власть имущих., но не призывали бедняков к активному сопротивлению. Они возлагали все надежды на бога Яхве, который пошлет на землю своего помазанника (мессию). Тогда в мире установится царство справедливости и райская жизнь. «Пророки» мечтали о восстановлении патриархальных обычаев и мелкой собственности.

Призывы и обличения проповедников и недовольство стоящих за ними социальных групп вынуждали правящие круги Иудеи и Израиля к маневрированию и попыткам проведения умеренных реформ.

Восточное Средиземноморье под властью Ассирии, Вавилонии и Персии. Обострение социальных противоречий в Финикии и Палестине.Враждующие между собой небольшие государственные образования Восточного Средиземноморья в VIII—VI вв. до н. э. оказываются в центре внимания крупных держав, ведущих борьбу за политическое господство в Передней Азии.

Б середине VIII в. до н. э. в Северную Сирию начали проникать урарты, не против них выступила Ассирия, усилившаяся при Тиглатпаласаре III. Дамасское и Израильское царства, забыв прежнюю вражду, объединились против него, но борьба оказалась им не под силу. Оба государства подверглись сокрушительному разгрому (в 732 и 722 гг. до н. э.), и большая часть населения была уведена в плен. В центральной части Палестины были поселены вавилонские колонисты (так называемые самаритяне).

Тиро-Сидонское царство пыталось избежать столкновения с Ассирией. Царь Тира уплатил Ти плат пал ас ару III огромную дань в 150 талантов золота. Но даже для богатого Тира финансовые претензии ассирийских завоевателей оказались нетерпимыми, и его жители решились па отчаянную борьбу. Пять лет (725—720 гг. до н. э.) отсиживались они на своем скалистом островке, страдая от жажды, но все-таки наносили удары превосходящим военно-морским силам противника, использовавшего против них корабли соседних приморских городов. На время ассирийцы оставили Тир в покое, однако в 701 г. до н. э. вновь напали на него. Не трогая островной части, они захватили все владения Тира на материке. Ассирийский царь Асархаддон разрушил также Сидон. В конечном счете вся материковая Финикия стала провинцией Ассирии. Только островные части Тира и Арвада сохранили своих царей, но и те признали господство ассирийцев и согласились платить дань. Большая часть Сирии и Палестины была поделена на ряд небольших ассирийских провинций: владения, сохранившие независимость, платили Ассирии дань.

С упадком Ассирии происходит возрождение Тира и Иудейского царства. Тир на время становится гегемоном всей Финикии. Тирские купцы господствовали на морских и сухопутных торговых путях. Они проникали на восток Малой Азии, в далекую Южную Аравию, вывозили серебро из Испании, а возможно, также олово из Британии. Иудея при царе Иосии (640 — 609 гг. до н. э.) вернула себе самостоятельность и расширилась на север и запад за счет ассирийских владений.

Однако внутреннее положение в обоих государствах было напряженным. Имущественное неравенство обострялось, нарастала классовая борьба. Сохранились сведения о крупном восстании рабов в Тире. В Иудее жречество пыталось остановить народное недовольство проведением реформ, которым под влиянием пророческого движения постаралось придать религиозную оболочку. Было объявлено, что в иерусалимском храме при ремонтных работах были якобы случайно найдены законы, требующие единобожия и централизации культа. Далее был подтвержден старый закон об освобождении рабов-должников на седьмой год, но с одним существенным дополнением: освобожденному давались некоторые средства пропитания (хлеб и овцы), чтобы он не превратился сразу в нищего. В случае, если он решал добровольно остаться у господина, то его причисляли к вечным рабам (реформы царя Иосии 622 г. до н. э.).

После гибели Ассирии Восточное Средиземноморье стало яблоком раздора между возродившимся при XXVI династии Египтом и Нововавилонским царством. Царь Иудеи был разбит в 609 г. до н. э, при Мегиддо фараоном Нехо II. Страна подчинилась Египту и стала в его руках орудием борьбы против Вавилона. То же самое произошло несколько позже с Тиром. В 587 г. до н. э. вавилонские войска взяли Иерусалим, считавшийся неприступным. Последний иудейский царь Цидкия был ослеплен, и значительная часть иудеев была уведена в плен в Вавилонию. После этого Навуходоносор II бросил свои основные силы против Тира. Дело закончилось соглашением, по которому тиряне признали верховную власть Вавилона (574 г. до н. э.).

Положение в Восточном Средиземноморье изменилось после возникновения огромной Персидской державы Ахеменидов. Финикийские города признали ее власть на правах добровольных союзников. В награду персидские цари расширили территорию Финикии на севере, (до Исского залива) и на юге (до Аскалона включительно). Была создана федерация трех главных городов: Сидона, Тира и Арвада. Их старейшины образовывали общефиникийский совет, собиравшийся во вновь основанном городе Триполи, в котором каждый из глазных городов имел свой квартал.

В целом финикийские города стали важным экономическим центром Персидской державы, в их руках сосредоточивалась значительная часть внешней торговли, города чеканили собственную серебряную монету. К самому концу эпохи Ахеменидов политическая стабильность нарушилась. Сидон восстал против персидского царя и был разрушен (ок. 343 г. до н. э.).

Ахемениды восстановили Иерусалим как привилегированный храмовый город, расположенный на военных и торговых путях в Египет. По приказу Кира иудеи, уведенные в вавилонский плен, были возвращены на родину, а город восстановлен. Отстроен был и иерусалимский храм Яхве на холме Сион, ставший не только средоточием культа, но и центром общественной и политической жизни. Под властью персидских царей в V—IV вв. до н. э. в Иудее сложилась так называемая граждан с к о-храмовая община. Почти половину ее составляло замкнутое сословие жрецов (священников, левитов и т. д.), занимавшее господствующее положение. Как жреческие, так и нежреческие семьи полноправных общинников составляли вместе обширные коллективы, объединяемые родством по мужской линии и совместной собственностью на землю. Семейные наделы могли перераспределяться лишь между родственниками, т. е. в пределах тех же коллективов. На полях полноправных общинников трудились как рабы, так и безземельные арендаторы и наемные работники.

С середины V в. до н. э. граждан-ско-храмовая община Иудеи получила освобождение от налогов и право самостоятельного ведения судопроизводства. Стоявшие во главе ее первосвященники иерусалимского храма настаивали на строжайшем соблюдении ритуальных правил иудейского «Закона» и всячески ограничивали общение с «иноверцами», разрешая браки лишь в пределах самой общины. Таким образом, храмово-гражданская община иудеев становилась все более обособленной от окружающих народов.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 695 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...