Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О Божественной Природе



Первый член Символа веры

76. Что означает веровать в Бога?

Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода.

77. Из Св. Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога. Апостол Павел пишет: «…без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6). Действие веры в христианах апостол изображает в следующей молитве о них к Богу: «…да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3, 16–17).

78. Что является действием веры в Бога?

Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры.

79. Что означает исповедовать веру в Бога?

Исповедовать веру — значит открыто признавать, что мы — православные, и исповедовать это с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в Истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.

80. Необходимо ли открыто исповедовать свою веру?

Апостол Павел свидетельствует, что открытое исповедание веры необходимо для спасения, «…потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10, 10).

81. Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать Православную веру, потому что если бы кто-либо для сохранения своей временной жизни или земных выгод отрекся от исповедания веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь.

82. Почему в Символе веры говорится о вере в единого Бога?

В Символе веры не сказано: верую в Бога, но прибавлено: «во единаго Бога» — для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая творение Божие Богом, думали, что богов много.

83. Как Св. Писание говорит о единстве Божием?

Слова учения Св. Писания о единственности Бога внесены в Символ веры из изречения апостола Павла: «…нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8, 4–6).

84. Возможно ли познание существа Божия?

Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и Ангелов.

85. Об этом в Св. Писании через апостола Павла сказано, что Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6, 16).

Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин:

«Кто хочет говорить или слушать о Боге, тот должен знать, что не все, касательно Божества и Его Домостроительства, невыразимо, но и не все удобовыразимо, не все непознаваемо, но и не все познаваемо; ибо иное значит познаваемое, а иное — выражаемое словом, так как иное дело говорить, а другое — знать. Таким образом, многое из того, что мы неясно познаем о Боге, не может быть выражено во всем совершенстве; но как нам свойственно, так мы и бываем принуждены говорить о том, что выше нас, так, говоря о Боге, мы [приписываем Ему] сон, гнев, беспечность, руки, ноги и тому подобное.

Что Бог безначален, бесконечен, вечен, присносущен, несоздан, неизменяем, непреложен, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неограничен, беспределен, неведом, непостижим, благ, праведен, всемогущ, вседержитель, всевидец, всепромыслитель, всевладыка и судья — это мы и знаем, и исповедуем, равно как и то, что Бог есть един, т.е. одно Существо; что Он познается и есть в трех Ипостасях (Лицах), т.е. в Отце и Сыне и Святом Духе; что Отец, и Сын, и Дух Святой суть едино по всему, кроме нерождения, рождения и исхождения; что Единородный Сын, и Слово Божие, и Бог, по благоутробию Своему, ради нашего спасения, по благоволению Отца и содействием Святого Духа, безсеменно зачавшись, нетленно родился от Святой Девы и Богородицы Марии через Духа Святого и соделался из Нее совершенным Человеком; и что Он вместе есть и Бог совершенный, и Человек совершенный, из двух естеств, Божества и человечества, и (познается) из обоих естеств, одаренных умом и волею, деятельных и самовластных, кратко сказать, совершенных по определению и понятию каждого, т.е. Божества и человечества, но в одной сложной Ипостаси. Что Он, сверх того, и алкал, и жаждал, и утруждался, и распялся, и действительно приял смерть и погребение, и воскрес тридневен, и взошел на Небеса, откуда к нам приходил и опять придет, — об этом свидетельствует и Божественное Писание, и весь собор Святых.

Что же есть существо Божие, или как Он есть во всем, или каким образом Единородный Сын и Бог, уничижив Себя, соделался Человеком из девственных кровей, т.е. иным сверхъестественным законом, или как Он ходил по водам немокрыми ногами, — того мы не знаем и изречь не можем. Итак, мы не можем ни сказать чего-либо о Боге, ни даже подумать, кроме того, что Самим Богом нам изречено, сказано или открыто в Божественных Писаниях Ветхого и Нового Завета» (8).

86. Каковы свойства Божии?

Из откровения Божия можно заимствовать следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих: Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.
87. Все это можно видеть из Св. Писания.
Сам Господь Иисус Христос сказал, что «Бог есть дух» (Ин. 4, 24). О вечности Божией говорит пророк Давид: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» (Пс. 89, 3). В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8). Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено «по повелению вечного Бога» (Рим. 14, 25).

О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19, 17). Апостол Иоанн говорит: «Бог есть любовь» (1 Ин 4, 16). Пророк Давид воспевает: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его — на всех делах Его» (Пс. 144, 8–9).

О всеведении Божием апостол Иоанн говорит: «…Бог больше сердца нашего и знает всё» (1 Ин. 3, 20). Апостол Павел восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11, 33).

О правосудии Божием пророк Давид поет: «…Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» (Пс. 10, 7). Апостол Павел говорит, что Бог «воздаст каждому по делам его» (Рим. 2, 6) и что «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 11).

О всемогуществе Божием псалмопевец говорит: «…Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32, 9). Архангел Гавриил говорит в Евангелии: «…у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37).

Вездесущность Божию пророк Давид изображает так: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: “может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью”; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс. 138, 7–12).

Апостол Иаков пишет, что у Отца светов «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1, 17).

Апостол Павел говорит, что Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17, 25). Он же именует Бога: «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6, 15).

88. Почему Св. Писание приписывает Богу телесные органы?

Бог есть Дух, однако Св. Писание приписывает Ему телесные органы, например: сердце, очи, уши, руки. Св. Писание применяется в этом к обычному человеческому языку, а понимать надо в духовном и высшем смысле, например: сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки — всемогущество.

89. Где обитает Бог?

Бог везде, но на Небесах есть особое присутствие Его, являемое в вечной славе блаженным духам; также в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое, ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях.

Иисус Христос говорит: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).


Вопросы к занятию:

1. Что означает веровать в Бога?

2. Что является действием веры в Бога?

3. Что означает исповедовать веру в Бога?

4. Необходимо ли открыто исповедовать свою веру?

5. Почему в Символе веры говорится о вере в единаго Бога?

6. Как Св. Писание говорит о единстве Божием?

7. Возможно ли познание существа Божия?

8. Каковы свойства Божии?

9. Почему Св. Писание приписывает Богу телесные органы?

10. Где обитает Бог?

Урок 8. О вере:





Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 172 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...