Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Здравое слово о главе сорок третьей



Суть этого состоит в том, что если твой оппонент, известный своей правдивостью или имеющий репутацию хорошего и справедливого человека, поклянется тебе Аллахом, то тебе следует удовлетво­риться этим и поверить этой клятве, поскольку у тебя не будет оснований не доверять ему.

Мусульмане настолько возвеличивают и восхваляют своего Господа, что каждый человек обязан удовлетворяться клятвой Аллахом.

Если же человеку поклялись Аллахом, но его не удовлетворяют никакие клятвы, кроме клятвы развода или клятвы с мольбой о ниспосылании наказания (то есть клятвы типа: «Если я лгу, то моя жена с этого момента разведена!» или «Если я лгу, то пусть Аллах ослепит меня!» и т.п.), то ему угрожает кара, так как это считается неуважением, отказом от возвеличивания Аллаха и отказом от исполнения того, что установлено Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует.

Если же человек, известный своим распутством и лживостью, приносит клятву, которая, без сомнения, является ложной, то неверие ей не влечет за собой наказания, поскольку ложность данной клятвы очевидна. В сердце этого человека нет той степени возвеличивания Аллаха, которая убедила бы других в правдивости его клятвы. В данном случае угроза наказания исключается, поскольку ситуация очевидна и ясна. Хотя Аллаху это ведомо лучше.

О ВЫРАЖЕНИИ «ЕСЛИ ПОЖЕЛАЕТ АЛЛАХ И ТЫ»

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Знание иудеев о малом ширке.

2. Понимание человеком подобных вопросов [в данном случае: понимание иудеями малого ширка. — Ред.], если у него есть желание.

3. Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Чего же тогда заслуживает человек, который написал следующие строки: «О благороднейший из людей! [т.е. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред.]. Не у кого мне искать спасения, кроме как у тебя...»

4. Это выражение не является великим ширком, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:...в силу некоторых обстоятельств я не мог...

5. Праведное сновидение является частью Божественного откровения.

6. Оно служило основанием для некоторых законоположений.

Кутейла рассказывал:

Однажды к Пророку пришел один иудей и сказал: "Вы совершаете ширк, так как говорите: 'Если пожелает Аллах и ты', а также клянетесь Каабой". После этого Пророк повелел, чтобы, принося клятву, люди говорили: "Клянусь Господом Каабы", а также: "Если пожелает Аллах, а затем ты"». Этот хадис передал ан-Насаи и назвал его достоверным [45]. (Ан-Насаи 7/6, Ахмад 6/371 и 372; достоверный хадис).

Он же передал хадис Ибн Аббаса:

Один человек сказал Пророку: "Если пожелает Аллах и ты". В ответ на это Пророк спросил его: Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Если пожелает Один Аллах! (Передали Ан- Насаи в «Аф'аль аль-Йаум ва-ль-Лейла», Ахмад 1/214, 283, 347 и д.р.).

Ибн Маджа передал хадис Туфейла, брата Аиши по матери:

Однажды во сне я увидел, что подошел к группе иудеев и сказал: "Поистине, вы были бы праведным народом, если бы не говорили, что Узейр — сын Аллаха. Они ответили: "И вы были бы праведным народом, если бы не говорили: "Если пожелает Аллах и Мухаммад". Затем я подошел к группе христиан и сказал им: "Поистине, вы были бы праведным народом, если бы не говорили, что Мессия — сын Аллаха". Они сказали: "И вы были бы праведным народом, если бы не говорили: "Если пожелает Аллах и Мухаммад". Проснувшись утром, я рассказал об этом некоторым людям, а затем пришел к Пророку и также рассказал ему о своем сне. Он спросил: "Ты рассказал кому-нибудь об этом?" Я ответил: "Да". Тогда Пророк воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, а затем сказал: "Итак, Туфейль видел сон, о котором рассказал некоторым из вас. Вы употребляли выражение, которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее. Так вот, не говорите более: "Если пожелает Аллах и Мухаммад",— а говорите: "Если пожелает Один Аллах" [46]. (Передали Ибн Маджа (2118), Ахмад 5/72, ад-Дарими 2/295 и др. от Хузайфы ибн Иамама).

Господь миров» (Скручивание, 27—29). Это является убедительным ответом на ложные представления кадаритов и мутазилитов, утверждающих, что человек совершает часть дел не по воле Аллаха, а только по собственному желанию, противоречащему воле Господа.

**Шейх Мухаммад Хамид аль-Факи сказал о высказывании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,...которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее: «Вероятно, ему мешало то, что Аллах не посылал ему по этому поводу откровения, а когда ниспослал, он донес его...»

В этом хадисе также раскрывается смысл слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Праведное сновидение является одной сорок шестой частью пророчества (аль- Бухари 12/331 от Абу Саида аль-Худри, Муслим (2263) от Абу Хурайры и (2265) от Абдуллы ибн Умара). Шейх Мухаммад Хамид по этому поводу сказал: «В этом хадисе Пророк сообщает о тех сновидениях, которые он видел до пророчества, когда благочестиво уединялся в пещере Хира... Это был период, когда Аллах готовил его к получению Откровения. Он длился шесть месяцев, что от двадцати трех лет срока пророчества составляет одну сорок шестую часть. Хотя Аллах ведает об этом лучше».

В своем комментарии к этому толкованию шейх Абд аль-Азиз ибн Баз сказал: «Шейх Хамид, да смилостивится над ним Аллах, хотел этим сказать, что высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о праведном сновидении как об одной сорок шестой части пророчества со­общает о том, что произошло и завершилось. Однако дело обстоит не так, и дошедшие об этом рассказы (ривайи) данного хадиса указывают на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сообщить об определенной разновидности сна, которая приносит пользу и радостную весть, как в прошлом, так и в будущем. Польза подобных сновидений в том, что они являются частью пророчества и содержат сообщения о сокровенном. Поэтому тексты рассказов об этом различаются: в некоторых упоминается одна сорок пятая часть, в других — одна сорок шестая, в третьих — одна семидесятая часть пророчества. Существуют и иные ривайи. Если бы смыслом этого было то, о чем говорил шейх Хамид, то тексты бы не различались. Причина этого различия — хотя Аллах это ведает лучше — в том, что праведность подобного сновидения в отношении к видевшему его отличается в зависимости от его собственной богобоязненности, а также сопутствующих этому обстоятельств, указывающих на правдивость сновидения. То, о чем мы упомянули, было изложено многими учеными. Ан-Навави в своем комментарии к "ас-Сахиху" Муслима писал: "Аль-Кади передал, что по мнению ат-Табари это противоречие [между ривайами. — Ред.] сводится к различию между видящими сновидение: сновидение праведного человека является одной сорок шестой частью, а грешника — одной семидесятой. Смысл этого заключается в том, что одна семидесятая часть незаметна, а одна сорок шестая — явна". Тем не менее, аль-Хаттаби передавал от некоторых ученых то, о чем говорил шейх Хамид».





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...