Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозная политика самодержавия в Казахстане



Казахи исповедовали ислам суннитского направления, наряду с исламом бытовали домусульманские верования, верили в духов предков, обращались к древнетюркскому богу Тенгри (Танир жарылгасын) (пусть поможет Танир)

Тассатык – религиозный обряд во время неурожаев и отсутствия дождей на могиле предков

Среди кочевого и п/кочевого населения – особое место занимали баксы – шаманы. Хоронили по мусул. обрядам, поминки через 7, 40, 100 дней. В честь почитаемых предков – ас (поминки) – через год после кончины уважаемого члка, имел большое социальное и культурное значение. Известны асы Абылай хана, Сагыная, Оскенбая (отец Кунанбая) и Сапак бия.

В условиях последней четверти 18 в. Екатерина 2 проводила политику поддержки ислама: чтобы закрепить казахов прочными узами с Россией; ограничить связь казахов с среднеазиатскими мусул. Центрами; смягчить воинственные нравы кочевников.

По всей границе с Каз. степью за гос. счет возводились мечети. Мечеть построенная по просьбе султана ШАНШАРА Султанбетова, она располагалась между Ямышевской крепостью и Сем-ском. В своей политике царизм большое внимание уделяет христианизации кочевого и п/кочевого населения. (хотела сделать из номадов настоящих верноподданных России). Начало активизации царизма по христианизации казахов относится к 1808 г. (из-за голода). А. Добросмыслов (исслед. 19 в.) «… киргизских детей покупали чиновники, помещики, казаки, офицеры, купцы и даже были случаи приобретения их священниками»

В Степи желающих принять христ-во практически не было:

1.степное население – из казахов

2. Сильное противодействие православным миссионерам со стороны казахов

3. ислам укрепился через ходжей и тат. мулл – до середины 19 в. результаты христианизации казахов были незначительными (в Омской губернии – 25 крещеных каз., в Тобольской – 66, в Томской -4.

Некоторая активизация перехода казахов в православие – в 50-60-е гг. 19 в. – связана с началом запрета властей на перекочевку казахов во внутренние губернии России. Один способов законного проникновения казахов на территорию сопредельных внутр. Рос. Губерний было вынужденное принятие ими христианства.(не платили паспортных сборов, принятие веры было бесплатным и беспрепятственным пропуском на заработки в Западную Сибирь., полное освобождение от гос. податей и рекрутской (солдат – новобранец в дорев. России)повинности., получали денежные ссуды. Казахи принявшие христианство в основном - социальные низы каз. общества – хотели поправить свое материальное положение. Данные за 20 февраля 1868 г. Совета общего областного Управления сибирскими киргизами «… известно, что все принявшие до сих пор православную веру киргизы принадлежат к числу бедняков, кочующих вблизи линии …Поэтому не подлежит сомнению, что движимою силою в перемене религии было не убеждение в несостоятельности исповедуемой религии, а по преимуществу какие –либо материальные расчеты»

Миссионер Филарет Синьковский «… после же крещения при наблюдении за жизнью новокрещенного, приходится видеть в нем крайнее равнодушие к воспринятой им вере и вследствие этого неохоту в усвоении ее»

Лица принявшие христианство (крещеные казахи) жестоко преследовались, даже убивались. В 1869 – съезд каз. биев Каркаралинского уезда Сем-ской обл. по инициативе ст. султана Кунанбая Оскенбайулы – меры направленные против христианизации каз., - объявить крещ. Казахов вне защиты каз. обычного права, за их убийство – ответственности нет.

Христианизация каз. получает импульс с 1881 г., когда была открыта Киргизская миссия создана на основе Алтайской духовной миссии. (занималась христ-цией калмыков Бийского округа Томской губернии) Новая миссия занималась христианизацией казахов Сем-ской обл. (значительное число жатаков)

Отчет правосл. Миссионеров «Родные и ближние магометанской среды употребляют все способы не допустить своих членов к принятию святого крещения, пускают в ход хитрость, наглое насилие и мщение»

В 1897 – в Каз-не 660 неофитов (новый последователь какой-нибудь религии)

С насаждением христианства царизм проводил политику ослабления ислама. Казахам запрещено учиться в стр. Востока, в 1867 -1868 гг. религ. дела казахов подчинены министру внутренних дел, в каждой волости – 1 мулла, муллы утверждались и увольнялись в/губернатором, строительство мечетей – с разрешения ген-губ., право преподавания грамоты среди местного населения и в мектебах мулла должен получить разрешение от уездного нач-ка, мечети и школы – за счет самих казахов, вакуфы категорически запрещены.

1889 – казахи Кокчетавского уезда Акмолинской обл. обратились к царю с просьбой о назначении у каз. своего муфтия (лицо высшего мусул. Духовенства), царизм отказал. Казахи строили мечети без разрешения. В 1903 в Петропавл., Акмоле, Павлодаре, Сем-ске- подпольные религиозные организации. (муллы, учителя, каз. студенты) Движение против религиозной политики царизма возглавили Науан Хазрет(Наурызбай Таласов), М. Бекишев, Ш. Косшагулулы, Смагул Балжанов.

Обращались к влиятельным лицам в Степи: Саудакасу Шорманову из Павлодар. Уезда, Абаю Кунанбаеву из Сем-ского уезда Сем-ской обл.

!907 – Омск при Степном ГГ совещание, где обсуждались актуальные проблемы духовной жизни каз. общества. Требования о необходимости прекращения деятельности православных миссионеров, требовали свободного перехода православных казахов обратно в ислам. Предложено открыть особый Степной муфтиат.

В программе партии «Алаш» (1917) содержались требования о прекращении миссионерской деят-ти на территории компактного проживания казахов.





Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 2342 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...