Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ГУССЕРЛЬ Эдмунд. Мир в его определенностях, мир «в себе и для себя», существует так, к он существует, независимо от того



(1859 – 1938 гг.)

Мир в его определенностях, мир «в себе и для себя», существует так, к он существует, независимо от того, случается ли мне или кому-либо осознавать его. Но когда этот общий мир «проявится» в сознании в человечестве «этого» мира, когда он будет связан с субъективностью, тогда его бытие и способ его бытия приобретает новое измерение, становясь полностью понятным и «проблематичным». Здесь-то и возникает трансцендентальная проблема; это «проявление», это «бытие-для-нас-мира», которое может приобрести свою значимость лишь «субъективно» что это? Мы можем назвать мир «внутренним», поскольку он соотнесен с сознанием, но каким образом этот весьма «общий» мир, чье «имманентное» бытие столь же туманно, как и сознание, в котором он существует, умудряется появляться перед нами во всем многообразии своих «отдельных» аспектов, переживания которых уверяют нас, что и аспекты принадлежат независимому самостоятельно существующему миру? Эта проблема затрагивает также и любой «идеальный» мир, чистых чисел, например, мир «истин в себе». Но ни одно существование или способ существования не являются в целом менее постижимыми, чем мы сами. Каждый сам по себе и в общности, мы, в сознании которых мир обретает свою действительность, будучи людьми, сами принадлежим миру. Должны ли мы поэтому отнести себя к себе самим, чтобы обрести смысл и бытие, принадлежащие к этому миру? Следует ли нам, называя себя на психологическом уровне людьми, субъектами психической жизни, быть в то же время трансцендентальными по отношению к нам самим и к целому миру, быть субъектами трансцендентальной конституирующей мир жизни? Психическая субъективность, такое – «Я» или «Мы», в повседневном смысле может быть пережита как она в себе при проведении феноменологически-психологической редукции, и при эйдетическом рассмотрении может стать основой для феноменологической психологии. Однако трансцендентальная субъективность, которую из-за скудности языка мы можем вновь называть только «я сам», «мы сами», не может быть обнаружена методом психологической или естественной науки, поскольку она не представляет собой какой-либо части объективного мира, но принадлежит к самой субъективной сознательной жизни, в которой мир и все его содержание созданы «для нас», «для меня».

Как люди, существующие в мире психически и телесно, мы суть «явления» для самих себя, часть того, что «мы» конституировали, частицы значений созданных «нами». Схваченное «Я» и «Мы» предполагает крытое «Я» и «Мы», по отношению к которым они «наличны».

К этой трансцендентальной субъективности дает нам непосредственный доступ трансцендентальный опыт. Так же как в отношении психологического опыта, для того, чтобы достичь чистоты трансцендентального опыта, требуется редукция. Трансцендентальная редукция может рассматриваться как продолжение редукции психологического опыта. Универсальное достигает теперь следующей стадии. Отныне «заключение в скобки» распространяется не только на мир, но и на сферу «душевного».

Гуссерль Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии (пер. В.И. Молчанова) // Логос. – 1991. – № 1.– С. 18–19.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 255 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...