Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гносеология и этика Канта



Два периода работы докритический и критический. Кант понимал: Его учение ограничивает разум, отказывает в познании сущности вещей, оставляя только познание явлений? Ограничили разум, чтобы он не потерял нити эмпирических условий и не пускался в область трансцендентальных оснований…”. Кантовская критика чистого разума есть критика метафизического разума, не отрицание, а ограничение разума сферой возможного опыта. “Критика чистого разума” - учение о познании, ”Критика практического разума” – этика, ”Критика способности суждения” - эстетику и учение о целесообразности в природе. Вещи в себе не могут быть даны в опыте и непознаваемы. Мы познаём лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Агностицизм - учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей. В истории философии классическими выразителями идей агностицизма - Юм и за ним Кант. Кант хотя и признавал объективное существование вещей самих по себе, но сущность их считал непознаваемой. Познание начинается, по Канту, с того, что “вещи в себе” воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения, здесь он материалист. Здесь первичное для него - не наше сознание, а вещи материального мира. Однако, как только Кант переходит к исследованию вопроса о познании - о его формах и границах, он покидает материалистическую точку зрения и развивает идеалистическое учение о познании. Учение Канта о непознаваемости “вещей в себе” носит идеалистический характер потому, что в конечном счете, у Канта они трансциндентны. Развивая агностицизм - критику разума Кант пытался: 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления. Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжение (предикат - имеют протяжение) Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом, то это синтетические суждения. Пример: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синтетического суждений: 1. связь предиката с субъектом мыслится потому, что обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте. Она мыслится как связь, предшествующему опыту и независящий от него - априорные суждения.(все, что случается имеет причину). Априорным суждениям Кант придает большое значение. Вопрос о априорном синтетических суждениях он ставит в след форме: 1. как возможны такие суждения в математике 2.как возможны они в теоретическом естествознании 3. возможны ли они в метафизике. Решение этих вопросов он связывает с исследованиями 3 основных способностей познания: Чувственность - способность ощущений; рассудок - способность понятий и суждений; разум - способность умозаключений, доходящих до “идей”. “Идеи” - понятия о безусловном единстве всех обусловленных явлений. Чувственное познание. Вопрос о возможных априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривал в учении о формах чувственного познания.. По Канту элементы математического знания - не понятия, а наглядные представления. В суждениях математики синтез субъекта с предикатом основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время – внутреннего), что и придает созерцаниям пространства их безусловную всеобщность и необходимость. У Канта пространство и время перестают быть формами существования вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности. Это учение о пространстве и времени как об априорных формах чувственного созерцания есть субъективный идеализм. Априорные формы рассудка. Условием возможного априорного синтетического суждения в теоретическом естествознании является категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содержание, получаемое из опыта. Т.е. категории не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под которыми рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. (Единство, множество, субстанция, причина, возможность, необходимость) По Канту ни ощущение ни понятия сами не дают знания. Ощущение без понятий - слепы, а понятия без ощущений - пусты. Знание есть синтез ощущения с понятиями. Научным знанием предметы и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и является как подчиненные 3 законам: 1 сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти законы принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предмету форму, под кот он только и может познаваться - форму всеобщего и необходимого знания. Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составляют определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится самим сознанием. Как возможна метафизика? Разум порождает "идеи", т.е. Понятия о безусловной целостности, или единстве, обусловленных явлений (понятия о душе, мире и боге): 1) идея о душе как о безусловной целостности всех обусловленных психических явлениях, 2) идея о мире как о безусловной целостности бесконечного ряда причинно обусловленных явлений (причин и действий) и 3) идея о боге как безусловной причине всех обусловленных явлений. Все три умозрительные науки традиционной философии, рассматривавшей эти идеи, - рациональная психология, рациональная космология, рациональная теология - науки мнимые. Бог не может быть найден в опыте и не принадлежит к миру явлений - следовательно, невозможно ни доказательство его существования, ни опровержение.

ЭТИКА КАНТА. Определи себя сам. На антиномиях Кант строил этику, - онтологическая двойственность человека. "Автономность" нравственности - независимость моральных постулатов от внеморальных доводов и оснований. Эмпирический индивид и трансцендентная личность не могут обладать одними и теми же мерками оценки, а высшая нравственность не может быть выведена из мотивов эмпирической жизни. Главное - поведение, а знание вторично. "Практический" разум главенствует над "теоретическим". Воля, учит Кант, есть практический разум, свободная или чистая воля есть чистый практический разум. Ядром теории является тезис об "изначально злом" присуще природе человека. Исследует императивы - формы повеления. Императивы всегда предполагают несовершенство воли разумного существа. Два основных вида императивов: гипотетические - если поступок, предписываемый им, хорош только в качестве средства и категорические - поступок представляется как необходимый для воли. В связи с категорическим императивом выделяют основные особенности этики Канта: 1. крайне формальный характер этики, нравственного закона; 2. отказ от построения этики как учения ведущего человека к счастью; антиэвдемонистичность. 3. противопоставление нравственного долга влечению (чувственной склонности). Любое учение о морали, нравственности невозможно без долга. Этика долга занимает в философии Канта значительное место. Объективное практическое действие, исключает все основания поступков из склонностей, Кант называет долгом. По Канту моральность поступков определяется необходимостью из сознания долга и уважения к закону, а не из любви или склонности. Моральная необходимость есть непременно принуждение. А выполнение долга само приносит "аналог счастью… самоудовлетворенность". Мы не обязаны любить других людей и делать им добро. У Канта долг – это принуждение. Для Канта нравственное начало сводится к субъективному сознанию долга. Долг — “мост” между личным счастьем и общественным благом, точка оптимального их соединения. Долг есть могучая сила бескомпромиссной совести. Человек как носитель нравственного закона и самоцель способен подчинить себе свою эмпирическую природу и возвыситься над миром явлений, с гордостью подведя итог: "Звездное небо надо мной и нравственный закон во мне".




Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 1375 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...