Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Две конкурирующие коммерческие организации А и В выпускают продукцию одного вида. Каждая организация планирует проведение рекламной акции, причем маркетологи каждой компании предложили четыре сценария ее проведения A 1, A2, A3,A4 - для компании А и B 1, B2, B3, B4 - для компании В. Ожидаемая прибыль для кампании А при каждой ее стратегии A и ответе Bj представлена в платежной матрице:
Ai \ Bj | B1 70 60 20 50 | B2 30 50 60 70 | B3 20 40 80 30 | B4 50 80 60 50 |
A1 | ||||
A2 | ||||
A3 | ||||
A4 |
Необходимо найти оптимальные стратегии для обоих игроков А и В в предположении, что чем больше выигрыш одного игрока, тем он меньше для другого. Определить среднюю прибыль А.
Данную задачу нельзя свести к задаче меньшей размерности, так как ее каждая строка не меньше, чем другая строка, а каждый столбец не больше другого столбца. Построим задачу линейного программирования. Рассмотрим задачу со стороны игрока А. Введем параметры, пропорциональные вероятностям чистых стратегий, которые равны х1, х2, х3, х4. Тогда нужно составить задачу линейного программирования, то есть необходимо найти минимум функции при ограничениях:
Для решения данной ЗЛП на ЭВМ также используют надстройку EXCEL «Поиск решения» (Solver Add - in).
Подготовим предварительно в электронной таблице данные. Запускаем программу MS Excel, вводим в ячейку А1 открывшейся электронной таблицы подпись «Переменные», а в следующие ячейки В1-Е1, произвольные значения переменных х1, х2, х3, х 4. Это вначале могут быть произвольные числа, например единицы. Вводим в ячейки В1-Е1 в каждую цифры 1.
Далее, в ячейку А2 вводим подпись «Целевая», а в соседнюю
ячейку В2 значение целевой функции (переключившись в английский
режим набора текста): «=B1+С1+D1+Е1», что означает формулу
Х 1 + Х 2 + Х 3 + Х 4. В третьей строке вводятся левые части системы огра
ничений. Для этого переводим курсор в ячейку А3 и вводим в ней
текст «Ограничения», а в ячейку В3 формулу
«=70*В1+60*C1+20*D1+50*E1», которая соответствует левой части
первого ограничения системы 70х1 + 60х2 + 20х3 + 50х4 > 1. Три ос
тальных ограничения вводим в ячейки С3-В3, а именно, в ячейку С3:
«=30*В1+50*C1+60*D1+70*E1», в D3:
«=20*В1+40*C1+80*D1+30*E1», в ячейку Е3:
«=50*В1+80*C1+60*D1+50*E1». После этого вызываем надстройку Сервис/Поиск решения (Solver…), в поле «Установить целевую ячейку» (Set Target Cell) даем ссылку на В2. Ниже, в области «Равной», поставить переключатель на минимальное значение (Equal to … Max … Value of:). Ставим курсор в поле «Изменяя ячейки» (By Changing Cell), и даем ссылки на переменные, обводя мышью ячейки В1-Е1. Далее, переводим курсор в поле «Ограничения» (Subject to the Constraints), и вводим ограничения. Для этого, нажимаем на кнопку «Добавить» (Add) слева от поля и в появившемся окне в поле «Ссылка на ячейку» (Cell Reference) даем ссылку на ячейку, содержащую левую часть первого ограничения 70*1 + 60х2 + 20х3 + 50х4 > 1, которая хранится в ячейке В3 (то есть переводим курсор в поле «Ссылка на ячейку» (Cell Reference) и щелкаем мышью по ячейке В3). В центральном поле выбираем знак неравенства - ограничения: «≥», в поле «Ограничение» (Constraints) вводим единицу. Нажимаем «ОК». Вводим второе ограничение, нажимая «Добавить» (Add), вводим в поля: ссылку на «С3», «≥», «1», нажимаем «ОК», далее «Добавить» (Add), ссылку на «D3», «≥», «1», «ОК», «Добавить», ссылку на «Е3», «≥», «1», «ОК». Для ввода дополнительных ограничений х 1 > 0; х 2 > 0; х 3 > 0; х 4 > 0 нажимаем «Добавить», в поле «Ссылка на ячейку» (Constraints) ставим курсор и обводим ячейки В1-Е1, выводим в центральное поле «≥», ограничение «0», нажимаем «ОК». Далее запускаем программу, нажимая «Выполнить» (Solve). Результат: х 1 = 0, х 2 = 0,015, х 3 = 0,05, х 4 = 0, что видно из ячеек В1-Е1. Вводим в А5 подпись «Цена игры», а в соседнюю В5 формулу (переключаясь на английский язык) «=1/(В1+С1+D1+Е1)». Результат: 50. Это средняя вероятность выигрыша для игрока А. Находим вероятности чистых стратегий в смешанной стратегии р. Для этого вводим в А6 подпись «Р1=», а в соседнюю В6 формулу «=В5*В1», вводим в А7: «Р2=», а в В7 формулу «=В5*С1», в А8: «Р3=», а в В8: «=В5*D1», в А9: «Р4=», в В9: «=В5*Е1». Данные показатели и есть решение задачи.
Рассмотрим теперь решение относительно игрока В.
Для него вводим переменные, пропорциональные вероятностям чистых стратегий у, у2, у3, у4. ЗЛП для игрока В имеет вид:
Переходим на «Лист2» электронной таблицы, щелкнув на со
ответствующей закладке внизу таблицы. Вводим в ячейки открывшей
ся чистой электронной таблицы в ячейку А1 надпись «Переменные», а
в следующие ячейки, произвольные значения переменных, например,
вводим в ячейки В1-Е1 в каждую цифры 1. В ячейку А2 вводим под
пись «Целевая». Вводим в ячейку В2 значение целевой функции (пе
реключившись в английский режим набора текста): «=B1+С1+D1+Е1»,
что означает формулу у 1 + у 2 + У 3 + у 4. В третьей строке вводятся ле
вые части системы ограничений. Для этого переводим курсор в ячейку
А3 и вводим в ней текст «Ограничения». Переключившись в англий
ский режим клавиатуры, вводим в ячейку В3 формулу
«=70*В1+30*C1+20*D1+50*E1», которая соответствует левой части
первого ограничения системы 70* +30х2 +20х3 + 50х4 < 1. Вводим в
ячейку С3: «=60*В1+50*C1+40*D1+80*E1», в D3:
«=20*В1+60*C1+80*D1+60*E1», в ячейку Е3:
«=50*В1+70*C1+30*D1+50*E1». После этого вызываем надстройку в меню «сервис» и подменю «Поиск решений» (Solver…), открывается окно надстройки. В поле «Установить целевую ячейку» (Set Target Cell) даем ссылку на В2. Ниже, в области «Равной», поставить переключатель на максимальное значение (Equal to … Max … Value of:). Ставим курсор в поле «Изменяя ячейки» (By Changing Cell), и даем ссылки на переменные, обводя мышью ячейки В1-Е1. Далее, переводим курсор в поле «Ограничения» (Subject to the Constraints), и вводим ограничения. Для этого, нажимаем на кнопку «Добавить» (Add) и далее в поле «Ссылка на ячейку» (Cell Reference) даем ссылку на ячейку В3, в центральном поле выбираем знак неравенства - ограничения: «≤», в поле «Ограничение» (Constraints) вводим единицу. Нажимаем «ОК». Вводим второе ограничение, нажимая «Добавить» (Add), вводим в поля: «С3», «≤», «1», нажимаем «ОК», далее «Добавить» (Add), ссылку на «D3», «≤», «1», «ОК», «Добавить» (Add), ссылку на «Е3», «≤», «1», «ОК». Для ввода дополнительных ограничений *> 0; *> 0; *> 0; *> 0 нажимаем «Добавить» (Add), в поле
«Ссылка на ячейку» (Cell Reference) ставим курсор и обводим ячейки В1-Е1, выводим в центральное поле «≥», ограничение «0», нажимаем «ОК». Далее запускаем программу, нажимая «Выполнить» (Solve). Результат решения ЗЛП в ячейках В1-Е1. Вводим в А5 подпись «Цена игры», а в соседнюю В5 формулу (переключаясь на английский язык) «=1/(В1+С1+D1+Е1)». Находим вероятности чистых стратегий q в смешанной стратегии игрока В. Для этого вводим в А6 подпись «q1=», а в соседнюю В6 формулу «=В5*В1», вводим в А7: «q2=», а в В7 формулу «=В5*С1», в А8: «q3=», а в В8: «=В5*D1», в А9: «q4=», в В9:«=В5*Е1». Данные показатели и есть решение задачи для игрока В.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ НА ЗАЩИТЕ РАБОТЫ
1. Как называются методы принятия управленческих решений в условиях конфликта, когда в ситуации участвуют две стороны?
2.Как задачу свести к задаче меньшей размерности?
3. По какому плану решаются задачи методами теории игр?
Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 330 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!