Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теоретические источники развития социологии



Представления об обществе существовали с древних времен. Философы Древней Греции Платон и Аристотель разрабатывали теорию общества. Платон(427—347 до н. э.). Первыми трудами по общей социологии считают «Государство» и «Законы». Платон создавал модель идеального общества, где существует всеобщий контроль государства над всеми сторонами жизни общества. Он полагал, что государством должны управлять философы или люди, которые руководствуются философией, т. е. мудрые люди, знающие меру. Аристотель(384—322 до н. э). Этические и социально политические воззрения Аристотель раскрываются в «Этике» и «Политии». Аристотель провозглашает примат частной собственности. В основе общества — разумный эгоизм его членов и нравственность. Основой стратификации выступает досуг, как время для себя. Аристотель считал, что стабильным государство может быть, если в нем большинство людей принадлежит к среднему классу, т. е. имеют достаток достаточный для достойного существования. В Средневековье господствовали религиозные теории общества. Так, Августин Блаженный противопоставлял общество земное и небесное. В эпоху возрождения развивалось антропологические понимание мира. Считалось, что человек должен рассчитывать на свои силы, волю и знание. Возникли утопические взгляды на общество в работах Томаззо Кампанеллы и Томаса Мора. Они считали, что общинная жизнь является идеальной для человека. Н. Макиавелли(1469—1527) считал государство высшим проявлением человеческого духа, а служение ему целью, смыслом и счастьем жизни. Главная цель государства — обуздание эгоистических интересов людей. В учении Николо Макиавелли предлагалась технология эффективного лидерства, развивалась теория организационного поведения. Он родоначальник теории элит, лидерства, политической социологии. В 17 веке образцом науки считались математика, механика, астрономия. Возникло понимание о социальной физике, в рамках которой общество рассматривалось, как часть природы. Представители такой теории: Т. Гобс(1588—1679) — предложил теорию общественного договора и учение о гражданском обществе. В 18 в. просветители разграничили общество и государство, общество и культуру. Разработали идею прогресса, что легло позже в основание теории эволюции. Зарождается статистика. Э. Галлей, У. Петти заложили основы демографии. Появилась классическая работа Мальтуса «Очерк о народонаселении». Развивалась этнография как описание и сравнение образа жизни разных народов. Историки ввели понятие класса. Монтескье указывал на социальное значение географического фактора. Руссо считал, что прогресс противоречив, увеличение знания не увеличивает мудрость. Он автор теории отчуждения. Различались различные виды отчуждения: политическое, экономическое(неравенство); моральное(стараясь жить лучше, люди приходят к моральной нищете); психологическое(чувство одиночества); общекультурное(ложь, фальшь проникает в искусство, в отношения между людьми). В понимании общества возникло различение номинализма и реализма. Номинализм полагал, что общество — это лишь наименование некоего искусственного умозрительного объекта, который на самом деле не существует. Реализм полагал, что общество — это реальный объект. В учении социалистов(Анри де Сен Симон, «Очерк науки о человеке» — 1813 г.) содержалось предвосхищение развития социальной науки. В начале 19 в. французский ученый Алекс де Токвиль развивал теорию демократии в книге «Демократия в Америке». Он рассматривал проблемы соотношения свободы и равенства, индивида и государства. В 19 веке возникли две ветви обществознания: исторический материализм(К. Маркс) и позитивизм, создатель которого — О. Конт.




Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 328 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...