Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современные социально-демографичческие системы в Украине. НЕ НАШЕЛ

Роль теоретических исследований в развитии социологической науки.В социологии выделяются пять уровней обобщения научного знания и его анализа:Научная картина мира – совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающих реальность, которая изучается данной наукой.Общая теория – совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.Частная теория – логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших подтверждение в результате эмпирического (фундаментального) исследования.Эмпирическое (фундаментальное) исследование – непосредственное исследование объекта, проведенное с помощью конкретных социологических методов (опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.) и направленное на проверку частной теории. Основная цель – приращение научных знаний, выявление новых закономерностей и тенденций в исследуемой сфере реальности.Прикладное исследование – оперативное исследование, проведенное в короткий срок и на одном конкретном объекте (предприятие, банк, деревня) с целью социальной диагностики той или иной ситуации, выявления причин определенного явления (процесса) и подготовки соответствующих практических рекомендаций. Основная цель – решение конкретной практической проблемы.

17.Социально-политическая мысль М.С.Грушевского. Видный общественный деятель и ученый М.С. Грушевский (1866–1934) является лидером институциализированной социологии в Украине.Эту проблематику Грушевский называл «генетической социологией». В своем главном социологическом труде «Зачатки общества (генетическая социология)» он анализировал причины и факторы образования социальности, возникновения и существования человеческого общества, теоретически осмысливал фундаментальные социокультурные сдвиги и переломы в развитии человечества, формы человеческой жизнедеятельности, наиболее четко проявившиеся в процессе индустриализации западноевропейских стран. Специфические процессы, сопровождавшие капиталистические отношения, кризис традиционных институтов (семьи, соседских и цеховых отношений и т.п.), возрастание специализации труда, возникновение крупных промышленных центров, урбанизация, возникновение новых прослоек управленцев, сращивание промышленной и государственной бюрократии и т.п. по мысли Э. Дюркгейма и его последователей, вели к утрате «органической солидарности» и возникновению «механической солидарности». Обострился вопрос: что же вообще делает общество обществом? В поиске ответа на этот вопрос Грушевский ставил целью своих исследований: во-первых, доходчиво и популярно ознакомить широкие круги украинской общественности с новыми течениями в социологии; во-вторых, вычленить и прокомментировать основные методологические проблемы исследования форм общности, определить универсальные подходы, доступные в украинской реальности; возродить интерес отечественной науки к социологическим исследованиям, приступить к разработке «генетической социологии» в украиноведении; в-третьих обосновать свою оригинальную концепцию становления социальности, выявить механизмы и законы трансформации человеческого общества, ответить на вызов времени, проповедовавшего «реакцию против индивидуализма и классовости», или возвратить чувства уважения к коллективизму и солидарности, соединить таким образом в мировоззренческо-методологическом плане социализм и позитивизм.

19.Социально-политическая мысль Украины конца XIX в. Либеральные идеи в Украине не имели такого развития как в странах Западной Европы. Медленное восприятие либеральных идей украинской интеллигенцией и украинским обществом обуславливалось наличием авторитарного типа политического режима в Украине, жестоким подавлением проявлений национально-освободительного движения и вследствие того - засильем и популярностью радикальных течений. Современная политология выделяет две попытки рецепции либерализма в Украине. Первая из них была связана с попыткой известного украинского публициста, историка, философа Драгоманова (1841-1895 гг) перенести западные либеральные идеи в украинской среде. В своих главных трудах «Предисловие к«Громады»(1878 г.),«Либерализм и земство в России»(1889 г.),«Письма на Надднепрянское Украины»(1893 г.) он пытался соединить идею либеральной демократии с идеей опасности в развитии унитарных государственных бюрократических структур, альтернативу которых видел в сочетании принципов классического либерального парламентаризма и федерального государственного устройства. Критикуя абсолютизацию интересов трудового народа, Драгоманов, одновременно продолжал народническо-демократическую традицию под флагом громадивства. Целью переустройства общества он провозгласил «безначалие» - анархосоциализм прудонивського образца. По мнению М.П. Дрогоманова гарантией прав личности может быть только свободный самоврядована «община». Федеративный союз таких общин является альтернативой унитарным бюрократическим структурам государства.

20.Социально-политическая мысль Украины начало XX в. В начале XX в. социально-политическая мысль в Украине отражала переход национально-освободительного движения от стадии культурного украинофильства и просвещения к организованному просветительству в массах.В учебнике "Социология: наука об обществе" подчеркивается, что "своеобразным кредо ряда политических мыслителей в Украине становилась поддержка и развитие национального движения за установление государственности Украины.Конец XIX — начало XX в. можно охарактеризовать как период подготовки украинских сил к борьбе за независимость, "период соборности" Украины. В единое мощное движение объединяются украинцы Запада и Востока. Сотрудничество двух выдающихся ученых и идеологов М. Грушевского и И. Франко стало источником всеукраинского единства в борьбе за свободу и независимость Украинской державы.

21.Начало возрождения социологии в СССР в 60-х года XX века. В отличие от своих западных коллег, которые были преимущественно кабинетными учёными и стремились к созданию идеологически нейтральной науки, реализующей принцип Макса Вебера о том, что им нужно быть свободными от ценностных суждений, российские социологи чаще всего очень активно участвовали в общественной жизни России, некоторые из них были даже лидерами различных идейно-политических движений. Их теоретические обоснования социологических суждений были чаще всего идеологизированными в высокой степени. Российских социологов в тот период больше интересовали проблемы правоты «западников» или славянофилов, необходимости и характера возможной в России социальной революции, чем реальные социальные практики.В 60-е годы XX века в социологии была впервые в советский период поставлена задача изучения реальной жизни людей в так называемых «конкретных исследованиях», что способствовало развитию отечественной эмпирической социологии. Но возрождение советской социологии в этот период не привело к интересу социологов к проблемам права и деятельности судебной системы. Исследования этих сфер социальных взаимодействий были редкими, почти все они были засекречены, секретность с них была снята сравнительно недавно. Оказалось, что целенаправленных социологических исследований судебной системы СССР не проводилось, некоторые вопросы по этим темам изучались в исследованиях другой тематики, носили вспомогательный характер.

22.Демократизация общественной жизни в СССР, признание социологии как самостоятельной науки. Хрущевская демократизация ("оттепель") положила начало возрождению социологических исследований. Гласность и перестройка М.С. Горбачева привели к институциализации социологии в СССР в 1988 году и дальнейшему ее развитию в 90-е годы. Культивирование идеологии и практики военно-религиозного общества, переход от демократической к авторитарной модели модернизации закономерно привели к снижению статуса социологии в системе образования и возникновению барьеров на пути научного социологического анализа российского общества в начале ХХ1 века. Степень востребованности социологии в социуме – лакмусовая бумажка уровня зрелости и прогрессивности его эволюции.С конца 80-х – 90-е гг. ХХ в. – окончательное признание социологии как самостоятельной науки. Рассмотрение вопроса о социологии на Политбюро ЦК КПСС, возглавляемом М.С. Горбачевым в 1988 году, положило начало процессу институциализации социологической науки. Появляются первые учебники, социология начинает преподаваться в вузах.

23.Развитие социологии в современной Украине. Современная социология в Украине вышла из советской социологии, но ЕЕ развитие, как собственно украинского, фактически начался с 1991 г. после провозглашения независимости Украины. С этого времени происходит ее переорганизация на потребности и проблемы украинского общества, и именно в этом плане современная социологическая мысль вплетена в общий исторический процесс национального и духовного возрождения Украины.В мае 1991 года в Киевском университете им. Т. Шевченко был открыт социологический факультет, первый декан которого - один из известных социологов Украины профессор В.И.Волович. Социология стала нормативным курсом в украинских вузах. Основной социологический заведение в Украине - Институт социологии АН Украины.

24.Современные социологические теории. Современная социология отличается многоообразием концепций, научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.Концептуально-теоретические основы структурного функционализма разработан и видные американские социологи Толкотт Парсонс (1902-1979) и Роберт Мертон (1910-2003). Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой (индивиды, группы, коллективы и т.д.) находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Характер этих связей позволял построить относительно полную картину общества.Этнометодологи рассматривают социальную реальность как продукт интерпретации людей, которые живут в мире смыслов, толкований, постоянно создаваемых ими. Поэтому каждый индивид, вступая во взаимодействие с другими, уже имеет представление о том, как оно должно протекать, поскольку, как полагает Гарфинкель, существуют «невидимые» для самих людей правила, которыми они руководствуются в повседневной жизни. В человеческом обществе существует множество само собой разумеющихся условностей, нарушение которых приводит к конфликтам. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение, тогда как социальный мир, по их мнению, состоит только из конструкций и интерпретаций самих людей.

25.Общество как единая социальная система. Под социальной системой принято понимать упорядоченную, построенную иерархически совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединённых устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующих со средой как единое целоеОбщее: подход к обществу как к целостной системе элементов, находящейся в тесной взаимосвязи (системный подход).Всякая социальная среда состоит из компонентов:1. Ценности – обобщенные представления о желаемом типе социальной системы, которая способствует сохранению культурных образцов.2. Нормы – ориентации относительно поведения в конкретных ситуациях, обеспечивающих интеграцию социальной системы.3. Коллективы – общности, имеющие статусную дифференциацию, ориентируемые на выполнение целеедостиженческих функций.4. Роли – ожидания относительно поведения личности, выполняющие в социальной системе функции адаптации.5. Институционализация – процесс образования устойчивого взаимодействия между социальными действиями, которые затем превращаются в элементы социальной структуры, или в совокупность стандартных отношений носителей ролей.6. Социальная система общества – институционализируемый набор ролей.

26.Социальные общности, их типологтя и основные характеристики. Систематизация взглядов современных социологов по этому вопросу позволяет выделить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

27.Социальная структура обшества и её воспроизводство.С оциальная структура общества — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм. Чтобы более наглядно представить всю сложность и многомерность социальной структуры, ее условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структура общества.Социальные общности отличаются большим разнообразием видов и форм, например, по следующим признакам: по количественному составу — от двух-трех человек до десятков и даже сотен миллионов;по продолжительности существования — от нескольких минут до многих тысячелетий;по базовым системообразующим признакам — профессиональные, территориальные, этнические, демографические,социокультурные, конфессиональные и др.

28.Типы социальных общностей: сущность,единство,различие. Социология выделяет два основных типа общностей: массовые и групповые.Массовые общности характеризуются следующими особенностями:имеют неопределенную, можно сказать, аморфную структуру, неопределенные границы, неопределенный количественный и качественный состав, не имеют каких-либо формальных принципов вхождения человека в состав такой общности;чаше всего возникают при появлении некоторых ситуаций, при исчезновении которых такая общность может исчезнуть. Вместе с тем, некоторые массовые общности обладают способностью приспосабливаться к изменившимся условиям;им свойственна разнородность состава, межгрупповая структура; в них, как правило, нет каких-либо внутренних границ между классовыми, этническими, идеологическими, профессиональными, демографическими и иными группами;как правило, не вступают в состав более широких общностей в качестве явных структурных единиц именно в силу своей аморфности и неопределенности.К социальным общностям относятся этнические, профессиональные, территориальные, тендерные, возрастные, региональные, образовательные и т. п.

29.Разновидности социальлных общностей и их взаимодействие. Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.Социальное взаимодействие-социальный контакт представляет собой мимолетную, кратковременную связь, в которой отсут-ствует система сопряженных действий по отношению к партнеру.

30.Закономерности развития индустриального и постиндустриального общества. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ (промышленное) ОБЩЕСТВО - одна из двух осн. (наряду с “капиталистическим об-вом”) категорий, в к-рых зап. социологи анализируют природу совр. “развитых” об-в и обобщают характер преобразований, отделяющих их от “традиционных” (родо-племенных и феод.) об-в.Постиндустриа́льное о́бщество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.

31.Этапы общественного раздления труда и социальная структура общества. В ходе исторического развития общества разделение труда прошло ряд этапов. Для каждого этапа характерно выделение определенной отрасли хозяйственной деятельности.Этап общественного разделения трудаСфера деятельности, выделившаяся в самостоятельную отрасль экономики Возникшие социальные группы Первыйсельское хозяйство Крестьянство ВторойПромышленностьРемесленникипромышленникиТретийТорговляКупечествоЧетвертыйФинансыРостовщикиПятыйУправление, менеджментТехническая интеллигенция, специалисты.Социальная структура общества-это устойчивая совокупность его элементов, а так же связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий и их жизнедеятельности.В основе социальной структуры лежат общественное разделение труда, отношения собственности, а также другие факторы социального неравентсва.

32.Социальная стратификация и социальная мобильность современного украинского общества. Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали, вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериями.Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т. е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества.В начале 90-х гг.. XX в. в результате политики «перестройки» и вызванных ею к жизни негативных тенденций прекратило свое существование советское общество. В результате распада СССР на постсоветском пространстве образовалось государство − Украина. Современное украинское общество − это общество переходного типа. В нем интенсивно осуществляется процесс переструктурирования, связанный с формирование новых социально-экономических и политических отношений.В результате этих процессов в украинском обществе складывается новая стратификационная система, в напоминающая стратификационную систему западного типа, поскольку определяющую роль в ней играют отношения частной собственности. Социологические исследования показывают, что в последнее десятилетие в украинском обществе сформировался высший слой собственников, составляющий около 3% всего населения.

33.Социология П.А.Сорокина. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности. П. Сорокин, разработав систему социологии, в сущности выступил против предшествующей социологии, изучавшей «психические реальности». Он считал, что «социология должна строится по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речиНеоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли своё отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Согласно этой теории всё общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации.По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества.Меняя профессию или вид деятельности, своё экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название Социальной мобильности. Как считал Сорокин, социальная мобильность – такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует

34.Социально-территориальная структура общества.Урбанизация как, социальный процесс и последствия. Социально-территориальная структура определяется по характеристике исторически сложившихся территориальных общностей людей, характеризующихся общими условиями жизнедеятельности, социокультурными традициями.Этнодемографические, профессиональные процессы, фазы общественного воспроизводства, различные виды социальных взаимодействий осуществляются в географическом пространстве и потому имеют определенную “территориальную проекцию”. Аналогично обстоит дело с жизнью отдельных людей: они рождаются, осуществляют какую-то деятельность, умирают, и “территориальные проекции” их путей в одних случаях сжимаются в “точку” единственного села и города, в других же, охватывают чуть ли не весь мирУрбанизация — это социально-экономический процесс, выражающийся в росте городских поселений, концентрации населения в них, особенно в больших городах, в распространении городского образа жизни на всю сеть поселений.Процесс урбанизации прошел два этапа. Первый характеризуется большими перемещениями сельского населения в города, ростом числа городов, концентрацией и накоплением экономического, культурного потенциала в крупных городах. На втором этапе происходит распространение сложившихся стандартов городской культуры через средства массовой коммуникации и их освоение населением мелких городов и сельских поселений.

35.Социальные общности как форма организации жизни индивидов. К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистический характер, вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность.Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:экономические,которые служат производству и распределению ценностей и услуг;политические регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;институты родства связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;институты культуры связаны с религией, наукой, образованием и др;институты стратификации,которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

36.Объект и предмет социологии культуры Социология культуры — наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям. Объект социологии. В социологии культура рассматривается прежде всего в социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социального взаимодействия. В этом смысле исследование культуры означает изучение сложного и многомерного общественного процесса осмысления членами общества своей социокультурной среды, происходящего в определенных условиях социального расслоения и территориального распределения.Предмет социологии и культуры российскими социологами пока уточняется. Многие из них считают, что одним из важных аспектов объекта и предмета социологии культуры должно быть рассмотрение современного социокультурного процесса в направлении сущностного изменения роли культуры в жизни российского общества.

37.Нормы,ценности,традиции-регуляторы поведения личности. Норма – это рациональный и формализованный регулятор поведения людей. Норма, основанная на традиции, религиозных предписаниях, этикете, языковых правилах и т.д., выступает внешним по отношению к человеку предписанием, тогда как ценность определяет внутреннюю мотивацию поступка, его духовное содержание.Ценности – то, что человек особенно ценит в жизни. Ценности составляют стержень личности человека; систему его оценок окружающего, они достаточно устойчивы во времени. Ценности оказывают сильное влияние на поведение человека в коллективе и на принимаемые им решения.Традиции – элементы социального и культурного успешного опыта, передаваемые из поколения в поколение, принявшие устойчивый характер и закреплённые в определённых стереотипах и правилах поведения.

38.Этническая культура как социально-духовный феномен. Вхождение этнокультурного феномена в систему мировой цивилизации играло определенную роль в формировании национальной идеи, в ее целостности на протяжении всей истории этого этноса со всеми ее столкновениями противоположных процессов, социальными катаклизмами, культурными и духовными взлетами, застоем и даже регрессом в развитии материальной и духовной культуры. Именно такую значимость имело вхождение северокавказского этнокультурного феномена в систему мировой цивилизации в духовно-нравственной культуре народов Северного Кавказа, и в практическом освоении ими окружающего природно-материального и социального мира. Это был процесс, который цементировал социально-экономический, морально-этический и духовный строй нации, способствовал развитию добрососедских отношений как внутри этноса, так и между другими народами, независимо от того, к какой цивилизации они относились – к арабоязычной или какой-то другой. Несмотря на высокие горы, непроходимые ущелья, водные рубежи, достаточно большие расстояния, среди горских народов никогда не было межнациональной отчужденности, вражды по отношению к людям иных вероисповеданий, если их к этому не толкали так называемые «лидеры» национальной элиты. Чувство причастности к мировой цивилизации всегда было в крови нации и лучших ее представителей, которые гордились разными гранями вхождения в систему мировой цивилизации.

39.Социокультурные последствия урбанизации. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием». Одним из результатов социализации является то, что человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Урбанизация оказала огромное влияние на расселение населения (резкое сокращение удельного веса сельского населения в пользу городского), его демографическую и социально-профессиональную структуру, образ и уровень жизни и др. Исторически урбанизация была обусловлена необходимостью и эффективностью концентрации различных форм и видов деятельности {материальной и духовной), общения, усиления взаимосвязей между различными сторонами человеческой жизнедеятельности. Она способствовала преодолению культурной и социальной отсталости в сельских поселениях, становлению современной экономики и т. д.

40.Развитие образования и общественный прогресс. с 2005 по 2014 год объявлен декадой перехода к устойчивому развитию. Одновременно, следуя тем идеям, ООН объявила и о том, что это — декада и образования для устойчивого развития. Сказанное означает, что в эти годы мы начнем переход к устойчивому развитию во всех направлениях. В Европе сейчас принята стратегия для устойчивого развития образования. Это образование уже развертывается.Общественный прогресс – это постепенное культурное и социальное развитие человечества.Основные группы теорий общественного прогресса можно классифицировать следующим образом: 1.Теории естественного прогресса. Эта группа теорий заявляет о естественном прогрессе человечества, который происходит сам собой по естественным обстоятельствам. Главным фактором прогресса здесь считается естественная способность человеческого разума увеличивать и накапливать сумму знаний о природе и обществе. В этих учениях человеческий разум наделяется неограниченным могуществом и, соответственно этому, прогресс считается явлением исторически бесконечным и безостановочным. 2.Диалектические концепции общественного прогресса. Эти учения полагают прогресс явлением внутренне закономерным для общества, присущим ему органически. В них прогресс выступает формой и целью самого существования человеческого общества, а сами диалектические концепции подразделяются на идеалистические и на материалистические: –идеалистические диалектические концепции общественного прогресса сближаются с теориями о естественном ходе прогресса в том, что связывают принцип прогресса с принципом мышления (Абсолюта, Высшего Разума, Абсолютной Идеи и т.д.). –материалистические концепции общественного прогресса (марксизм) связывают прогресс с внутренними закономерностями общественно-экономических процессов в обществе. 3.Эволюционные теории общественного прогресса.

41.Социальная деятельность и поведения личности. социальную деятельность можно определить как целенаправленные действия, основанные на учете потребностей, интересов и действий других людей, а также существующих в обществе социальных норм.Совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы, реакцию на его социальный статус, составляют поведение.Определяющей основой социальной деятельности и социального поведения личности выступают объективные условия ее жизнедеятельности, которые порождают определенные потребности и интересы.C термином “поведение” в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека — и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путём следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.

42.Социология труда как одна из отраслей социально науки. СОЦИОЛО́ГИЯ ТРУДА́ отрасль социологии, изучающая социальные аспекты трудовой деятельности и закономерности функцио-нирования трудовых коллективов.Труд представляет собой обязательно целесообразную человеческую деятельность, на нем основывается жизнедеятельность людей. Сегодня труд предполагает определенную общественную форму, определенные отношения индивидов в ходе трудовой деятельности. Вследствие этого история цивилизации, история человека - это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности. А главное, труд - это природное и ключевое условие жизнедеятельности человека. В широком понимании, под трудом подразумевают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

43.Социология образования как одна из отраслей социально науки. Социоло́гия образова́ния — отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Современная социология образования исследует образование в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах как процесс формирования знаний у индивидов, вовлеченных в то или иное звено образования;как процесс изменения общественного сознания;как фактор социализации личности, и её воспитания;как своеобразная феноменология личностного сознания.Образование, являясь важнейшим элементом социальной системы призван развивать человеческий капитал. В недрах этой системы формируются идеи, идеалы, мировоззренческие позиции. Это область формирования надежд и упований, на основе которых формируется социально значимое и позитивное поведение людей в результате чего происходит важнейший аспект конструирования общества, его институтов. Эта система во многом определяет собой и судьбу отдельных людей. Образование, таким образом, — это система проектирования будущего.

44.Социология семьи как одна из отрраслейсоциологияеской науки. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ- отрасль социологии, изучающая С. (Семья) - социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из важнейших отличительных особенностей этой системы заключается в том, что С. одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы. Как социальный институт С. обладает моральным и правовым узаконением, общественной и государственной поддержкой, характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми и другими родственниками.При анализе С. как социального института обычно рассматриваются не конкретные С., а образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в С.

Современные социально-демографичческие системы в Украине. НЕ НАШЕЛ

46.Социальные нормы и личность. Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности

47.Культура как объект социального познания. Социальные функции культуры. Культура считается упорядоченной селективной областью феноменов, противопоставляемой «природному», которое рассматривается как материал для «культуры»: способности человека специфическим образом «метить» окружение как свою «среду».Благодаря социологическому анализу культуры мы имеем возможность изучать социальное распределение в обществе способов освоения, использования и создания людьми объектов культуры. Социологический анализ культуры выполняет функции, основными из них являются научно-познавательная, образовательная и практическая.

48.Этносоциология как одна из отраслей социологической накуки. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ дисциплина сложившаяся на стыке социологии, этнографии и истории. Предметом этносоциологич. исследований является взаимосвязь общих соц. явлений и процессов с этнич. Основные темы, разрабатываемые этносоциологами, это: влияние нац. факторов на соц. структуру и миграцию населения; использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнич. принадлежности; соц. детерминированность нац. самосознания, межнац. отношений; межэтнич. конфликты; нац. особенности ценностных ориентации, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в соц. группах; этноязыковые процессы, в т. ч. билингвизм.

49.Социология конфликта как одна из отраслей социоолгической науки. Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре. Более того, они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс развития общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Сама социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцированно общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Однако в сложной социальной системе существует и больше возможностей и механизмов для успешного решения конфликтов, для нахождения консенсуса. Поэтому проблема любого общества, любой социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем.

50.Теория и практика социализации личности. Возрастные этапы социализации. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности.Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях.Возрастные этапы социализации Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития.Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личностиМолодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

51.Трудовой конфликт и методы его разрешения. Трудовой конфликт – это противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников. Реализация трудового конфликта зависит от таких субъективных человеческих факторов, как потребности и способности. Разрешение трудового конфликта – это процесс или целенаправленная деятельность, снимающие его причины и последствия. Разрешение трудового конфликта может быть организованным или произвольным, стихийным. Не всегда установимы четкие границы между разрешением конфликта и самим конфликтом, поскольку он иногда протекает как конструктивное преодоление трудовых проблем.

52.Этничекий конфликт и методы его разрешения. этнический конфликт— форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Источником Э. к., как правило, являются внеэтнические социально-политические и экономические противоречия.Методы решения можног разделить в три этапа: Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.Во-вторых, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.И в-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.

53.Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотнашения личности и общества. Во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный сплав психологического и социального. Это постоянно проявляется в ее связях с социальным окружением. Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальному слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют определенные образцы ее поведения.Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Под макроуровнем имеется в виду «широкая» социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы, но, конечно, в первую очередь следует отметить роль социальных влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность. Нельзя не упомянуть здесь о воздействии государства в целом и тех или иных его органов на личность.

54.Семья как вожнейший социальный институт. Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.Социальные функции семьи репродуктивная (биологическое продолжение рода)воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)

55.Сущность и мотивы социального действия. В современной науке принята точка зрения, согласно которой человек – биосоциальное существо. В его жизни отчётливо выделяются три стороны – органическая, психическая и социальная. Говоря о социальных факторах, мы должны учитывать ещё одну важную предпосылку их формирования, коренящуюся в природе человека.Социальное действие – осознанное действие индивида, направленное на достижение цели, влияющее на поведение других индивидов. а также подверженное их влиянию.Отличительными чертами социального действия являются:1) преднамеренность, целенаправленность, сознательность;2) ориентированность на оценки и реакции других людей;3) повторяемость, регулярность, систематичность.

56.Виды и формы социальных изменений. Понятием "социальные изменения" обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться: на уровне межличностных отношений.Виды социальных изменений. Можно выделить четыре вида социальных изменений. 1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения.2. Изменения, затрагивающие социальные процессы.3. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. 4. Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Формы социальных изменений:эволюционная;революционная.Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем.Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних стадий развития общества к более сложным.

57.Социальное регулирование в традиционном обществе. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата. Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном счете приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т.е. нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи.В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы.

58.Глобализация и ее социокультурные последствия. Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Большинство из тех, кто исследует социокультурные последствия глобализации, оценивают ее исключительно как феномен, несущий в себе ярко выраженное отрицательное начало. Однако очевидно, что глобализация способствует формированию представления о взаимосвязанном мире, где существование различных народов и культур является возможным только тогда, когда они в качестве императива принимают принцип культурного плюрализма. Глобализация явно увеличивает плотность "информационного потока", дает шанс различным культурам вырваться за пределы своей этнической или национальной ограниченности, обрести динамику собственного развития. В то же время глобализация вызывает перемены не только в экономической, политической или правовой сфере жизни общества, но и самым непосредственным образом отражается на тех процессах, которые протекают в сфере культуры, в таких ее отраслях, как искусство, науки, образование, воспитание.

59.Влияние института частной собственности на социальную мобильность личности. Известно, что вся западная идея демократии базируется на принципе частной собственности. Она является самоценностью для либерализма. Она священна и неприкосновенна.Либерализм провозглашает незыблемость частной собственности перед лицом государственной власти. Лозунг либерализма – BEATI POSSIDENTES (блаженны имеющие, обладающие имуществом). Обладание имуществом расценивается как нечто положительное, поэтому либерализм, естественно, берет под свою опеку свободу тех видов деятельности, которые направлены на добывание и рост частной собственности.«Частная собственность является главной гарантией свободы, причем не только для тех, кто владеет этой собственностью, но и для тех, кто этой собственностью не владеет», – считает один из идеологов либерализма Ф.А. Хайек

60.Девиантное поведение и его причины. Под девиантным поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

61.Разновидности социальных конфликтов.Методы их предупреждения и решения. Рассмотрим основные виды конфликтов, что классифицируются в зависимости от субъектов, которые противодействуют друг другу:Личностный конфликт – это конфликт, который происходит внутри конкретной личности на уровне ее сознания. Межличностный - классификация видов конфликтов включает также конфликт, который являет собой разногласия между двумя и более членами одной конкретной группы или же нескольких групп.Межгрупповой – конфликт между людьми, индивидами, что образуют группу, другой группе. Конфликт принадлежности. Виды конфликтов в психологии занимают весомое место, и этот вид является одним из основных..Конфликт с внешней средой. Он создается, когда индивиды, что составляют группу, испытывают внешнее давление.Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта:1силовой (одностороннее доминирование), 2.компромисс, 3.интегральная модель, 4.разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель).

62.Сущность понятий "социальный институт", "социальная организация" Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение (инстинкты) людей посредством установленных правил.Социальная организация общества — установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему.

63.Основные теоритические концепции личности. Типология личности. Понятие «личность» является одним из основных в социологии, так же, как и «общество», «социальное». Ведь именно личность является источником всей социальной жизни, ее основным элементом.Личность изучается всем комплексом гуманитарных наук. Философия изучает соотношение природного (биологического) и социального в человеке, место человека в мире; психология – внутренний мир личности, состояние ее «я»; этика – «мир должного». В социологии проблема личности обычно рассматривается в двух основных ракурсах:а) как устроена социальная жизнь, как функционируют социальные институты, общности и насколько это соотносится с потребностями конкретной личности;б) как личность взаимодействует с другими личностями, как проявляет свою сущность, независимость, автономность.Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

64.Социализация личности,ее основные этапы. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности.Основные этапы социализации личности:Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

65.Культура и личность. Культурное взаимодействие и социальная индефикация личности. Культура и личность – это достаточно сложное направление в науке, которое можно представить в виде структуры. Человек по отношению к культуре может выступить в несколько ролях. Рассмотрим их все. Личность является продуктом культуры. То есть только человек, усвоивший все традиции, правила, ценности своего социума может быть адекватен обществу и своему времени. Личность также выступает и в роли потребителя культуры. То есть человек в готовом виде, чаще всего в форме стереотипов, усваивает язык, традиции, нормы, знания и так далее. Личность является производителем культуры. Именно человек создает, переосмысляет, дополняет, совершенствует и интерпретирует культурные нормы. Личность – это своеобразный транслятор культуры. Человек передает свои ценности, приоритеты, традиции и правила своим детям, ближайшему окружению. Культура личности – это необходимый элемент для успешной социализации индивидуума. Ребенок начинает овладевать знаниями, правилами, в чем ему помогают родители. Таким образом, человек становится адекватным культуре, принятой в его обществе. Индивид усваивает определенный набор социальных ролей, формируется как личность. Только после этого он сможет успешно функционировать в обществе.

66.Проблема диалога культур в современном обществе. Проблема взаимодействия культур.Изоляция культуры - это один из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры. Изоляция культуры сводится к запрету любых изменений в ней, насильственному пресечению всех чуждых влияний. Такая культура консервируется, перестает развиваться и в итоге умирает, превращаясь в набор банальностей, прописных истин, музейных экспонатов и подделок под предметы народных промыслов.Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.

67.Социальные институты и их функции. Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение (инстинкты) людей посредством установленных правил.У каждого социального института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений. Если это армия, то её роль состоит в обеспечении военно-политической безопасности страны путем участия в боевых действиях и демонстрации своей военной мощи. Помимо неё есть и другие явные функции, в той или иной степени свойственные всем социальным институтам, обеспечивающие выполнение главной.Социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:обеспечивают возможность удовлетворить индивидам, социальным общностям и группам различные свои потребности;регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, стимулируя желательное и репрессируя нежелательное поведение;определяют и поддерживают общий социальный порядок системой своих социальных регуляторов и осуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности

68.Теоретико-методологические принципы социального исследования. Большую роль в успешном осуществлении социально-педагогических исследований играет принцип единства теории и практики. Практика – критерий истинности того или иного теоретического положения.Одним из методологических принципов является творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме.Методологический принцип всесторонности предполагает комплексный подход к исследованию социально-педагогических процессов и явлений. Одно из важнейших требований комплексного подхода – установление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, оказывающих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы.

69.Программа социологического исследования и основные требования, предъявляемые к ней. Любая программа социологического исследования должна удовлетворять следующим основным требованиям: теоретико-методологической обоснованности;структурной полноте, т. е. наличию ней всех структурных элементов; логичности и последовательности ее частей и фрагментов;гибкости (она не должна сковывать творческие возможности социолога);ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.Отсутствие или неполная разработанность программы отличает спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость социологического исследования и его результатов.

70.Основные требования к организации социологического исслеования. Социологическо-исследовательский проект – это система научно-исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных. Целесообразно составить рабочий план исследования. Подготовка социологического исследования начинается с разработки программы. Прежде всего, она предполагает определение и обоснование проблемы исследования. негативный результат. Социологическое исследование преследует практические цели призвано дать объективную информацию для выработки управленческих решений. Подготовка исследования включает определение его объекта и предмета. Объект – это определенная система процессов, отражающая ту или иную социальную проблему. В нашем примере это – социальные условия, в которых проходит дошкольное развитие ребенка. Предмет – это часть социальных явлений, которая подвергается социальному измерению, анализу и выявлению закономерностей, которым данные явления подчиняются. Приступая к исследованию, социолог формулирует гипотезы.

71.Методологические функции программы социологического исследования. Методологическая функция программы социологического исследования состоит в:пределении научных проблем, для решения которых проводится исследование; формировании цели и задач исследования; фиксировании исходных представлений об объекте; установлении отношения исследования к ранее выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

72.Методические функции программы социологического исслеодования. Методическая функция программы состоит в том, что в программе разрабатывается общий логический план исследования. Методическая функция показывает, как использовать методы и способы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, провести сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.

73.Структура программы эмпирического социологического исследования Программа эмпирического исследования – документ, который содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Она относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Программа включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов: методологическая часть –формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть –определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ. В методическую часть программы включается также характеристика методов и приемов сбора первичной информации; логическая структура применяемого методического инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик, свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.

74.Гипотезы социологического исследования и их обоснования. Основная функция гипотезы состоит в получении новых научных высказываниях, которые совершенствуют или обогащают имеющиеся знания. Отличается научная гипотеза тем, что новые высказывания можно назвать научными гипотезами в том случае, если они, во-первых, составляют научный вывод из доказанных положений (например, законов статистики или практически полученных данных наблюдения и т. п.); во-вторых, представляют высказывания, полученные путем научных заключений, с целью объяснения соответствующего явления; в-третьих, абстрагированы из эмпирических данных и подтверждены практикой либо соответствующей теорией, научная гипотеза и в том ее сила, может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

75 Основные методы формирования выборочной совокупности. Основным условием проведения выборочного обследования является предупреждение возникновения систематических ошибок, возникающих вследствие нарушения принципа равных возможностей попадания в выборку каждой единицы генеральной совокупности. Предупреждение систематических ошибок достигается в результате применения научно обоснованных способов формирования выборочной совокупности.Существуют следующие способы отбора единиц из генеральной совокупности:1) индивидуальный отбор — в выборку отбираются отдельные единицы;2) групповой отбор — в выборку попадают качественно однородные группы или серии изучаемых единиц;3) комбинированный отбор — это комбинация индивидуального и группового отбора.

76.Рабочий план эмпрического социологического исследования и основные этапы его реалзации. В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить 3 основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:1. Подготовительный 2. Основной;3. Завершающий.Работа начинается с перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы, которую нужно исследовать. Для этого нужно проделать специальную теоретическую работу:1. Установить реальное наличие данной проблемы:2. Вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии.3. Определить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа.4. Выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска.5. Проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем, для чего изучить имеющуюся литературу, проговорить проблемную ситуацию с компетентными людьми, специалистами, экспертами, практиками, соприкасавшимися с изучаемой проблемой.

77.Особенности различных методов опроса. Специфика опроса заключается: во-1, источ-ом инф-ции для исслед-ля выст-ет мнение, суждения инд-да; во-2, опрос позволяет в макс-но короткие сроки опрашивать большие сов-ти людей и получать разнообраз инф-ю; в-3, ценное его дост-во - широта охвата разл-ых областей соц-ной практики. (от производств-х проблем до изучения секс-го пов-ия отд-ых групп нас-ия).Кроме того, опросы разл-ют:· по степени охвата: сплошной, выборочный; по форме проведения: устный, письменный;по способу коммуникаций: очный, заочный;в зави-ти от конструкции задаваемых вопросов: открытый, закрытый, полузакрытый.


Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 958 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...