Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Политическая борьба в 30—40-х годах 1 страница



«Живые следы прежней автономии» постоянно давали себя знать в острых политических конфликтах, заполнявших историю России того времени. После смерти Василия III в 1533 г. вспыхнула борьба между феодальными группировками. Группа знати во главе с удельными князьями, братьями Василия III, составила заговор с целью свержения провозглашенного великим князем малолетнего Ивана IV и регентши — его матери Елены Глинской — и возведения на великое княжение Дмитровского удельного князя Юрия Ивановича. Среди заговорщиков видную роль играли потомки князей Шуйских. Заговор не удался. Юрий Иванович и его бояре были арестованы, но вскоре выступил другой брат Василия III — Андрей Иванович Старицкий, требовавший увеличения своего удела. Его домогательства успехов не имели. В 1534 г. образовался заговор во главе с Михаилом Глинским, опиравшимся на удельных князей Вельских, Воротынских, Трубецких. Но и этот заговор был разоблачен.

Начало реформ

Маневрируя между различными группировками феодалов, правительство Елены Глинской вело линию на сужение податного и судебного иммунитетов церкви, осуществляло контроль над ростом монастырского земле-владения, запретило покупать земли у служилых людей, чтобы не допустить выхода этой земли «из службы».

С целью укрепления рубежей развернулось строительство многих крепостей и городов — каменных и деревоземляных. Специальные «городовые приказчики» организовывали сбор средств и привлечение населения к оборонительным работам. Создание крепостей (в том числе Китай-города в Москве) способствовало привлечению населения в защищенные от нападений врагов города, росту ремесла и торговли в них.

Стремлением упрочить финансовое положение государства была вызвана денежная реформа 1535 г. Уменьшив вес монеты, реформа упразднила разнобой между московской и сохранявшейся до тех пор новгородской денежными системами.

Началась реформа управления на местах, где вводились «губные» учреждения (от слова «губа» — административный округ). Из среды местных служилых людей — детей боярских — избирались «излюбленные головы» для судопроизводства по наиболее важным делам. В помощь им выбирались целовальники (присягавшие целованием креста) из числа «лучших» черносошных крестьян. «Излюбленные головы» — губные старосты получили право самостоятельно производить следствие с применением пыток по делам о «разбоях» и «татьбах» и приговаривать обвиняемых вплоть до смертной казни. В Москве для надзора за деятельностью губных учреждений был создан специальный Разбойный приказ. Все это наряду с назначением «городовых приказчиков» из местных дворян ограничивало полномочия бояр-кормленщиков и усиливало роль дворянства в местном управлении.

Усиление княжеско-боярской оппозиции

Но враждебные государственной централизации силы были далеко не сломлены. Они располагали большими материальными средствами и продолжали вести борьбу за сохранение и реставрацию прежних порядков с ограниченной властью государя и большой самостоятельностью феодалов. Свои надежды они связывали прежде всего с князем -Андреем

Ивановичем Старицким. Его попытались удалить, поставив во главе отправлявшегося на оборону южных границ войска. Но удельный князь чувствовал себя настолько уверенно, что не подчинился распоряжению правительства. Готовя выступление с целью захвата власти в государстве, он рассчитывал на поддержку Новгорода. Однако новгородские дворяне сообщили о полученных ими грамотах Андрея Старицкого в Москву. Московским правителям удалось заманить Андрея Старицкого в Москву, где он был «уморен под железной шапкой»; участников заговора повесили вдоль дороги из Москвы в Новгород.

Борьба приняла формы заговоров, убийств, жестоких расправе противниками, как это обычно бывало в средние века. В начале 1538 г. внезапно умерла Елена Глинская. Иностранцы, бывшие в то время в России, говорят о том, что великая княгиня была отравлена. Власть перешла к феодальной группировке, возглавлявшейся Шуйскими. Началось быстрое расширение их земельных владений. Спустя год у власти оказалась группировка Вельских. В борьбе боярско-княжеских группировок раскололись и церковники, активно поддерживавшие соперничающие силы. В январе 1542 г. у власти опять оказались Шуйские.

Обострение классовой борьбы и усиление внешней опасности. Начало правления Ивана IV

Ожесточенная борьба княжеско-боярских группировок за власть, сопровождавшаяся произволом и насилиями со стороны бояр-кормленщиков, привела к новому обострению классовых противоречий. Росло глухое народ-ное недовольство бесконечными и тяжело ложившимися на плечи народа боярско-княжескими распрями. Помимо обычного в таких случаях ухода крестьян и горожан на окраины увеличилось количество «татебных» и «разбойных» дел, т. е. нападений на жизнь и имущество Феодалов. Ферапонтов монастырь жаловался в 1546 г. на то, что крестьяне «вступаются у них в монастырские починки, перелезши за межу, землю пашут и лес секут, и пожни косят, а называют они те земли, и лес, и пожни, и починки своею землею». Аналогичные свидетельства усилившегося сопротивления крестьян имелись и по многим другим территориям.

Воспользовавшись ослаблением государства. Казанское ханство предприняло в 1537 — 1538гг. большие походы в Поволжье и к северу от Волги. Около 100 тыс. человек было уведено в казанский плен.

Обострение внутреннего положения и усиление внешней опасности вынудили наиболее дальновидных политических деятелей искать выход в усилении государственной централизации. Значительная роль в укреплении самодержавия в середине XVI в. принадлежала ставшему в марте 1542 г. митрополитом новгородскому архиепископу Макарию. Заинтересованные в централизации власти феодальные круги возлагали надежды на подраставшего Ивана IV. Уже в годы ранней молодости он проявил властный и жестокий характер. В декабре 1543 г. им были отстранены от власти Шуйские, а затем молодой Иван IV начал отправлять в опалу и казнить некоторых бояр.

Летом 1546 г. внутреннее положение в стране стало накаляться. На южном рубеже — в Коломне — произошли волнения присланных из Новгорода «пищальников» (воинов, приставленных к огнестрельным орудиям — пищалям). Государевых людей, приехавших к пищальникам с приказом от великого князя, новгородцы закидали грязью, а потом стали стрелять по ним из своих пищалей, мстя за сопровождавшуюся конфискациями имущества принудительную мобилизацию их из Новгорода в Коломну. Затем выяснилось, что к волнениям пищальников имели отношение бояре Воронцовы и князь Кубенский. Им отрубили головы. Появилось недовольство и во Пскове. Псковичи прислали к молодому великому князю послов с жалобой на действия московского наместника. Иван велел поджечь жалобщикам бороды свечами и облить их горячим вином. После расправы над Воронцо-выми и Кубенским у власти укрепились родственники молодого царя — Глинские. Вскоре Иван IV женился на нетитулованной Анастасии Романовой, отказавшись от вступления в родственные связи со знатью. В январе 1547 г. по задуманному Макарием ритуалу произошло торжественное венчание Ивана I V на царство. Впервые Московский великий князь наделялся титулом царя, что по тогдашним понятиям резко возвышало его над всей титулованной русской знатью и уравнивало в положении с западноевропейскими императорами. Но был в венчании Ивана на царство и другой смысл. Царскую корону он получал из рук главы церкви — митрополита Макария, от него же выслушивал напутственное слово. Все это подчеркивало особое положение церкви в государстве, которая выступала в качестве гаранта самодержавной власти. Тем самым царская власть обязывалась заботиться о сохранении прав и привилегий церкви. Укрепляя самодержавную власть, церковь преследовала и свои собственные интересы.

Московское восстание 1547 г.

Начало царствования Ивана IV ознаменовалось открытым обострением давно уже накапливавшихся классовых противоречий. В июне 1547 г. в Москве произошел колоссальный пожар, город был уничтожен полностью, тысячи людей погибли в огне и дыму С большим трудом удалось спасти митрополита Макария, Иван уехал в подгороднее село Воробьево. Поползли слухи о том, что Москву подожгли родственники царя — Глинские, якобы занимавшиеся колдовством.

Как и в давние времена, раздался звон колокола, и москвичи потребовали выдачи Глинских. Народ ворвался в Успенский собор и убил там Юрия Глинского во время службы. Восставшие двинулись в Воробьево, к царю, и ему пришлось обещать произвести розыск и наказать виновных. Гнев народа умело направлялся боярской группировкой вообще против «иноплеменных» — это был самый сильный «козырь» для удаления Глинских, и тем самым Ивана, от власти. Несколько лет спустя Иван Грозный вспоминал об этих потрясших его событиях: «И вниде страх в душу моя и трепет в кости моя».

Восстание в Москве было не единственным. Волнения произошли также в Опочке, Устюге, Пскове. Вновь оживились в середине XVI в. еретические движения.

Реформы 50-х годов XVI в.

«Избранная Рада»

Выражением компромисса между разными слоями господствующего класса в начале правления Ивана IV была так называемая «Избранная рада» — небольшой круг приближенных к царю лиц, точный состав которого не вполне ясен. Само выражение «избранная рада» было употреблено бывшим ее участником князем А. М. Курбским в одном из его посланий к Грозному. В составе «Избранной рады» оказались представители служилых людей, каким был А. Ф. Адашев — выходец из незнатных, но крупных землевладельцев; духовенства, какими были митрополит Макарий и духовник царя, протопоп кремлевского Благовещенского собора Сильвестр; из княжеско-боярской знати, какими были молодой князь Андрей Курбский и князь Михаил Воротынский; представитель придворной администрации И. М. Висковатый и др.

Начало Земских соборов

Программа действий Ивана IV и его окружения была высказана на собранном в феврале 1549 г. совещании членов Боярской думы и представителей духовенства и служилых людей. Это был первый Земский собор, положивший начало непериодическому созыву таких совещаний представителей сословий, которые высказывали свои позиции по предлагавшимся царем вопросам. Земские соборы не ограничивали власть царя, но служили для совета и в последующем — опоры в проведении политических мероприятий. Политика компромисса между различными слоями господствующего класса нашла в Земских соборах одно из наиболее ярких проявлений. В России, как и в других странах Европы, наступила полоса сословно-представительной монархии.

На Соборе 1549 г. Иван IV выступил с резким осуждением боярского правления в годы, предшествовавшие его воцарению, и призвал к совместным усилиям для укрепления государства. При этом сразу же были приняты меры к улучшению положения дворян, которые были освобождены от подсудности боярам-наместникам и по всем судебно-административным делам перешли непосредственно в ведение государства. Эта мера одновременно укрепляла царскую власть и ослабляла позиции бояр-наместников. Митрополит Макарий поддержал царя. Было решено приступить к составлению нового Судебника, который должен был установить твердый порядок суда и управления в Российском государстве.

Судебник 1550 г.

По Судебнику 1550 г. власть наместников была ограничена. В разбирательстве дел на местах теперь обязательно должны были принимать участие выборные земские старосты — из числа местных служилых людей. Были отменены податные льготы монастырей, что также укрепляло централизованную власть и ослабляло материальную опору церкви. По отношению к крестьянам была повторена норма предшествующего Судебника о Юрьевом дне с некоторым увеличением размера «пожилого» и распространением ее на вновь присоединенные земли.

Военные реформы

Тогда же, в 1550 г. была предпринята еще одна мера централизации управления — на время военных походов ограничивалось местничество при назначении на командование войсками. Одновременно было решено «испоместить» в Московском уезде «избранную тысячу» — 1070 дворян, которые должны были составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти. Вопреки советам Пересветова, правительство пошло по пути обеспечения служилых людей не только денежным жалованьем, но прежде всего поместными «дачами». Порядок прохождения служилых людей «по отечеству» — дворян и так называемых детей боярских, низшего слоя служилых людей «по отечеству», был определен изданным в 1556 г. «Уложением о службе». Служба переходила по наследству («отечеству») и начиналасьс 15 лет; до этого возраста дворянин считался «недорослем». Вступать в служилые люди по «отечеству» могли также «новики» из числа лично свободных людей, формально оклады давались в пределах от 150 до 450 дес. земли в трех полях и от 4 до 7 руб. в год. На практикеу государства не хватало ни денег, ни свободных земель. С каждых 150 дес. земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина на лошади с вооружением. Если выставлялось больше воинов, то за это полагалось дополнительное денежное жалованье землевладельцу, а если меньше, то налагался штраф.

В 1550 г. было создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием — «пищалями», и холодным бердышом за спиной, мечом или саблей на боку. Первоначально было набрано три тысячи человек, сведенных в «приказы» по 500 человек в каждом и составивших личную охрану царя. К концу XVI в. стрельцы насчитывали уже до 25 тыс. и несли постоянную службу не только в столице, но почти во всех городах страны.

Стрельцы относились к так называемым «служилым людям по прибору». В службу «по прибору» мог поступить любой свободный человек, но она не считалась наследственной и была низшей по отношению к службе «по отечеству». К «приборным» людям относились также казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и др. Они несли службы по городам, где селились особыми слободами, и по границам государства. Наиболее распространенной формой их обеспечения были опять-таки земельные «дачи», только не индивидуальные, ь коллективные, из которых «приборные» люди получали участки для личного пользования. Безземельным «приборным» людям выдавалось денежное и хлебное жалованье, но эта выплата была крайне неаккуратной. Вследствие этого служилые люди «по прибору» вынуждены были заниматься ремеслом и торговлей, что отвлекало их от служебных обязанностей и снижало их боеспособность. Тем не менее в середине и второй половине XVI в. постоянное (хотя еще и не регулярное) стрелецкое войско явилось наиболее мощной боевой силой Российского государства.

Во второй половине XVI в. в войско влились казаки, жившие на Дону. Казаки использовались преимущественно для несения пограничной службы в городах («городовые казаки»). В том случае, когда казаки вступали на службу целыми станицами, у них сохранялось прежнее выборное самоуправление во главе с атаманами. Казаки получали жалование, как правило, в виде земельных наделов.

Во время войны войско пополнялось людьми, которых приводили с собой землевладельцы («боярские люди») и которые выставлялись с тяглых дворов города и деревни («сборные люди» и «посошные люди»). Без боярских и посошных людей войско к концу XVI в. насчитывало свыше 100 тыс. человек, т. е. примерно около полутора про-центов населения страны. Кроме того, в войске служили две с половиной тысячи наемных поляков, немцев и других иностранцев.

В 1571 г. появился первый военный устав, посвященный организации сторожевой и станичной службы на границах, составленный М. И. Воротынским.

С выходом на Балтику в 1558 г. в устье р. Нарвы была построена гавань «для корабельного пристанища», но тогда создать флот на Балтике не удалось. Лишь в 1570 г. Иван IV смог завести наемный каперский флот для нападения на торговые суда противника.

Налоги и повинности

Для содержания войска были введены новые налоги, заново описаны земли для определения налогов и повинностей. В связи с этим была установлена единая для всего государства мера определения доходности «соха» — земельная единица, зависевшая от принадлежности и качества земли. В городах в «соху» включалось определенное количество дворов. Установлены новые налоги — «пищальные деньги», на содержание стрелецкого войска, и «полоняничные» деньги — на выкуп пленных.

Стоглавый собор и вопрос о церковном землевладении

Общий процесс централизации неизбежно должен был охватить и церковь, игравшую важную роль в жизни средневековой России. Между тем внутри самой церковной организации существовали заметные различия в составе «святых», которым поклонялись в разных землях, не было строгого порядка в исполнении церковных обрядов, отсутствовала четкая система внутреннего управления. Такое положение церкви волновало не только ее руководителей, но и царскую власть, которая нуждалась в мощной церковной организации как инструменте осуществления централизаторской политики.

Появившаяся в начале 50-х годов так называемая «Валаамская беседа» — публицистическое произведение неизвестного автора, написанное в форме диалога, якобы происходившего в монастыре на острове Валаам, проповедовала нестяжательскую идею о несовместимости монашеского жития с владением населенными землями. Более того, «Беседа» обвиняла монахов в подлогах «святых божественных книг», в том, что они изымают «подлинное преподобных и святых отец писание, и на то место в те книги приписывают лучшая и полезная себе». Автор отвергал также претензии духовенства на участие в государственном управлении.

В этой обстановке начался церковный Собор 1551 т., созванный по инициативе царя и патриарха. Собор получил название «Стоглавого»,так как его постановления состояли из ста глав. На Соборе, помимо высшего духовенства, присутствовали служилые люди. Иван IV стремился, во-первых, заручиться поддержкой со стороны церкви в проводимых им реформах, и во-вторых, дополнить эти централизаторские мероприятия соответствующими реформами в церкви, придав последним государственный характер. В начале Собора царь обратился с призывом одобрить Судебник и другие реформы, а также поставил ряд вопросов относительно «исправления» церковных дел. Помимо осуждения получивших широкое распространение многих пороков в поведении церковников и принятия мер по наведению порядка в их среде Собор продолжил оформление нового единого пантеона русских «святых», что способствовало преодолению местного сепаратизма в церковной организации. По вопросу о церковном землевладении дело кончилось компромиссом: было решено отдать прежним владельцам земли, приобретенные церковью после 1553 г., а впредь приобретать и продавать земли только с царского разрешения. «Стоглав» запретил церковникам ростовщичество как в денежной, так и в натуральной форме («хлеб внаем»). На практике решения «Стоглава» нередко нарушались, процесс обогащения церкви продолжался и во второй половине XVI в. Лишь в условиях Ливонской войны правительству удалось добиться соборного приговора 1581 г. о запрещении церкви приобретать вотчины.

Вхождение Поволжья в состав Российского государства

Укрепление самодержавной власти в Российском государстве и создание более мощной военной организации создали условия для активизации внешней политики. Первоочередной задачей в этом отношении была ликвидация постоянной угрозы вторжений со стороны Казанского ханства.

Казанское ханство

Возникшее в середине XV в. в результате раздробления Золотой Орды Казанское ханство объединило под своей властью народы Среднего Поволжья и Приуралья — татар, удмуртов, мари, чувашей, часть башкир. Народы Среднего Поволжья, издавна жившие здесь, в большей или меньшей степени унаследовали древнюю культуру Волжской Булгарии. В плодородных районах Поволжья были развиты земледелие, бортничество и охота на пушного зверя. Земля принадлежала государству. Ханы раздавали ее своим вассалам, которые собирали подати с населения. Часть земель принадлежала мечетям. Основным налогом был продуктовый оброк (харадж); духовенству шла десятина. В хозяйстве феодалов широко применялся труд пленных-рабов. Более тяжелым было положение мордвы, чувашей и мари, которые должны были платить большой ясак. В многонациональном Казанском ханстве переплетались социальные и национальные противоречия. Выход из них казанские правители видели в организации нападений на более развитые русские земли с целью грабежа и захвата пленников-рабов. Отсутствие развитой городской жизни (кроме крупного центра транзитной торговли — Казани) также толкало к нападениям на соседей.

В 30 — 40-х годах XVI в. в Казанском ханстве произошло несколько значительных народных выступлений против феодальных властителей. Среди самих казанских феодалов не было единства: вопреки ориентации большинства из них на Крым и Турцию, часть феодалов стремилась к развитию политических связей с Российским государством, с которым Казань поддерживала торговлю.

Уже в середине 40-х годов XVI в. из-под власти Казанского ханства высвободились чуваши и марийцы, перешедшие в состав Российского государства.

Подготовка к походу на Казань

К середине XVI в. протиь Российского государства действовала сильная коалиции мусульманских государеiв, возникших после распада Золотой Орды и объединенных влиянием и поддержкой со стороны султанской Турции.

Борьба с внешней опасностью вновь вставала как первоочередная, важнейшая зада ча, от разрешения которой зависели существование и развитие недавно возникшего единого Российского государства.

Вся вторая половина 40-х годов прошла в дипломатических и военных попытках добиться ликвидации очага агрессии в Казани либо путем восстановления ее вассальной зависимости, чего можно было достигнуть утверждением в Казани сторонника Москвы, либо путем завоевания Казани. Но попытки эти были неудачными. Ставленнику Москвы Шах-али не удалось удержаться в Казани, а два похода русских войск в 1547 — 1548 и 1549 — 1950 годах были безуспешными.

На рубеже 50-х годов началась подготовка к решительному удару по Казани. Предпочтение военного разгрома перед дипломатическими путями решения этой проблемы было связано с потребностями в земле для дворян. Казанское ханство с его «подрайской землицей» (выражение Пересветова) манило служилых людей. Овладение Казанью было важно и для развития торговли — оно открывало путь по Волге к странам Востока, так манившим европейцев в шестнадцатом веке своими богатствами.

Взятие Казани

Весной 1551 г. на правом берегу Волги, напротив Казани, была поставлена заранее срубленная и спущенная по течению реки деревянная крепость Свияжск, ставшая опорным пунктом для ведения военных действий против Казани.

Наступление России на Казань встревожило турецко-татарскую коалицию. По распоряжению султана крымский хан Девлет-Гирей нанес удар с юга, намереваясь вторгнуться в центральные области России и тем самым сорвать наступление России на Казань. Но в Москве предвидели возможность такого нападения и в районе Каширы — Коломны на древнем окском рубеже расположили войска. Крымский хан ушел обратно. Во второй половине 1552 г. стопятидесятитысячное русское войско, во главе которого стояли Иван IV, князья А. М. Курбский, М. И. Воротынский и другие, осадило Казань. Для разрушения стен Казанского кремля по замыслу Ивана Выродкова были сооружены минные подкопы и осадные приспособления. В результате штурма 2 октября 1552 г. Казань была взята.

Овладение Волжским путем

Затем последовало присоединение Башкирии к России. В 1556 г. была взята Астрахань. В 1557 г. русскому государству присягнул мурза Исмаил — глава Большой Ногайской Орды. Его противники откочевали с частью ногаев на Кубань и стали вассалами Крымского хана. Вся Волга стала теперь русской. Это был огромный успех Российского государства. Помимо ликвидации опасных очагов агрессии на Востоке, победа над Казанью и Астраханью открывала возможность освоения новых земель и развития торговли со странами Востока. Эта победа была крупнейшим событием для современников; она вдохновила на создание шедевра русского и мирового зодчества — знаменитого Покровского собора на Красной площади в Москве, известного под названием «Василия Блаженного».

Народы Сибири в XV — XVI вв. Вхождение Сибири в состав Российского государства

Сибирское ханство

В начале XV в. в процессе распада Золотой Орды образовалось Сибирское ханство, центром которого первоначально была Чимга-Тура (Тюмень). Ханство объединило многие тюрко-язычные народы, сплотившиеся в его рамках в народность сибирских татар. В конце XV в. после длительных междоусобиц власть захватил Мамед, который объединил татарские улусы по Тоболу и среднему Иртышу и расположил свою ставку в старинном укреплении на берегу Иртыша — «Сибирь», или «Кашлык».

Сибирское ханство состояло из мелких улусов, во главе которых стояли беки и мурзы, составлявшие господствующий класс. Они распределяли кочевья и промысловые угодья и превращали в частную собственность лучшие пастбища и источники воды. Среди знати распространялся ислам, ставший официальной религией Сибирского ханства. Основное трудовое население состояло из «черных» улусных людей. Они платили мурзе, или беку, ежегодные «дары» из продуктов своего хозяйства и дань-ясак хану, несли военную службу в отрядах улусного бека. В ханстве эксплуатировался труд рабов — «ясырей» и бедных, зависимых общинников. Сибирское ханство управлялось ханом с помощью советников и карачи (визиря), а также ясаулов, посылавшихся ханом в улусы. Улусные беки и мурзы были вассалами хана, который не вмешивался во внутренний распорядок жизни улуса. Политическая история Сибирского ханства была полна внутренними междоусобицами. Сибирские ханы, ведя завоевательную политику, захватили земли части башкирских племен и владения угров и тюркоязычных жителей Прииртышья и бассейна р. Оми.

Сибирское ханство к середине XVI в. располагалось на обширном пространстве лесостепи Западной Сибири от бассейна р. Туры на западе и до Барабы на востоке. В 1503 г. внук Ибака Кучум овладел властью в Сибирском ханстве с помощью узбекских и ногайских феодалов. Сибирское ханство при Кучуме, состоявшее из отдельных, экономически почти не связанных между собой улусов, было политически очень непрочным, и при любом военном поражении, нанесенном Кучуму, это государство сибирских татар было осуждено на прекращение своего существования.

Присоединение Сибири к России

Природное богатство Сибири — пушнина — издавна привлекало к себе внимание. Уже в конце XV в. предприимчивые люди проникали за «каменный пояс» (Урал). С образованием Российского государства его правители и торговые люди увидели в Сибири возможность большого обогащения, тем более что предпринимавшиеся с конца XV в. поиски руд драгоценных металлов пока не давали успеха.

В известной мере проникновение России в Сибирь можно поставить в один ряд с происходившим в то время проникновением некоторых европейских держав в заморские страны с целью выкачивания из них драго-ценностей. Однако были и существенные отличия.

Инициатива в развитии связей шла не только от Российского государства, но и от Сибирского ханства, которое в 1555 г., после ликвидации Казанского ханства, стало соседом Российского государства и обратилось с просьбой о покровительстве в борьбе со среднеазиатскими правителями. Сибирь вступила в вассальную зависимость от Москвы и платила ей дань пушниной. Но в 70-х годах в связи с ослаблением Российского государства сибирские ханы начали нападения на русские владения. На их пути встали укрепления купцов Строгановых, которые уже начинали посылать свои экспедиции в Западную Сибирь для скупки пушнины, а в 1574г. получили царскую грамоту с правом строить крепости на Иртыше и владеть землями по Тоболу для обеспечения торгового пути в Бухару. Хотя этот план и не был выполнен, Строгановым удалось организовать поход казачьей дружины Ермака Тимофеевича, который вышел на Иртыш и к концу 1582 г. после жестокого боя взял столицу Сибирского ханства Кашлык и изгнал хана Кучума. Многие вассалы Кучума из числа подвластных хану сибирских народов перешли на сторону Ермака. После нескольких лет борьбы, продолжавшейся с переменным успехом (Ермак погиб в 1584г.), Сибирское ханство было окончательно уничтожено.

В 1586 г. была поставлена крепость Тюмень, а в 1587 г. — Тобольск, ставший русским центром Сибири.

В Сибирь устремился поток торговых и служилых людей. Но помимо них, туда двинулись крестьяне, казаки, посадские люди, бежавшие от крепостнического гнета.

Внутреннее положение и внешняя политика Российского государства в 50 — 80-х годах XVI в.

Внутреннее положение в 50-х годах XVI в.

Внутреннее положение Российского государства оставалось непрочным, потому что княжеско-боярская оппозиция не хотела мириться с установлением самодержавия в стране и претендовала на сохранение своих привилегий. Внезапная болезнь царя в 1553 г. привела к обнаружению серьезных противоречий среди ближайшего его окружения. В то время как на случай возможной кончины царя было велено присягнуть на верность его малолетнему сыну Дмитрию, часть знати стала присягать сыну казненного еще в период боярского правления старицкого князя Владимиру Андреевичу. Среди присягнувших оказались и некоторые члены «Избранной рады», в том числе духовник царя Сильвестр. Иван IV, однако, выздоровел. Его подозрительность и жестокость еще более усилились после эпизода с присягой, который свидетельствовал о политической позиции определенной части знати в вопросах централизации государства. Были наложены опалы и учинены казни. Борьба принимала все более острый характер.

Продолжение реформ

Продолжалось осуществление ряда новых реформ. Самой крупной из них была отмена кормлений, произведенная в 1555 — 1556 гг. В пограничных городах для управления войском назначались служилые люди — воеводы, которым со временем стала даваться также судебно-административная власть. Во всех других местах вводилась система своеобразного самоуправления. Из зажиточных черносошных крестьян («лучших людей»), верхушки торговых людей выбирались земские старосты, которые должны были заниматься раскладкой налогов и повинностей и разбирать судебные дела. Предоставляя более широкие возможности для участия в местном управлении служилому дворянству и купечеству, земская реформа, проведение которой затянулось до 70-х го-дов XVI в., усилила централизацию управления на местах, потому что выборные люди были подчинены правительственным учреждениям и являлись звеньями государственного аппарата. Надзор за деятельностью земских старост осуществляется губными старостами (губная реформа была завершена в середине 50-х годов), а в северных черносошных волостях — московскими приказами («четвертями»).





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 1660 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...