Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование Древнерусского государства (спорные проблемы и теория). Этапы становления и эволюции русской государственности



Славяне принадлежат к индоевропейской группе. Первое упоминание о предках славян в готских хрониках Епископ Иордана (V век.н.э.). Три ветви славянства: 1. Южные с. 2.Западные с. 3.Восточные с.. Все группы передки русских, украинцев, белорус. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.Древнерусское государство - с 882 года также Киевская Русь — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских и некоторых финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.

Расселение Восточных славян в 8-9 веке:

1.Озеро Ильмень: славяне Ильменские чудь и веси.

2. На северо-востоке Вятки: Вятичи жили в центре бассейна реки Ока и около Москвы жили кривичи и радимичи.

3.На северо-западе в болотах гредаровичи или дреговичи.

4. В лесах у Припяти жили древляне.

5.В полях у Киева жили поляне

6.На юге низовьях Днепра на границе уличи и тиверцы.

Норманнская теория

Причина возникновения:

Древнерусского государства – пришедшие на эту землю цивилизованные варяги. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Они подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования гос-ва у восточных с.. Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), это свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья. Датой образования Древнерусского гос-ва условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. Киевская Русь: Олег 879-912 год. Присоединяет к своим владениям земли Вятичей, а дальше походом на Киев из Великого Новгорода племенам кривичи и радимичи. 882 - Олег завоевал Киев и перенес туда столицу Древнего государства. Дважды ходил на Византию и получал дань. 912-945 князь Игорь Рюрикович присоединяет к Киеву западные земли (территории древлянские (Припять)и походы на Византию. В 945- впервые в Византийских летописях появляется упоминание о русской земле. Возвращайся Игорь пошел за данью к древлянам и был убит. 945-957-жена Игоря, Княжна Ольга. Помогала мужу и их сыну Святославу (именно при ней было упорядочено дань, укрепление дружины, укрепление границ Киевского государства) 957-972-Святослав Игоревич. Прославился тем, что все время воевал. Разбивал орды половцев и печенег (на востоке и на юге)Присоединил Волжскую Булгарию и успешно ходил походом на Византию. В 971- в Дунайских степях сражался с византийцами и закончилось все вничью. Святослав пошел в Киев и его усталая дружина была атакована печенегами в Днепровских порогах и был убит. После смерти его государство поделено между его сыновьями. Старшему сыну Ярополк-Киев, Искоростень -Олегу, Новгород-Владимиру. Начались междоусобные войны. Победил Владимир, 980-1015 правит Киевом. После смерти Владимир Красное солнышко. Начал править Святополк убив своих братьев. В 1019-святополк изгнан из Киева. В 1019-1054-правление Ярослава Мудрого. Строится церковь, Софийский собор. Появляются школы, книги. Ярослав считается автором ‘Русской правды’ После смерти дети и внуки жили мирно, но позже началась междоусобная война. 1097-Любеч, прошел съезд князей ‘каждый держит отчину свою’. В начале 12 века киевская Русь последний раз единое государство. С 1113-1125-правит внук Ярослава, Владимир мономах. Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Норманская теория возникает в 30-е гг. 18 в., когда на Р. престоле находилась императрица Анна Иоановна. Содержание норм. теор. 1-Политическая. Теория утверждала, что восточные славяне были не способны к самостоятельному историч. событию. 2-сводится к выяснению вопроса, какую роль сыграли варяги в образ-ии др.-рус. гос-ва. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, оно было создано извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году или же родственником Рюрика Олегом, захватившим Киев в 882 году. В то же время некоторые представители норманизма, такие как Василий Ключевский, называют первоначальной формой Русского государства киевское варяжское княжество Аскольда и Дира, которое стало центром консолидации восточнославянских племён и княжеств в единое государство, а не Новгородское княжество Рюрика, которое они называют местным и кратковременным варяжским княжеством. Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления. Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература. Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование. С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Однако понадобилось еще почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

4.Крещение Руси и его историческое значение. Роль русской православной церкви в становлении русской государственности. В 987 году в византийском городе Корсуне (Херсоне) вспыхнуло восстание, размах которого сильно напугал византийских императоров. Они обратились за военной помощью к русскому князю Владимиру, тот потребовал отдать ему за помощь в жены принцессу Анну. Византийцы ответили согласием, выставив в качестве дополнительного условия крещение Владимира и его народа. Между Русью и Византией был заключен договор о свойстве и военной помощи. После этого русские войска, соединившись с войсками греческими подавили восстание. Перед свадьбой Владимир и князья, бывшие с ним крестились. Возвратившись в Киев с супругой гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни (кресты, иконы, мощи), Владимир приступает к официальному введению христианства на Руси. приказал уничтожить всех идолов, главного идола Перуна – сбросить в Днепр. Это была яркая демонстрация жителям Руси языческих богов, наглядный показ того, что они не в состоянии отомстить Владимиру и его христианскому окружению за нанесенные им оскорбления. В назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Согласно летописям 988 г, князь Владимир приказал ставить церкви по тем местам, где раньше стояли кумиры. В Новгороде, Муроме, Ростове не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества – волхвами. Не желавшие креститься люди бежали в леса и глухие, неудобные для проживания места. Начались казни над разбойниками. Двоеверие, существовавше в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей, и, в некотором смысле, существует и по сей день (мы до сих пор читаем детям сказки, населенные ведьмами, лешими, водяными, Бабой-ягой и Кощеем, не задумываясь о том, что это является противоречием исповедуемой нами православной религии, а для наших далеких предков эти персонажи являлись не сказочными героями, а реальными духами, управлявшими окружающей их природой). Важнейшим событием, четко разделившим древнейшую историю русского государства на два этапа, явилось принятие князем Владимиром в 988 г. христианства, в его византийском, будущем православном варианте. В результате, страна близкая по социально—экономическому и политическому укладу Чехии и Польше, принявших католичество и вошедших в круг цивилизации Западной Европы, сблизилась в культурном отношении с южнославянскими народами Балканского полуострова, развивавшимися по византийской модели. Это обстоятельство — выбор веры— (разумеется не случайный, обусловленный многими причинами, в том числе — давними связями Руси с Византией, южным славянством) — во многом определило особенности развития страны и ее культуры. Христианизация Руси способствовала интеграции населения на принципиально иной основе. В том числе, разрыв с язычеством и вхождение в систему христианских народов вели к осознанию русской культурной элитой места восточных славян в мировом историческом процессе, ценности знаний и прошлом Руси, сохранившихся в преданиях. Единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. В годы феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига, когда Русь перестала существовать, как самостоятельное государство, была разделена между соседями, православная религия была единственным объединяющим фактором, позволяющим русским считать себя единым народом. В конце XV-начале XVI в. она превратилась в крупнейшего собственника. Она имела свою систему упр-я и суда. У митрополита, главы церкви, был свой “двор”, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была и у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду др. вопросов над всем населением гос-ва. Она же во многом опред. идейную жизнь страны. В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распр. ересь жидовствующих (ее зачинателем счит. еврейского купца). Еретики отриц. власть священников и требовали равенства всех людей. Это означ., что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами. На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. иосиф и его последователи (иосифляне, или стяжатели) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой т. зр. наз. нестяжателями или сореанами – по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Соре на Вологодчине. Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и гос., и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось. Т.о. великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись от попытки ее подчинения. Теория «Москва- третий Рим»





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 3059 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...