Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 5 Образование казахской народности. Казахские жузы



Процесс образования казахской народности в основном завершился в XIV-XV вв. В середине XV в. образовалось Казахское ханство - итог противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной Азии. Особую важность сыграли события середины XVв., а именно - откочевка в 1459 году потомков основателя династии казахских ханов Урусхана Джанибека и Гирея с преданными им племенами. Значение этого события в том, что оно ускорило процесс сложения казахской народности в результате выделения и обособления из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей Восточного Дешти Кыпчака, каким было здесь население к началу XV столетия, известное под общим собирательным названием «узбеки». Из Узбекского улуса выделились и перекочевали в Семиречье не просто разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но объединение родов и племен численностью до 200 тыс. человек, которые составляли в Дешти Кыпчаке население улусов потомков Урусхана. Древние рода жалаир, найман, алчин, кипчак и др. стали этническими компонентами казахской народности. Нарицательное слово «казак», первоначально обозначавшее «свободный», «скиталец», «изгнанник» или группу кочевников, которые отделились, вышли из под чьего-либо подчинения и власти и стали противостоять ей, приобрело этнополитический смысл. Вплоть до смерти последснего казахского хана Тавекель Мухаммад батырхана (Тауке) в 1718 году и превращения трех казахских жузов в самостоятельные ханства в эпохе казахской государственности этот отрезок времени можно выделить как почти 300-летний период централизованного этнополитического объединения казахов, которое являлось ничем иным, как государством.

В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения - Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность процесса образования казахской народности, наложило свою печать на локальные культурно-бытовые особенности ее развития. В истории казахов жузами принято называть определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и населяющих фиксированную традицией часть общеказахской территории. В дореволюционной исторической литературе вместо жуз употреблялся в давние времена вошедший в русский язык термин «орда».

Принадлежа к одной казахской народности, каждый из жузов имел свои особенности, которые делали их отличными друг от друга. Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад: Старший жуз занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Младший жуз - самую западную, а Средний жуз - серединную территорию. Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним кочевников (Младший жуз был самым многочисленным), но по старшинству входивших в их состав родов. При этом старшинство между родами и жузами считалось по прямой линии: оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался: при определении места в боевом порядке; при разделении военной добычи; при вступлении в дом и рассаживании по местам; при открытии торжества; при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья. В XVII - начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями - родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после кончины Таукехана (между 1715-1717гг.), последнего казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из числа султанов - мужских потомков Чингизхана (ум. в 1227 г.). Становление жузов происходило не одновременно и, по мнению ряда отечественных авторов, скорее всего этот процесс начался в Семиречье, распространившись оттуда на центральную, а вслед затем и западную части Казахского ханства. Отсюда, возможно, и иерархия жузов, когда старшим и первоначально влиятельным стал именно Семиреченский жуз, а Средний и Младший жузы по времени своего проявления, хотя и не уступали по численности племен и территориям Старшему, оказались генеалогически на более низких ступенях. Таким образом, жузы являлись специфической формой социально-политической организации казахской народности.

Основная литература: [1,5-11; д ополнительная литература: 6-10,40,42,53-55,62-65,68-70,76,81-83,86,89]





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 579 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...