Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сущность наблюдения 5 страница



В партисипативной форме AR ученый, собрав исходную ин-формацию у местной администрации, организует затем серию групповых дискуссий с жителями конкретной деревни, решая при их активном участии какую-то важную практическую про блему (например, борьбу интересов). Только таким способом удавалось раскрыть невидимую глазу социальную стратификацию и вектор социальной напряженности в локальных сообществах. Источниками информации здесь выступают: а) официальные статистические документы; б) данные групповых интервью. Ре-зультатом такого AR может стать создание очень эффективного механизма разрешения конфликта, который местные власти бу дут использовать в дальнейшей своей деятельности. Пытаясь найти точки пересечения противоположно направленных груп-повых интересов членов местных общин, ученые в совместном

исследовании не только изучали новые проблемы, но и обучали население тактике мирных переговоров. В 1990-х гг. в России подобную тактику использовала группа ученых под руководством Л. Гордона и Э. Клопова в серии партисипативных AR с участ­никами шахтерских забастовок.

В AR ученый выступает в роли стороннего эксперта (консуль­танта), цель которого — заинтересовать практиков исследователь­ским проектом, добиться их помощи и собрать нужную инфор­мацию. Сотрудничество между ними носит технический характер в том смысле, что оно инструментально по отношению к иссле­довательским целям. Результатом такого рода проектов становится накопление знаний прогнозного характера; при этом основное внимание уделяется подтверждению и совершенствованию суще­ствующих теорий, особенно тех, что касаются итогов вмешательств или воздействий. Проблема определяется в процессе диалога меж­ду исследователем и практиком по достижении ими взаимопони­мания. Эксперт включается в диалог, способствуя активному со­трудничеству участников и их саморефлексии.

Большинство проектов AR являются коллективными по своему характеру. Это означает, что на всех стадиях, включая выдвиже­ние первоначальной идеи, планирование, внедрение и написание отчета, участвуют люди., потенциально заинтересованные или на­ходящиеся под влиянием предполагаемых результатов исследова­ния и предпринимаемых в ходе него действий. Коллективные AR опираются на знаменитую работу П. Фрейре «Педагогика угнетен­ных», вышедшую в США в 1972 г. Ядро предлагаемого автором подхода заключается в осознании освободительной силы позна­ния, объединенного с действием и ведущего к развитию крити­ческого сознания, улучшению жизни и трансформации соци­альных структур и отношений.

  Методы проведения Action research.

. Методы AR

Методология AR требует применения не одного, а нескольких методов — в зависимости от целей и задач исследования-внедре- ния, сложившейся ситуации, эффективности самих методов (от некоторых приходится по ходу дела отказываться и прибегать к другим процедурам). Такую методологию называют мультивари-ативной.

В процессе проведения AR одинаково эффективно могут ис- пользоваться количественные и качественные методы:

♦ стандартизированные тесты интеллекта, профессиональных навыков, способностей учащихся (к письму, решению задач, уме­нию говорить);

♦ интервью и анкетирование, позволяющие установить пер­воначальные ценности, установки и мотивацию учащихся, а так­же конечные, пореформенные результаты;

♦ эксперимент, предполагающий создание экспериментальной группы, подвергшейся вмешательству, и контрольной группы, служащей эталоном сравнения;

♦ глубинное интервью, биографический метод и жизненные истории, семейные хроники, кейс-стади, фокус-группы;

♦ наблюдение, позволяющее отследить динамику процесса, например улучшение деятельности учителя после нововведения, изменение самочувствия учащихся и т.д.;

♦ анализ документов, например дневников учащихся, класс­ного журнала, видео- и аудиоматериалов, школьных сочинений или специально (по заданию ученых) написанных эссе.

Результаты исследования-внедрения могут обрабатываться как вручную, так и с помощью компьютера (чаще всего используют­ся такие программы, как NUDIST, Ethnograph, HyperRESEARCH). При анализе данных сырой материал, например записи интервью, подвергается кодированию, а затем по отношению к нему исполь­зуются логический анализ, контент-анализ, концептуальное кар­тирование, шкалирование, статистические процедуры, включая таблицы и графики. Количественный анализ данных, как прави­ло, используется параллельно и наряду с качественными метода­ми, например оценочной интепретацией, теоретической выбор­кой, деконструкцией, герменевтикой.

  Биографический метод

Биографические данные в социологии — это основной источник детальных и

мотивированных описаний «истории» отдельной личности. И значимые социальные

связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение «с точки зрения

деятеля». Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы

(мемуары, записки, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед.

Лишь в очень редких случаях исследователь имеет дело с жизнеописанием,

включающим в себя все события «от первого крика до последнего вздоха». Обычно

основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни — карьере,

межличностным отношениям и т. п. Некоторые авторы даже предлагают взамен широко

употребляемых терминов «биографический метод» или «история жизни» использовать

термин «история отдельного случая» («individual case history»), подчеркивающий

избирательный, селективный характер жизнеописанияlxxxiii.

В социологии «истории жизни» чаще всего использовались для изучения соци-

альных меньшинств — тех групп, которые довольно трудно поддаются простран-

ственной и временной локализации (и, следовательно, менее доступны для масштабных

выборочных обследований). Следующая фундаментальная особенность биографического метода — его на-

правленность на воссоздание исторической, развернутой во времени, перспективы

событий. Используя биографический метод, социолог становится в некотором роде

социальным историком. История социальных институтов и социальных изменений здесь

раскрывает себя через рассказы людей об их собственной жизни. Это открывает

дополнительные возможности для пересмотра «официальных» версий истории,

написанных с позиций властвующих классов и групп и сопоставления этих версий с

основанным на повседневном опыте знанием социальной жизни, которым располагают

непривилегированные и «безгласные» социальные группы.

  Представление о деловой игре и ее отличительных особенностях.

Характерной чертой деловых игр является симуляция поведения опреде­ленной экономической системы и ее среды при помощи модели игры, функ­ционирующей во взаимодействии с субъектом принятия решения — челове­ком. Такая комбинация в динамическом процессе управления делает возмож­ным прямое соединение творческих способностей человека с современными методами и вычислительной техникой. Тем самым открывается путь для экс­периментирования с моделью комплексной экономической системы и изу­чения ее поведения в различных условиях и ситуациях. Возникновение и развитие деловых игр — логический результат необходимости успешного управления большой организацией. Игры могут быть средством и подготов­ки руководящих работников и совершенствования управления конкретными экономическими единицами. От остальных методов (математических и дру­гих) они отличаются прежде всего прямым участием людей в симулируемом процессе. Коллективы участников игры выполняют здесь те же роли, как и при управлении конкретными системами, причем они могут решать пред­лагаемые ситуации как традиционно (прежде всего интуитивно), так и при помощи точных методов. Участие людей в симулируемом управленческом процессе дает возможность изменять условия и ограничения, корректиро­вать механизм модели, констатировать и учитывать влияние факторов, пред­варительно не включенных в модель.

Как и тесты6, деловые игры выполняют функцию выявления и оценки (в том числе измерения) индивидуальных качеств личнповедения. В то же время используемые в управлении персоналом деловые игры имеют по сравнению с тестами ряд от­личий, важнейшие из которых таковы:

Тест (от англ. test — опыт, проба) представляет собой метод выявления определенных качеств лич­ности и интенсивности их выраженности с помощью серии испытаний (вопросов, задач, ситуаций и т.п.). Подробнее см.: Пугачев В.В. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учеб. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 16.

1. Игра — это поведенческая коммуникация (если тесты чаще всего пред­полагают ответы на вопросы или абстрактное, умственное решение задачито игра основывается на определенном поведении, действиях).

2. Игра — это обычное взаимодействие двух или более субъектов, т.е. кол­лективное, групповое взаимодействие (некоторое исключение составляютнеинтерактивные игры, которые не предусматривают зависимости отдельно­го игрока от поведения других ее участников. Однако и в этом случае, напри­мер при ролевой игре, подразумевается наличие оппонента или компаньона)


3. Игра отличается сложностью и взаимозависимостью решаемых задач. Если тесты (за исключением проектив­ных) обычно состоят из довольно про­стых заданий, носящих фрагментарный характер, то игра охватывает комплекс взаимосвязанных действий, в котором предыдущие решения во многом определяют последующие.

4. Игра предполагает имитацию реальной ситуации, для которой свой­ственна динамичность, изменчивость. Именно это позволяет выявить рядтаких поведенческих черт работника, которые почти невозможно установитьс помощью обычных тестов.

5. Игра многофункциональна. Наряду с функцией диагностики качеств иповеденческих черт работника она может выполнять функции обучения, тре­нинга и воспитания ее участников, а также решения исследовательских задач.

6. Единственной или главной целью теста является диагностика опреде­ленных качеств личности, в играх же если и присутствует психодиагности­ка, то обычно имеет подчиненный характер.

7. Оценка эффективности игры непосредственно зависит прежде всего отпроцесса ее протекания, в то время как тест оценивается по результатам еговыполнения.

  Типы деловых игр. Имитационные и репрезентационные деловые игры

настоящее время принято различать два типа игр, соответствующих двум поколениям разработок: деловые (или имитационные) игры и игры открытого типа (или репрезентационные игры). Деловой (имитационной) игрой называют игру, которая позволяет исследовать социальную систему путем эксперимента с ее моделью, воспроизводящего функционирование системы во времени. Участники имитационной игры принимают в предложенной ситуации определенные решения, имитируя выполнение заранее распределенных ролей и реагируя на действия участников, исполняющих другие роли. Учитывая реакцию последних, игроки принимают новые решения, и, таким образом, цикл повторяется. Участники игры имеют возможность увидеть долгосрочные последствия своих действий. По окончании игры проводятся анализ и обсуждение игровых этапов, восстанавливается порядок действий каждого участника, оценивается — с различных точек зрения (отдельного игрока, имитируемых отделов организации, системы.в целом) — правильность принятых им решений. Полученные сведения обобщаются, в результате чего выделяются цепочки причинно-следственных связей. Для проведения имитационной игры необходима обширная техническая документация, включающая,в себя характеристику объекта имитации, пояснительную записку, техническое задание, матери алы по изучаемой проблеме, сценарий проведения игры, описание игровой обстановки, описание алгоритмов поведения участников, проспект игры, руководство администратору — ведущему игры, инструкции игрокам, руководство по ведению игровой обстановки, программу эксперимента; отчет об эксперименте.

В основе игр открытого типа лежит репрезентаци-' онное моделирование, а это значит, что возникающие при проведении игры ситуации рассматриваются как фрагменты существующих в организациях, членами которых являются игроки, стереотипов поведения и способов решения проблем. Эти стереотипы и способы становятся предметом рассмотрения как представляющие (репрезентирующие) деятельность организации. В ходе такого рассмотрения происходит объективизация неосознаваемых организационных технологий, и после того как участники убедятся, что возможны другие подходы, у них открывается возможность саморазвития.

При проведении же имитационных игр участники имеют дело не с реальными ситуациями, а с моделями, построенными игротехником.

  Организационно-деятельностные и инновационные игры.

Начало организационно-деятельностным играм было положено в 1979 г. коллективом под руководством Г.П. Щедровицкого. В дальнейшем это направление развивалось как классическая линия становления деловых игр, связанная с именами С.В. Попова, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкого, С.В. Наумова, В.Л. Авксентьева, А.П. Зинченко, О.С. Анисимова, Н.Г. Алексеева и др. Главной целью проведения ОДИ являлись перестройка и развитие деятельности посредством овладения участниками навыками коллективной мыслительной деятельности. Развитие последней противопоставлялось ее тиражированию, простому воспроизводству, отношению к деятельности как к функционированию.

Важнейшей характеристикой коллективного мышления является его вынесенность вовне, модельность, создание особых семиотических систем, фиксирующих позиционную выраженность процессов мышления. Мышление “выносится” на своеобразное табло (доску, ватман и т.п.) и выражается в определенной графике, обрамляемой категориальным и понятийным аппаратом. Логика графики, проработанность и рефлексивная нормировка категориально-понятийного аппарата являются необходимыми требованиями: табло есть одновременно и продукт коллективного мышления, поскольку отражает его процесс и выражает структуру, и средство организации последующей деятельности.

Специфика ОДИ состоит в том, что проблематизи-руются прежде всего сами участники игры, а не только предмет их размышления и деятельности, т.е. нечто внешнее по отношению к ним. Суть состоит не только в том, чтобы выяснить (продемонстрировать) неадекватность средств некоторой задаче, но и в том, чтобы показать, что ранее игроки просто не задумывались над этим, воспринимая задачи и средства их решения как нечто само собой разумеющееся. Обнаружение того, что нуждается в изменении, есть начало перевода проблемы в совокупность задач, которые необходимо решить.

Обычно в игре различают три процесса – рабочий, игровой и коллективную мыследеятельность – каждый из которых отличается относительной самостоятельностью. Потребность в игровом процессе обусловлена тем, что участников игры необходимо вывести из привычного им мира представлений, мешающего породить принципиально новые решения и построить единое пространство игры либо ряд связанных между собой пространств. Взаимодействие в игре потенциально задается внеигровой жизнью участников и осуществляется за счет столкновения жанров групповой и пленарной работы. Получив задание дня, каждая группа работает самостоятельно и готовит свой ответ, который затем представляется на пленуме. Важнейшим требованием, предъявляемым к группам, является подробная графическая фиксация процесса работы. Группы выступают на пленуме, вступая в дискуссии. Анализ взаимной критики групп, выяснение намеченных в ходе дискуссий противоречий позволяют представить общую проблемную ситуацию и наметить пути преодоления возникших трудностей.

Инновационная игра представляет собой целостную форму совместной деятельности людей, направленную на выработку нового знания, новых способов общественной организации и самоопределение, раскрытие творческого потенциала участников, принимающих решения в ситуациях неопределенности. Общие признаки инновационных игр таковы:

1) участники работают над решением “размытой”, а не жестко структурированной задачи;

2) основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт;

3) в ходе игры возникает феномен групповой сплоченности как ориентация на совместные ценности;

4) в группах постоянно формируется установка на инновационное поведение;

5) в процессе разработки инновационного проекта резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы;

6) сильно актуализируется потребность участников в диагностике положения дел в организации;

7) возникают навыки совместного решения инновационных проблем;

8) формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры (Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний). Практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 311).

Целью инновационной игры является отработка социально-психологических условий творческого преобразования личности. Каждый участник должен переосмыслить себя в творческом самораскрытии личностного “я” в групповом решении инновационных задач. Это и есть высший уровень саморефлексии, который формируется в групповом осознании, осмыслении и переосмыслении своих профессиональных и личных возможностей. Группы отрабатывают модели реальной ситуации, модели желаемой ситуации и модели идеальной ситуации, представляя смысловое графическое изображение на ватмановских листах.

С помощью ИНИ можно получить результаты нескольких типов:

а) содержательные – идеи, решения сложных или слабо структурированных социальных проблем, проекты и программы реализации проектов;

б) социальные – консолидированные группы, команды руководителей и специалистов, ориентированные на реализацию разработанных ими в ходе игры решений и программ;

в) учебные – освоение участниками новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений;

г) психологические – лучшее понимание себя и других людей, устойчивая ориентация на личностное развитие и непрерывное увеличение своего творческого потенциала;

д) духовные – участники игры могут по-новому осознать назначение своей жизни, переосмыслить жизненные ценности;

е) энергетические – приобретение участниками игры более высокого биоэнергетического потенциала, повышение социальной активности за счет возникновения общего биополя группы (Увеличение социальной активности участников инновационных игр достигается Путем создания личной заинтересованности в результатах, или “мотивированием”. Именно такое заинтересованное участие в работе позволяет снять психологические барьеры и без утомления работать по 14 часов в сутки в течение целой недели);

ж) эстетические;

з) методологические – создание новых методов управления и самоорганизации участниками своей деятельности.

Таким образом, инновационные игры направлены на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем, однако, новизна не является самоцелью. Главное, чтобы участники, не видевшие раньше реалистичного способа разрешения своих проблем, нашли его в ходе работы.

Инновационная игра организуется в соответствии со следующими принципами:

1) системности – игра программируется и реализуется как целостная система человеческой деятельности;

2) коллективной ответственности – результаты игры в равной степени зависят как от заказчика, так и от команды консультантов;

3) единоначалия – руководитель игры держит в поле внимания всю игру в целом. Более того, подготовка инновационной игры должна базироваться на посылке: “Игра разрабатывается для высшего руководства”, которое рассматривается в качестве проводника перемен;

4) самопрограммирования – позволяет вводить по инициативе участников новые правила, выбирать формы и методы работы;

5) саморазвития – инновационные игры постоянно “развивают себя”. Каждая последующая игра не похожа на предыдущую, включает в принципы собственной организации новые подходы, концепции, идеи и апробирует их;

6) контролируемой борьбы – заключается в соревновательности взаимодействия участников, а также использовании (в случае необходимости) конструктивного конфликта;

7) развивающего обучения: ИНИ ориентирована не только на поиск новых конкретных решений или обучение участников методам самостоятельного решения проблем, но и на развитие самой личности участников.

Этапы игры строятся в соответствии с алгоритмом решения содержательных задач и динамикой группо-образования. В качестве алгоритма используется предложенная B.C. Дудченко “технология решения проблем”, включающая в себя восемь процедур:

1) диагностику задачи;

2) анализ ситуации (в итоге создается схематический, графический и иллюстративный образ реальной ситуации);

3) формулирование проблем;

4) определение целей;

5) выработку решений;

6) разработку проекта (т.е. модели решения проблемы; по правилам игры, группа обязана принимать только те решения, которые могут быть реализованы самими участниками);

В процессе проведения инновационных игр особое внимание уделяется формированию рабочих групп (как правило, формируются 5-8 групп по 7-8 человек). Основные требования к формированию групп таковы: группы должны быть приблизительно равны по своим возможностям; состоять из участников, разных по возрасту, полу, профессии и опыту; представители конфликтующих сторон включаются в одну группу.

В инновационной игре используются различные средства осуществления соответствующих видов деятельности. Для получения содержательного результата – решения проблемы – используются технология группового решения проблем, система особых техник мыслительной работы, а также эвристические методы выработки новых идей. Эти средства относятся к классу мыслетехнических средств. Одной из совокупности мыслетехнических средств организации рабочего процесса является в ИНИ технология группового решения проблемы, представляющая собой набор процедур и операций, выполнение которых обеспечивает содержательное решение стоящей перед участниками первичной задачи.

32Обработка данных: редактирование, кодирование и контроль.

Понятие обработки информации Главная задача заключительного этапа социологического исследования — анализ и интерпретация полученных данных, обобщение выводов и выдача рекомендаций по совершенствованию или изменений работы изучаемого социального механизма.После проведения исследования осуществляются заключительные этапы, истолкование полученных данных. Вначале информация проходит стадию предварительной подготовки к обработке. Она включает в себя проверку методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, происходит выбраковка некачественно заполненных анкет. Данные, полученные в социологическом исследовании на стадии: сбора эмпирического материала, как правило, обрабатываются на ЭВМ. Современная технология обработки включает целый ряд этапов: редактирование данных, кодирование данных, контроль данных и исправление ошибок, выбор средств математической обработки данных, анализ данных [1, с. 122 – 127]. Анкеты, полученные в результате опроса, могут содержать множество ошибок, неточностей и всякого рода погрешностей необходимо по возможности избегать их. Наиболее типичные ошибки:1. Нарушение полевых процедур опроса: использована не та форма вопросника; опрошен не тот респондент; отсутствуют шифры, идентифицирующие вопросник. 3. Противоречивость ответов4. несуществующие коды ответов; Часть из этих ошибок, если они замечены на стадии сбора данных, может быть исправлена в результате беседы с интервьюером, часть - путем повторного обращения к респонденту. Если этого сделать нельзя, зачастую приходится принимать решение об исключении данной анкеты из дальнейшей обработки.Процесс редактирования данных в одних исследованиях (как правило, больших) может быть очень длительным, сложным и многоэтапным, в других — сведен к простому просмотру анкет. Однако в любом случае должен быть в явной форме разработан документ — инструкция по редактированию, который бы указывал, на какого рода возможные ошибки следует обратить внимание и что с ними делать в случае обнаружения. В большинстве случаев анкеты кодируются на стадии их создания, и респондент непосредственно отмечает тот код, который соответствует его ответу. Однако и в таких анкетах возможна и открытая форма вопросов, требующих последующего кодирования. Бланка интервью могут полностью состоять из открытия вопросов и требовать специального кодирования после проведения опроса.Часто процесс кодирования совмещается с редактированием. Существует много способов кодирования информации в анкетах. Выбор того или иного из них предопределяется главным образом спецификой той программы для ЭВМ, которой располагает исследователь при анализе данных. Средства математической обработки данныхСтатистический анализ полученной социологической информации можно обработать следующими видами математической обработки данных: - Ряды распределения. Результат группировки единиц наблюдения по какому-либо признаку называется статистическим рядом. По вариационному ряду количественного признака можно подсчитать, как часто каждое значение этого признака встречается в совокупности.- Статистические таблицы – обобщают исходные данные. В дальнейшем составляют более сложные таблицы, позволяющие сопоставлять ряды распределений, и, наконец, комбинационные таблицы, в которых три или более признака перекрещиваются, комбинируются. По таким таблицам устанавливаются, измеряются и анализируются связи между признаками исследуемой совокупности объектов. - Гистограмма — это графическое изображение интервального ряда. По оси абсцисс откладывают границы интервалов, на которых строят прямоугольники с высотой, пропорциональной плотностям распределения соответствующих интервалов (пропорциональной числу единиц совокупности, приходящейся на единицу длины интервала). При равных интервалах плотности распределения пропорциональны частотам, которые и откладываются по оси ординат.- Кумулятивные кривые. Кумулята округляет индивидуальные значения признака в пределах интервала и представляет собой возрастающую ломаную линию.

Анализ социологической информации: статистическая группировка и ряды распределений.

В результате машинной обработки первичной социологической информации социолог получает данные, которые использует для дальнейших статистического и логического анализов. При обработке эмпирические данные подвергаются обобщению. Одним из простых способов обобщения является статистическая группировка.

Группировка

Группировки бывают простые и сложные. Простые – это группировки по одному признаку, сложные – по двум и более.

Простые группировки образуются в результате подсчета ответов респондентов на вопросы анкеты. Их основная функция – показать структуру совокупности. Например, распределение респондентов по полу: из 200 опрошенных 160 человек – мужчины, 40 – женщины. Данная группировка показывает количественное соотношение мужчин и женщин в группе.

Сложные группировки строятся по двум и более признакам. Их функции заключаются не только в выявлении структуры совокупности (например, половозрастной), но и в установлении взаимосвязи между признаками. Так, можно сгруппировать данные, чтобы выявить: отношение студентов к учебе в зависимости от пола, уровень заработной платы рабочих в зависимости от квалификационного разряда, политические предпочтения населения в зависимости от возраста или места проживания.

Ряды распределения

В результате группировки первичной социологической информации получают ряды распределения. Ряды распределения – это ряды чисел, характеризующие распределение единиц совокупности по какому-либо признаку.

Ряды распределения делятся на атрибутивные и вариационные (схема 4). Атрибутивный ряд образуется по качественному признаку, например распределение респондентов по полу, профессии, социальному статусу, основным жизненным ценностям, мотивам профессиональной деятельности (табл. 11, 12).

Вариационный ряд – это ряд, сформированный по количественному признаку, т.е. признаку, выраженному в числовом значении, например распределение рабочих по количеству выпускаемых деталей за смену, по количеству рабочих дней, пропущенных по болезни, а также по возрасту, стажу (в годах), уровню дохода (в рублях), квалификационному разряду (в номерах квалификационных разрядов) (табл. 13).

Схема 4. Виды рядов распределения

  Составление таблиц, графиков и диаграмм.

Результаты расчетов, выполненных с помощью статистических пакетов, первоначально оформляются в виде таблиц и служат основой для дальнейшего анализа и подготовки аналитического отчета. Но сами по себе цифры в таблицах, тем более если их много, не наглядны и не производят достаточного впечатления. Кроме того, графическое изображение позволяет осуществить контроль достоверности полученных данных, так как на графике достаточно ярко проявляются возможные неточности, которые могут быть связаны с ошибками на каком-либо этапе проведения исследования. Поэтому все статистические пакеты, описанные в §.1.2, позволяют графически предоставить полученную числовую информацию в виде различных диаграмм, а затем, если это необходимо, перенести их в текстовой редактор для сборки окончательного варианта социологического отчета. Существуют также специализированные пакеты для создания и редактирования графических изображений. Кроме того, достаточно часто диаграммы строятся с использованием модуля Microsoft Graph популярного текстового редактора Microsoft Word.





Дата публикования: 0000-00-00; Прочитано: 160 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...